NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -6

4 м/c,

сев.

755мм 37%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Дороги и транспорт «Эмоции переполняли салон»

«Эмоции переполняли салон»

Над городом кружил сломанный пассажирский лайнер SuperJet с 93 пассажирами — просторная и комфортная гордость новосибирской промышленности оказалась гораздо ненадежнее «Боингов»

В аэропорту «Толмачёво» из-за неисправности совершил внештатную посадку отечественный самолет Sukhoi SuperJet 100 (SSJ), выполнявший рейс в Якутск. После взлета у пилотов аварийно сработал датчик системы подачи воздуха в салон. Авиаинцидент произошел на фоне сообщений о том, что производитель самолета «Компания "Сухой"» из-за санкций испытывает проблемы с поставками импортных комплектующих, доля которых в конструкции судна достигает 40 %. НГС.НОВОСТИ разбирались, грозит ли это остановкой производства, часто ли ломается SuperJet и почему он не стал заменой «Боингам» и «Эйрбасам».

В ночь на 17 августа Sukhoi SuperJet 100 авиакомпании «Якутия» с 93 пассажирами на борту (рейс 490) вылетел из «Толмачёво» и направился в аэропорт Якутска. Как сообщили в авиакомпании, после взлета и набора высоты на борту сработали датчики неисправности «системы регулирования воздуха». Командир судна принял решение вернуться, самолет начал кружиться над Новосибирском, вырабатывая топливо. После посадки пассажирам организовали питание, в Якутск их увез резервный Boeing 737-800 утренним рейсом.

«Пролетели полчаса или час, раздалась такая вибрация, в турбине загудело. Самолет стал разворачиваться, пилот объявил, что вынуждены вернуться в аэропорт Новосибирск по технической причине. Очень сильно упала скорость самолета, воздушные ямы, народ очень переживал, эмоции переполняли салон. Были люди, которым стало плохо, стюардессы им давали кислородные баллоны. Когда мы летели обратно, кондиционеры перестали работать, было жарко довольно», — рассказывает пассажир рейса Алексей.

Аудиозапись с сайта LiveATC, хранящего архивы переговоров командира судна и диспетчеров, добавляет подробностей. «490-й, добрый вечер, у нас возврат в аэродром вылета, проблемы с системой кондиционирования.

Расследованием авиаинцидента занялось Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ. Информации о пожилой пассажирке, упомянутой пилотом, в ведомстве не оказалось, зато там уточнили, что «система регулирования воздуха» выполняет функцию выравнивания давления воздуха. «Датчик сработал, а сломалась ли система или было ложное срабатывание, сейчас выясняется», — сообщила представитель следственного управления Яна Стрижова. В авиакомпании «Якутия» пояснили, что на самолете SuperJet 100 установлена система автоматического регулирования давления (САРД) производства немецкой компании Liebherr-Aerospace. «В полете (на высоте около 10 км) система создает комфортное давление внутри самолета, такое, как будто самолет находится на земле. Необходима для комфорта пассажиров», — объясняет пресс-секретарь авиакомпании Светлана Сивцева.

Фоном для происшествия с якутским самолетом стали сообщения о проблемах с импортными комплектующими, которые испытывает производитель SuperJet 100 «Компания "Сухой"» (Акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого», АО ГСС). По данным газеты «Ведомости», возможные проблемы с поставками связаны с введенными против России санкциями. Французская компания Thales Avionics SAS с декабря 2014-го по июль 2015 года не отгружала вычислители системы самолетовождения. Американская Parker (гидравлические системы) угрожает совсем прекратить поставки, если SSJ будет летать в Крым или им будут пользоваться нефтегазовые компании. Уже сейчас ГСС пытается снизить долю иностранных комплектующих в SSJ, разработан план импортозамещения, планируется заместить 22 вида компонентов. На сегодня доля импорта в конструкции самолета — 40 %.

Напомним, что Sukhoi SuperJet 100 — это ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный отечественным холдингом «Сухой» при содействии иностранных компаний. SSJ вмещает до 98 пассажиров. Иностранцы поставляют для него двигатель, системы управления и жизнеобеспечения, шасси, гидравлическую систему, интерьер, электрику, колеса, тормоза.

В Новосибирске завод им. В.П. Чкалова изготавливает для самолета носовой и подкилевой отсеки фюзеляжей, отсек вспомогательной силовой установки (ВСУ), горизонтальное оперение, вертикальное оперение.

За последние 5 лет SuperJet 100, по данным ГСС, закупали или арендовали несколько авиакомпаний: «Аэрофлот» (20 шт.), «Якутия» (2 шт.), Red Wings (4 шт.), мексиканская Interjet (15 шт.), «Газпром авиа» (10 шт.). За период 2011–2014 годы произведено 79 товарных самолетов. Максимальное число — 37 шт. — было изготовлено в 2014 году. План на 2015 год — только 21 шт.

По данным аэропорта «Толмачёво», из Новосибирска на SuperJet 100 авиакомпаний «Якутия» и «Центр Юг» можно улететь в Екатеринбург, Магадан, Нерюнгри, Якутск, Владивосток, Улан-Удэ, Москву.

Что касается надежности и количества поломок, авиакомпании в своих отчетах отмечают, что пока SuperJet 100 не дотягивает до уровня Boeing и Airbus. Как сообщили в авиакомпании «Якутия», имеющиеся у них SSJ составляют 10 % всего парка.

Усредненная наработка SuperJet 100 на отказ составляет 23 часа и 9 посадок. Для сравнения: наработка на отказ на флоте Boeing 737 составляет 40 часов и 12 посадок.

Ранее «КоммерсантЪ» сообщал, что у «Аэрофлота» 40 % всех инцидентов, связанных с отказами авиатехники, приходятся на SSJ, которые занимают всего 8 % от всего парка.

SuperJet 100 стоит около 1 млрд руб., он в 1,2–2 раза дешевле своих потенциальных конкурентов Boeing 737, Airbus A318–A320. В меньшие суммы обходится и его дальнейшее обслуживание. Существенным плюсом считается просторный и удобный салон этого самолета. «Места по ощущениям больше, чем в "Боинге", удобные просторные сиденья. В ряду 5 человек — трое и двое. Багажные отсеки маловаты. А так самолет выглядит удобным, немножечко просторнее, чем "Боинг"», — рассказывает пассажир Алексей. «Более удобный салон — одно из конкурентных преимуществ. Просторный удобный салон, сравнимый с дальнемагистральными самолетами. Удобное багажное отделение, хорошее расстояние между креслами, хорошие проходы. По удобству сопоставим с самолетами более высокого класса», — соглашается авиационный эксперт, преподаватель Олег Дайнатович.

Новосибирские эксперты тоже защищают машину. «На заводе его собирают надежно, оборудование там современное, работники все обученные, стажировку за границей проходят. Он экономичней с точки зрения и обслуживания, и полетов, и затрат керосина», — говорит директор Новосибирского авиационного технического колледжа Андрей Брикман.

В компании «Гражданские самолеты Сухого» рассказали, что надежность SuperJet уже удалось повысить — за 2015-й произошло «увеличение налета парка воздушных судов на авиационное событие на 15 %». Портфель заказов ГСС сейчас составляет 150 самолетов.

Дмитрий Косенко

Фото wikipedia.org

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления