8 декабря среда
СЕЙЧАС -17°С

Налог на совесть

Новосибирцы нашли способ незаконно сэкономить миллиарды — государство не в силах их наказать

Поделиться

Поделиться

Налоговая служба региона собрала с населения 1,5 млрд руб. имущественных налогов за 2014 год из 2,654 млрд исчисленных налогов. В процентном соотношении это чуть больше половины. «Ситуация, которая складывается с уплатой имущественных налогов, нас не радует, а в большей степени, напротив, огорчает», — сообщил 15 октября на встрече с журналистами руководитель УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев.

Под имущественным налогом физических лиц подразумевается транспортный (на машины, мотоциклы, моторные лодки), земельный (участки для сельхозработ и строительства) и непосредственно налог на имущество (квартиры, дачи, гаражи, боксы и т.д.). На размер транспортного налога влияют тип транспортного средства, его возраст, мощность двигателя.

По данным сайта КонсультантПлюс, для Новосибирской области ставки по основным налогам находятся в следующем диапазоне: на имущество — от 0,09 до 2 %, по транспорту — от 2 до 150 руб. за лошадиную силу, по земельному — от 0,2 до 1,45 % от стоимости участка. Кроме имущественных налогов новосибирцы, как и все остальные граждане РФ, платят ежемесячный подоходный налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его высчитывает организация-работодатель (13 % зарплаты).

Ставки по налогам в НСО не индексировались уже несколько лет, говорит Алексей Легостаев. В среднем на одного новосибирского налогоплательщика приходится 517 руб. налогов на имущество, по России — 786 руб. «Мы не жадные, но мне кажется, что статус Новосибирской области позволяет установить показатели чуть выше среднероссийского, и в том числе при налоговой нагрузке», — высказал мнение глава налоговой службы Новосибирской области.

В 2015 год налоговая служба вошла с негативными результатами по имущественным налогам с физических лиц, подчеркнул Алексей Легостаев. Это случилось благодаря задолженности, накопленной за предыдущие годы. Прирост задолженности начался в 2014 году и составил 280 млн руб. В 2015 году, по прогнозам специалистов, задолженность может вырасти до 300–350 млн руб. Всего на 1 января 2015 года по земельному и транспортному налогу новосибирцы были должны казне 2,5 млрд руб., что на 13,5 % больше показателей 2014 года. Не спасает ситуацию даже то, что за 2014 год увеличилось количество поступлений налогов от автовладельцев. За прошлый год налоговики исчислили 1,9 млрд руб. — 120 % в сравнении с 2013 годом.

Преподаватель кафедры финансов, профессор НГУЭУ Нина Дементьева говорит, что причины недоимок лежат как в правовой плоскости, так и в плоскости менталитета. «Во-первых, владельцы не получают квитанции, извещения о необходимости уплаты. Например, потому что не совпадают фактическое место жительства и место регистрации. Во-вторых, бывает ситуация, когда некоторые владельцы передают другим право управлять автомобилем по доверенности. Или продают автомобиль без извещения налоговых органов и продолжают получать квитанции оплаты налога той собственности, которой уже не владеют», — рассуждает финансист.

Кроме того, по наблюдениям специалиста, в сознании граждан не выстраивается взаимосвязи между уплатой налогов и какими-то положительными изменениями в регионе.

«Все налоги обезличены. Нет возможности отследить, куда идут именно твои деньги. Есть территориальный дорожный фонд, но нельзя сказать, что какой-то конкретный человек профинансировал какой-то ремонт. Тогда начинаются рассуждения обывателей: почему чиновники воруют, а я должен платить?» — резюмирует Нина Дементьева.

«В этом году мы направили в суд 65 тыс. исковых заявлений, работаем со службой судебных приставов, более 33 тыс. исполнительных производств было возбуждено», — говорит глава новосибирских налоговиков.

Крайняя мера для должника — ограничение выезда за границу, но эта мера применяется редко: всего в регионе 350 человек с долгами более 10 тыс. руб., которым запретили покидать страну, говорит Алексей Легостаев. «Получается, что собираемость у нас сегодня только 56,5 %. Мне кажется, ситуация достаточно… я бы ее назвал даже критичная», — признает налоговик.

Виталий Ветров, управляющий партнер юридической компании «Ветров и партнеры», указывает, что у налоговой системы при всем желании нет возможности взыскивать со всех должников одинаково строго. «Если количество субъектов задолженности измеряется тысячами и десятками тысяч, то применять повально методы дополнительного принуждения к исполнению бессмысленно. Налоговая и судебная система могут застопориться от такого количества исков. Также играет роль сумма задолженности. Пока она не станет значительной, может вообще никаких мер в отношении должника не приниматься», — описал ситуацию Виталий Ветров.

Новые источники сборов в пользу казны специалисты видят, в частности, в расширении списка автомобилей, облагаемых налогом из-за своей дороговизны. В 2014 году в него входило 187 наименований, в 2015-м перечень расширится до 424. «Все зависит от стоимости автомобиля и года выпуска. Основная масса [машин] стт от 3 млн до 5 млн руб. Есть всего одно авто Rolls-Royce стоимостью свыше 15 млн руб. С него идет налог 140 тыс. руб. Это не смертельно для достаточно обеспеченного человека», — говорит Алексей Легостаев.

Анна Наумцева

Фото Татьяны Кривенко

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку