Все новости
Все новости

Шерегеш перегородили

На любимом горнолыжном курорте новосибирцев открывается зимний сезон — однако скатиться по склону мешает железный забор, который перегородил трассу

Поделиться

Новосибирская «дальняя» дача — горнолыжный курорт Шерегеш в Кузбассе — начинает новый сезон. В этом году открытие проходит на фоне тщетных попыток ввести на курорте что-то вроде единого ски-пасса или единой платежной карты, а сопровождается строительством забора на горе, разделяющего подъемники конкурентов. Теперь многие боятся, что туристы будут массово разбиваться о металлический забор. НГС.НОВОСТИ выясняли, почему провалилось поручение премьера Медведева о единой карточке и долго ли еще будут противостоять друг другу разные группы собственников горнолыжной инфраструктуры.

Неофициальное открытие сезона (официальное состоится в 20-х числах ноября) проходит обычно в Шерегеше в конце октября на Хэллоуин. На курорте уже установился снежный покров, в последние дни снегопад добавил еще 30 см свежего «пухляка».

Раннее открытие сезона в этом году ознаменовалось борьбой с заборами на горе Зеленая. Новосибирские горнолыжники и сноубордисты в числе других жителей России присоединились к петиции за снос забора, разделяющего подъемники на «лбу» сектора А: территорию подъемника «Каскад» отделяют от «Ольги» и «Фристайла». Петиция, адресованная губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и главе Таштагольского района Владимиру Макуте, появилась на сайте change.org 28 октября. Автор петиции жительница Екатеринбурга Мария Коврижкина считает, что формальная причина установки забора — требование Ростехнадзора, обязывающее отделять трассы с катающимися людьми от линий подъема, — не является истинной. «Прежде всего, в этом нет никакой необходимости, так как на всех цивилизованных ГЛЦ (горнолыжных центрах) об опасности пересечения канатной дороги предупреждают знаки либо организованы специальные места для пересечения канатных дорог. Также металлический забор несет потенциальную опасность для здоровья туристов, так как ограждение не должно быть жестким», — считает автор петиции. Мария утверждает, что за забором отрезанными от горы останутся подъемники компаний «Ольга» и «Фристайл». А вот подъемники «Каскад Курорта» так и останутся не огражденными от трассы, и в этом автор протеста видит несправедливость. К вечеру пятницы петиция собрала 1200 голосов.

Опытный горнолыжник Вячеслав Емельянов видит в заборе повышенную опасность и противоречие с менталитетом туристов Шерегеша. «Это грубое нарушение безопасности катания на горнолыжном курорте. В условиях плохой видимости, что в Шерегеше составляет половину всего времени, наличие такого забора, который невозможно объехать (дерево в лесу можно хоть как-то объехать), может привести к несчастному случаю и, не дай бог, к летальному исходу! Заборы в наше время на горнолыжном курорте — это не европейский стиль. Это больше напоминает стиль 90 годов — "что-то отжать"», — рассуждает Вячеслав.

Сноубордист Юрий Гой относится к нововведениям с бьшим нейтралитетом: «В целом если они забор сделают безопасным для катальщиков, то это должно сократить количество травм в данной зоне».

Установившая забор компания «Каскад Курорт» оказалась недоступной для комментариев. Однако на том же сайте change.org компания выложила ответную петицию с обращением все к тем же кемеровским властям с просьбой разобраться с «ситуацией, в которую нас поставила исторически сложившаяся хаотичная застройка курорта». «Каскад», владеющий 8 из 18 подъемников Шерегеша, заявляет: «Наша организация категорически против установки ограждений, разделяющих склон каким-либо способом, однако у нас не остается выхода, кроме как выполнять федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности». Свои зеленые подъемники «Каскаду» ограждать нет необходимости, поскольку они ближние к трассе и при наличии забора пересекать эту линию подъема уже никто не будет. Кроме того, в заборе обещают обустроить разрывы для прохода в отели, расположенные на горе. «Не все могут контролировать свою скорость, представьте ситуацию, когда на поднимающегося на бугеле ребенка несется 80-килограммовый мужчина со скоростью 60 км/ч! Уже были случаи, когда туристов тяжело травмировали на линии подъема!» — поясняют необходимость установки забора представители «Каскада».

Собственник подъемников и гостиниц «Фристайл» Олег Мальцев считает, что бизнесмен Игорь Прокудин, владеющий ООО «Каскад Курорт», просто желает выдавить из конкурентного поля более мелких собственников. Независимые участники бизнес-сообщества Шерегеша, владеющие теми или иными активами на горе Зеленая, говорят: забор возник из-за отсутствия договоренности между основными группами собственников подъемников. Кроме того, несмотря на поручения премьера Дмитрия Медведева и главы Кузбасса Амана Тулеева, собственники так и не смогли создать внятную единую платежную карту на все 18 подъемников или хотя бы ски-пасс. Сейчас турист, отдыхающий в Шерегеше, имеет в своем кармане 5-6 различных карточек.

«Можно сказать, что это давление бизнеса на бизнес, но "Каскад" тоже можно понять, он один там эти трассы обслуживает все на "лбу". А там собственников… Он же не первый год воюет. Он раньше с другими воевал. Кто-то договорился, кто-то не хочет договариваться. Было очень интересно, там несколько групп финансовых, как они будут там дальше все это делить », — рассуждает руководитель туристско-информационного центра «Шерегеш» Вячеслав Анисимов.

«Есть люди, которые построили подъемники, а есть люди, которые обрабатывают трассы, готовят их к катанию. Здесь их интересы не совпали, потому что кто-то платит за это деньги и заботится о трассах, а кто-то пользуется ими. Здесь должна вмешаться администрация и паритетно решить, кто за что должен платить. Шерегеш —это одно сообщество, и если мы начнем воевать, гадости какие-то делать, то это будет очень плохо», — считает арт-директор группы компаний AYS (гостиницы, общепит) Константин Кошкин.

Некий единый ски-пасс («проездной» на весь день без ограничения числа подъемов) стоимостью 1400 руб., о котором недавно было объявлено, включил в себя 12 подъемников: компаний «Каскад» (сектор А, 8 подъемников), «Малка» (Sky Way, 2 подъемника), «Панорама» (1 подъемник) и в секторе Е (1 подъемник).

Появился и альтернативный ски-пасс от конкурентов за 1000 руб. от компаний «Фристайл», «Спортотель» и «Ольга». По задумке бизнесменов, это и должно стать ответом на просьбы Медведева и Тулеева, однако эксперты сомневаются в практичности ски-пассов за такие деньги. «Туристы-то просили не единый ски-пасс, а единую карточку [платежную]. Провели голосование, примерно 30 % готовы воспользоваться единым ски-пассом. 1400 руб. — это на самом деле человек подготовленный, должен кататься весь день. Я катаюсь 5–7 раз в день, мне невыгодно, я буду использовать разовые подъемы», — объясняет Константин Кошкин. «1400 руб. Человек приезжает, у него еще стоянка или такси до горы. Там получается такие затраты, что это недоступный курорт получается. Лучше карту, на которую деньги закидывать. Комфортная стоимость катания в день — 500 руб.», — рассуждает Вячеслав Анисимов.

Между тем кузбасские власти в лице администрации Кемеровской области не смогли ответить на вопросы о том, почему просьбы премьера Дмитрия Медведева и губернатора Амана Тулеева выполнены не полностью и каковы перспективы развития на курорте единой платежной системы и дружелюбной среды без заборов.

Дмитрий Косенко

Фото Татьяны Кривенко

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter