NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

облачно, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

сев.

757мм 52%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город И как потащил жениться

И как потащил жениться

Влюбленный бизнесмен из Новосибирска поступил как джигит: с двумя друзьями он похитил алтайскую десятиклассницу, чтобы устроить свадьбу насильно

Трое новосибирцев пытались украсть 16-летнюю алтайскую девушку — подкараулили ее возле дома, усадили в автомобиль и увезли на свадьбу с 33-летним предпринимателем. История в духе «Кавказской пленницы» закончилась печально для жениха и его товарищей — их поймали полицейские и передали следствию, по российскому законодательству им грозит около 7 лет тюрьмы за похищение несовершеннолетней. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила детали расстроившейся свадьбы, а историки объяснили, в чем экономическая подоплека кавказской традиции.

По материалам Следственного управления СК РФ по Алтайскому краю, 13 июля 2015 года трое обвиняемых приехали из Новосибирска в одно из сел Благовещенского района, чтобы похитить 16-летнюю девушку.

На следующий день им удалось ее подкараулить, девушку быстро усадили в Nissan и повезли в сторону Новосибирска. Однако спустя два часа пути у машины вышли из строя тормоза, и им пришлось заехать на авторемонтную станцию на ул. Балтийской в Барнауле.

Семьи 16-летней школьницы и 33-летнего Артема М., предпринимателя в сфере пассажирских перевозок, принадлежат к армянской диаспоре и давно хорошо знакомы. Артем начал с обычного сватовства, однако отец девушки решил, что сначала ей следует получить образование и профессию, а потом уже выходить замуж, и отказал мужчине.

Тот решил украсть «невесту» по кавказским обычаям и позвал на помощь своих друзей, таксистов Бахрома и Дмитрия. Похитили школьницу они днем, примерно в 14 часов, — увидели, как она выходит из дома одна, схватили и усадили в машину. «Бережно, не причиняя насилия, не связывая, посадили в автомобиль, сели по бокам, чтобы она была в центре. Она сопротивлялась, пыталась вырваться, конечно», — рассказали в правоохранительных органах.

Девушка улучила момент и попросила охранников СТО ей помочь — они и вызволили Симу, спустя несколько часов она снова оказалась в родном доме. Самому похитителю с подельниками удалось уехать — пару месяцев они скрывались от уголовного розыска в Новосибирске, но в итоге полицейские поймали их и передали алтайскому следствию. Сейчас трое друзей ожидают решения суда за решеткой — их обвиняют по п. «а», «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении несовершеннолетнего). Известно, что ранее Артем уже обвинялся в краже, но в итоге стороны помирились и до обвинительного приговора не дошло.

По словам адвоката Николая Потапова, обвиняемые вряд ли получат более 7 лет лишения свободы, а то и меньше, исходя из судебной практики по таким случаям.

Сама статья — не редкость в России, однако в «чистом» виде, без часто сопутствующих убийства или причинения вреда здоровью, такие преступления эксперты относят скорее к единичным случаям — если исключить случаи похищения ребенка одним из родителей. В Новосибирской области похожий инцидент произошел в Болотном около 10 лет назад. Тогда заявление в милицию написала армянская семья, сообщившая, что похищена их 18-летняя дочь накануне свадьбы с молодым человеком из другой армянской семьи. Прокуратура Болотнинского района возбудила уголовное дело по факту похищения невесты собственным женихом, но в итоге обе семьи решили пойти на мировую, и дело рассыпалось.

Такие случаи часто не доходят до суда, поскольку пострадавшая, т.е. похищенная, сторона меньше всего хочет гласности, рассказывает научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. «Отношения между парнем и девушкой [на Кавказе] достаточно опасны — их надзирают большое количество родственников, и каждый шаг может быть подвержен критике», — констатирует он.

Ученый объяснил, что похищения невест практиковались на Кавказе не одну тысячу лет и организовывались прежде всего по экономическим причинам. Так, исторически у народов Кавказа существовало две крупных формы брачных отношений — покупной брак и брак уводом.

Если в первом случае стороны, т.е. большие родственные автономные группы, долго договаривались о подарках и деньгах, то во втором они устраивали формальное похищение, чтобы снизить крупные расходы с обеих сторон на торжество.

И, кроме того, жених таким образом демонстрировал свой героизм.

После любой «кражи» невесты, с ее согласия или нет, к родителям девушки отправляется посыльный, который ставит ее семью в известность о случившемся. В наши дни на Кавказе, как и в прежние времена, для выяснения обстоятельств похищения к девушке привозят почтенных стариков во главе с муллой и близкую родственницу невесты, говорит Макка Албогачиева, и.о. заведующего отделом Кавказа в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). «Они должны обязательно увидеть девушку и узнать, давала ли она согласие на умыкание. Если девушка отвечает положительно, они отправляются к ее родителям и сообщают о добровольном выходе замуж их дочери и о необходимости примирения (тоам бе). Известны случаи, когда насильно украденные девушки давали согласие на брак только лишь из-за боязни за жизнь родных, которые могут прибегнуть к мести», — рассказала специалист.

По словам историка, труднее всего было достигнуть примирения после кражи засватанной другим мужчиной девушки, так как это очень большое оскорбление, за которым могла последовать месть, а в лучшем случае — материальная компенсация.

Так, похититель должен был жениху за нанесенное оскорбление 90 коров, а отец украденной — за то, что он не сдержал данное при сватовстве слово и не уследил за дочерью, — еще 40 коров.

«Но оскорбленный мог не принять материальных компенсаций и преследовать похитителя кровной местью», — приводит Макка Албогачиева пример из трудов известного кавказоведа Башира Далгата.

Дмитриев напомнил, что в середине 80-х многие этнические обычаи стали возрождаться, а в 90-х был настоящий «всплеск архаичности» и число похищенных невест сильно увеличилось. Но в 2000-х традиция снова стала менее популярной — не в последнюю очередь в этом сыграл роль глава Чечни Рамзан Кадыров, который 5 лет назад пообещал искоренить этот обычай, добавила Макка Албогачиева.

Мария Морсина

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления