Трое новосибирцев пытались украсть 16-летнюю алтайскую девушку — подкараулили ее возле дома, усадили в автомобиль и увезли на свадьбу с 33-летним предпринимателем. История в духе «Кавказской пленницы» закончилась печально для жениха и его товарищей — их поймали полицейские и передали следствию, по российскому законодательству им грозит около 7 лет тюрьмы за похищение несовершеннолетней. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила детали расстроившейся свадьбы, а историки объяснили, в чем экономическая подоплека кавказской традиции.
По материалам Следственного управления СК РФ по Алтайскому краю, 13 июля 2015 года трое обвиняемых приехали из Новосибирска в одно из сел Благовещенского района, чтобы похитить 16-летнюю девушку.
На следующий день им удалось ее подкараулить, девушку быстро усадили в Nissan и повезли в сторону Новосибирска. Однако спустя два часа пути у машины вышли из строя тормоза, и им пришлось заехать на авторемонтную станцию на ул. Балтийской в Барнауле.
Семьи 16-летней школьницы и 33-летнего Артема М., предпринимателя в сфере пассажирских перевозок, принадлежат к армянской диаспоре и давно хорошо знакомы. Артем начал с обычного сватовства, однако отец девушки решил, что сначала ей следует получить образование и профессию, а потом уже выходить замуж, и отказал мужчине.
Тот решил украсть «невесту» по кавказским обычаям и позвал на помощь своих друзей, таксистов Бахрома и Дмитрия. Похитили школьницу они днем, примерно в 14 часов, — увидели, как она выходит из дома одна, схватили и усадили в машину. «Бережно, не причиняя насилия, не связывая, посадили в автомобиль, сели по бокам, чтобы она была в центре. Она сопротивлялась, пыталась вырваться, конечно», — рассказали в правоохранительных органах.
Девушка улучила момент и попросила охранников СТО ей помочь — они и вызволили Симу, спустя несколько часов она снова оказалась в родном доме. Самому похитителю с подельниками удалось уехать — пару месяцев они скрывались от уголовного розыска в Новосибирске, но в итоге полицейские поймали их и передали алтайскому следствию. Сейчас трое друзей ожидают решения суда за решеткой — их обвиняют по п. «а», «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении несовершеннолетнего). Известно, что ранее Артем уже обвинялся в краже, но в итоге стороны помирились и до обвинительного приговора не дошло.
По словам адвоката Николая Потапова, обвиняемые вряд ли получат более 7 лет лишения свободы, а то и меньше, исходя из судебной практики по таким случаям.
Сама статья — не редкость в России, однако в «чистом» виде, без часто сопутствующих убийства или причинения вреда здоровью, такие преступления эксперты относят скорее к единичным случаям — если исключить случаи похищения ребенка одним из родителей. В Новосибирской области похожий инцидент произошел в Болотном около 10 лет назад. Тогда заявление в милицию написала армянская семья, сообщившая, что похищена их 18-летняя дочь накануне свадьбы с молодым человеком из другой армянской семьи. Прокуратура Болотнинского района возбудила уголовное дело по факту похищения невесты собственным женихом, но в итоге обе семьи решили пойти на мировую, и дело рассыпалось.
Такие случаи часто не доходят до суда, поскольку пострадавшая, т.е. похищенная, сторона меньше всего хочет гласности, рассказывает научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. «Отношения между парнем и девушкой [на Кавказе] достаточно опасны — их надзирают большое количество родственников, и каждый шаг может быть подвержен критике», — констатирует он.
Ученый объяснил, что похищения невест практиковались на Кавказе не одну тысячу лет и организовывались прежде всего по экономическим причинам. Так, исторически у народов Кавказа существовало две крупных формы брачных отношений — покупной брак и брак уводом.
Если в первом случае стороны, т.е. большие родственные автономные группы, долго договаривались о подарках и деньгах, то во втором они устраивали формальное похищение, чтобы снизить крупные расходы с обеих сторон на торжество.
И, кроме того, жених таким образом демонстрировал свой героизм.
После любой «кражи» невесты, с ее согласия или нет, к родителям девушки отправляется посыльный, который ставит ее семью в известность о случившемся. В наши дни на Кавказе, как и в прежние времена, для выяснения обстоятельств похищения к девушке привозят почтенных стариков во главе с муллой и близкую родственницу невесты, говорит Макка Албогачиева, и.о. заведующего отделом Кавказа в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). «Они должны обязательно увидеть девушку и узнать, давала ли она согласие на умыкание. Если девушка отвечает положительно, они отправляются к ее родителям и сообщают о добровольном выходе замуж их дочери и о необходимости примирения (тоам бе). Известны случаи, когда насильно украденные девушки давали согласие на брак только лишь из-за боязни за жизнь родных, которые могут прибегнуть к мести», — рассказала специалист.
По словам историка, труднее всего было достигнуть примирения после кражи засватанной другим мужчиной девушки, так как это очень большое оскорбление, за которым могла последовать месть, а в лучшем случае — материальная компенсация.
Так, похититель должен был жениху за нанесенное оскорбление 90 коров, а отец украденной — за то, что он не сдержал данное при сватовстве слово и не уследил за дочерью, — еще 40 коров.
«Но оскорбленный мог не принять материальных компенсаций и преследовать похитителя кровной местью», — приводит Макка Албогачиева пример из трудов известного кавказоведа Башира Далгата.
Дмитриев напомнил, что в середине 80-х многие этнические обычаи стали возрождаться, а в 90-х был настоящий «всплеск архаичности» и число похищенных невест сильно увеличилось. Но в 2000-х традиция снова стала менее популярной — не в последнюю очередь в этом сыграл роль глава Чечни Рамзан Кадыров, который 5 лет назад пообещал искоренить этот обычай, добавила Макка Албогачиева.
Мария Морсина
Кадр из фильма «Кавказская пленница»