25 октября понедельник
СЕЙЧАС +9°С

Дирижабли на поводке

Придуман фантастический способ избавить новосибирцев от пробок — а заодно дать городу мировую славу

Поделиться

Поделиться

Директор Института химии твердого тела и механохимии (ИХТТМ) СО РАН Николай Ляхов предложил в качестве быстрого транспорта использовать в городе дирижабли, которые работали бы по принципу троллейбусов. Идея родилась несколько лет назад и была просчитана внутри коллектива научно-производственной компании «ГДС», которая работает при институте. Но рассказать о ней ученые решили только сейчас — после того как запатентовали в Швейцарии.

«Почему дирижабли? — смеется Николай Ляхов, рассказывая о проекте корреспонденту НГС.НОВОСТИ. — Это непростой вопрос. Какие-то ассоциативные вещи… Это такая [коллективная] компиляция. Известно, что дирижаблестроение в России, с одной стороны, развивается, а с другой — не слишком востребовано. "Рособоронэкспорт" их не только выпускает, но и продает за рубеж. Компании какие-то берут для решения своих тяжелых транспортных проблем».

«Здесь как бы перевернутый троллейбус — он стоит на этих роликах и движется по проводам, как по рельсам», — пояснял ранее агентству ТАСС директор ИХТТМ.

Дирижабли как городской транспорт, по мнению ученого, очень выгодны и просты: для них необходимо будет только построить 15–20-метровую (над уровнем земли) «трассу», напоминающую линию высоковольтной электропередачи с двумя проводами. Дирижабль сильно облегчается, так как убирается двигатель, изготавливается из термостойкой полимерной пленки (как для натяжных потолков) и каркаса из углепластика.

Соединить такой трассой можно важные объекты, куда необходимо добираться быстро, например, аэропорт «Толмачёво». Туда, по мнению авторов проекта, пассажир долетит за 10–20 минут. Средняя скорость у таких дирижаблей-троллейбусов будет порядка 20–30 км/ч. Это, по мнению Ляхова, оптимальная скорость, чтобы можно было получать удовольствие от такого воздухоплавания. В уже проектируемых кабинах дирижаблей комфортно размещается 30 человек, но кабины можно увеличивать. А для посадки и высадки можно делать на вышках площадки, с которых пассажиры будут спускаться и подниматься с помощью лебедок или лифтов.

Поделиться

«Но это, конечно, не замена, не решение транспортной проблемы, а городская достопримечательность. Городу надо чем-то выделиться! Вот в Китае в какой город ни приедешь — либо мост, либо башня, либо какая-то плотина…

В Дубае острова намыли. Все чем-то хвастаются», — пояснил Ляхов.

Весь проект, по мнению разработчиков, сопоставим по цене с ЛЭП, будет по карману частному бизнесу и очень быстро окупится. И еще один плюс: водителей дирижаблей специально учить не надо — только технике безопасности.

Известный российский музыкант, лидер рок-группы «Коррозия металла» Сергей «Паук» Троицкий, когда приезжал в Новосибирск баллотироваться на пост мэра, предлагал решить транспортную проблему в городе именно с помощью дирижаблей. Услышав от корреспондента НГС.НОВОСТИ, что этой идеей занялись ученые, музыкант заключил, что умные мысли приходят не в одну голову.

«Когда мы были в Новосибирске, мы специально на вертолете 3 дня над Новосибирском с самыми мощнейшими учеными летали, например, и думали, как сделать так, чтобы трафик был. Потому что, когда вот, допустим, опаздывали на самолет в "Толмачёво", мне приходилось с топором выходить на улицы и разгребать пробки, например, тащемта…

Конечно, ну дирижабли — это самая, как бы, ну вот моднейшая тема, например, да, называется», — прокомментировал проект Троицкий, добавивший, что он готов принять от мэрии два билета на самолет, чтобы прилететь и перерезать ленточку, когда запустят дирижабли.

Еще одну идею скоростного транспорта рок-музыкант выдал в конце своего комментария. По мнению «Паука», не надо строить мосты через Обь, а надо проложить «две железки» (сверху и снизу) с магнитным полем, за счет которого машины будут скользить между ними с одного берега на другой как на воздушных подушках.

О гибриде поезда и самолета (на базе нерабочих Як-40), который скользит по монорельсу, приподнятому над городом, со скоростью до 200 км/ч, рассуждали год назад в СибНИА им. Чаплыгина. «Говорят [в мэрии] — денег нет. Речь шла о копейках — 100 млн руб. на экспериментальный участок… Никому ничего не надо. Это если сказать грубо. А если нет — то работа идет. Вроде как вовлечена в это дело московская структура. Вполне возможно, что какой-то экспериментальный вариант этой эстакадной дороги будет реализован в ближайшие год-два», — прокомментировал научный руководитель СибНИА им. Чаплыгина Алексей Серьёзнов, добавивший, что такая скоростная дорога, по его мнению, могла бы соединить Новосибирск с соседними городами.

В 2002 году мэрии предлагали еще один фантастический проект — «Струнная транспортная система Юницкого». Это было еще более необычное предложение: транспортный модуль автолёт двигался бы по струнному рельсовому пути, установленному на опорах над городом. Автора тогда назвали самозванцем, а проект чепухой. Юницкий не захотел общаться по телефону, предложив переписку по электронной почте, однако на письмо с вопросами так и не ответил.

Наконец, летом этого года питерский экономист Ринат Бичурин отправил предложение в мэрию о проекте легкого наземного метро. Через переписку в соцсети он рассказал НГС.НОВОСТИ, что в Новосибирске можно проложить 120 км путей за сумму более чем в 36 млрд руб. Правда, этот экономист уже получил возражения и.о. начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Сергея Райхмана, но не отчаялся, а изложил проект более подробно, объяснив, что за счет рекламы на станциях проезд на таком метро можно сделать вообще бесплатным, и сейчас ждет окончательного ответа чиновников. Впрочем, Бичурин успел отправить аналогичные проекты в 30 российских регионов.

Илья Калинин

Коллаж Александра Ощепкова (1), фото предоставлено Николаем Ляховым (2)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...