NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

облачно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

сев.

755мм 37%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Дороги и транспорт Неудержимое хамство

Неудержимое хамство

ГИБДД отказалась штрафовать заехавшего на тротуар водителя дорогого джипа — в инспекции не поверили очевидцу, снявшему безобразие на смартфон

Житель Новосибирска Сергей Слободчиков попытался добиться наказания для водителя Toyota Land Cruiser 200, который припарковался, перегородив пешеходный тротуар. Он сфотографировал неправильно припаркованный автомобиль, написал заявление и отправил его на сайт ГИБДД. Через месяц Сергей получил официальный ответ: наказывать автохама не будут, потому что сфотографировано правонарушение на обычный смартфон, а сам водитель свою вину отрицает. Эксперты назвали ответ отпиской — если ГИБДД подаст в суд, владельца джипа оштрафуют, — однако этим, считают адвокаты, просто никто не хочет заниматься. Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучил это дело и выяснил, почему водителям-хамам удается избежать наказания, даже если они попали в объективы фото- и видеокамер.

Житель Новосибирска Сергей Слободчиков увидел брошенную Toyota Land Cruiser 200 напротив военкомата на ул. Свердлова, 8 еще 21 июля, когда шел на работу. Водитель джипа поставил машину, перегородив почти наполовину узенькую тротуарную дорожку. «Я понимаю, что у нас и машин много, и с местами парковочными проблема. Ну колесом заехал… Но тут "Ленд Крузер" практически перегородил тротуар. Смотрю, девушки протискиваются, а водителя нет», — пояснил Сергей свое негодование. Новосибирец сделал на телефон два снимка — автомобиля и его номера, чтобы потом отправить на сайт ГИБДД.

Тогда неравнодушный новосибирец отправил фотографии и свое подробное пояснение на сайт ГИБДД. Через несколько дней его вызвали написать заявление уже на бумаге, а примерно через месяц Сергей получил официальный ответ из автоинспекции. Там сказано, что производство по данному делу прекращено, так как бесспорную вину владельца автомобиля следствию доказать не удается. «Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица», — гласит официальный ответ за подписью командира полка ДПС областной ГИБДД Андрея Бойко. Также в ответе сказано, что фиксация правонарушения не была произведена специальным техническим средством (к которым смартфон не принадлежит), поэтому особый порядок привлечения к ответственности в данном случае применить нельзя. А сам водитель свою вину, само собой, отрицает.

Тем не менее официально в пресс-службе областной ГИБДД заявили, что граждане действительно могут отправлять в автоинспекцию снятые на любительские фотовидеокамеры или телефоны материалы — на снимке обязательно должны быть видны авто и его номер. Как пояснил старший инспектор по пропаганде безопасности движения областной ГИБДД Алексей Толочный, вопрос с фиксацией нарушения упрощается, если задействованы специальные техсредства — «Паркон», «Арена», «Кречет», «Стрелка» и др. Но в руках гражданского они бесполезны, так как проходят ежегодную поверку и учет в ГИБДД. С другой стороны, обычный фотоаппарат в руках инспектора имеет ту же силу, как и спецтехсредство, так как им пользуется лицо, имеющее полномочия по выявлению и пресечению нарушений ПДД. Один из сотрудников ГИБДД, пожелавший остаться неназванным, объяснил, что тут все дело в том, как поведет себя автохам.

Если водитель признается, что нарушил правила, — его штрафуют. Если же уверяет, что автомобиль его, но он его так не ставил и ничего пояснить больше не может, — сработает презумпция невиновности.

В случае с фотофиксацией нарушения на специальную технику или лично инспектором такая отговорка не сработает, уточнил сотрудник ГИБДД, заметив, что строчка в законе про «специальные технические средства» и оставляет для нерадивых водителей подобную лазейку. По мнению полицейского, исправить это могут только на уровне Госдумы, отредактировав закон.

Председатель коллегии адвокатов «Форум» Павел Яровой, изучив ответ ГИБДД Сергею Слободчикову, назвал бумагу отпиской. «Им просто не хочется лишней работы… Твоя машина, а где ты был? Что, угнали ее? Кто был за рулем машины? Привлекают к административной ответственности, отправляют в суд, и весь вопрос», — описал Павел Яровой, как могли бы действовать полицейские с нарушителем.

В пресс-службе областной ГИБДД пояснили, что различных обращений через сайт с каждым годом становится все больше. В 2014 году их поступило через сайт в ГИБДД НСО около 3300 (обращения в инспекции не сортируют по темам), а за чуть более полугода 2015-го — уже 2100.

«Очень много сообщений о парковках на газонах. Но это не наша компетенция, а РАТИ (районная административно-техническая инспекция. — И.К.), и мы людям это объясняем. После сокращения [сотрудников полиции в 2012 году], безусловно, стало сложнее [работать]. Сейчас еще, возможно, будет сокращение», — заметили в пресс-службе, добавив, что выход из ситуации видят в том, чтобы муниципалитет и управляющие компании проводили профилактику таких нарушений — устанавливали ограждения.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак пояснил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что о парковочной проблеме они наслышаны, но убирать строчку из закона про специальные технические средства было бы неправильно, иначе возникает риск создания фальшивых фотографий. «Наложить номер автомобиля на фотоснимок с любым автомобилем никакой сложности не представляет», — считает г-н Брячак. На замечание, что эта проблема все более усугубляется, перерастая в столкновения между пешеходами и водителями-хамами и порчу авто, депутат Госдумы предложил «не выпускать иногда справедливый гнев в правовом поле» и не призывать граждан фиксировать правонарушения. Новый транспортный законопроект уже подготовлен и будет рассматриваться в октябре-ноябре, добавил Брячак.

Если закон примут, проблема парковок будет решаться так: эвакуация автомобилей, кроме случаев ДТП, будет запрещена, эвакуаторы — только государственные, а местные власти обяжут строить парковки.

Примеры, когда новосибирцам при помощи смартфонов удавалось наказать автохамов, так или иначе связаны с вниманием СМИ — КоАП приравнивает сообщение о правонарушении в прессе к заявлению в правоохранительные органы. В мае этого года НГС.НОВОСТИ сообщили об аналогичном случае, когда горожанин смог добиться штрафа для владельца «Лексуса», стоящего на тротуаре: неправильно припаркованный автомобиль тоже был снят на телефон. Как стало известно накануне, в ГИБДД также решили завести сразу несколько административных дел по мотивам вышедшего на НГС 20 июля 2015 года фоторепортажа «Валите отсюда, а?» — его антигероями стали водители, заехавшие на тротуар. Авторов этого материала вызвали 28 августа в автоинспекцию для написания заявления — как пояснили в ГИБДД, это обязательное условие для того, чтобы оштрафовать каждого попавшего в кадр нарушителя.

Илья Калинин

Фото Александра Ощепкова (1), Сергея Слободчикова, sl-serg.livejournal.com (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления