21 октября среда
СЕЙЧАС +8°С

Соболя осиротели (фоторепортаж)

Мэр Локоть уволил известного чиновника, почти 20 лет отвечавшего за вид города — он успел навсегда изменить облик Новосибирска

Поделиться

Юрий Бурика с 1996 года был заместителем главного художника города, а с 2002 года занимал должность главного художника Новосибирска. Первой из его работ стали памятные пилоны погибшим воинам-интернационалистам на монументе Славы в Ленинском районе, созданные в 1999 году. Сам Юрий Бурика поделился, что всегда хотел создать в городе современную и комфортную городскую среду с оригинальными скамьями, урнами, необычным освещением пешеходных зон, зелеными зонами во всех районах города, красивой набережной. «Предлагались интересные проекты, но ни один не был реализован, в частности из-за недостаточного финансирования», — отметил художник.

Юрий Бурика с 1996 года был заместителем главного художника города, а с 2002 года занимал должность главного художника Новосибирска. Первой из его работ стали памятные пилоны погибшим воинам-интернационалистам на монументе Славы в Ленинском районе, созданные в 1999 году. Сам Юрий Бурика поделился, что всегда хотел создать в городе современную и комфортную городскую среду с оригинальными скамьями, урнами, необычным освещением пешеходных зон, зелеными зонами во всех районах города, красивой набережной. «Предлагались интересные проекты, но ни один не был реализован, в частности из-за недостаточного финансирования», — отметил художник.

Юрий Бурика выступил архитектором, ответственным за благоустройство территории вокруг памятника, которое, по его словам, так и осталось нереализованным — должны были быть фонтаны, цветники, пешеходные зоны на площади Маркса. По словам Бурики, скульптор придумывает образ, саму модель. А архитектор определяет размер этой скульптуры, каким образом она вписана в окружающее пространство, разрабатывает проект благоустройства вокруг.

Юрий Бурика выступил архитектором, ответственным за благоустройство территории вокруг памятника, которое, по его словам, так и осталось нереализованным — должны были быть фонтаны, цветники, пешеходные зоны на площади Маркса. По словам Бурики, скульптор придумывает образ, саму модель. А архитектор определяет размер этой скульптуры, каким образом она вписана в окружающее пространство, разрабатывает проект благоустройства вокруг.

Бурика в соавторстве со скульптором Арамом Григоряном работал над проектом памятника знаменитому сибирскому архитектору Андрею Крячкову, который расположен перед Стоквартирным домом. «Объект абсолютно несомасштабен, выполнен непрофессионально, конечно», — говорит архитектор, советник мэра Александр Ложкин. «Но по большому счету там в основном виноват скульптор, почему-то он больше сделал похожим на себя, чем на самого Крячкова», — согласился архитектор Игорь Поповский. Юрий Бурика поведал, что архитектор Геннадий Арбатский отказался работать с Григоряном, а поскольку сроки подходили и не было возможности привлечь еще кого-то, поэтому архитекторскую часть работы выполнил он сам вместе со своим коллективом.

Бурика в соавторстве со скульптором Арамом Григоряном работал над проектом памятника знаменитому сибирскому архитектору Андрею Крячкову, который расположен перед Стоквартирным домом. «Объект абсолютно несомасштабен, выполнен непрофессионально, конечно», — говорит архитектор, советник мэра Александр Ложкин. «Но по большому счету там в основном виноват скульптор, почему-то он больше сделал похожим на себя, чем на самого Крячкова», — согласился архитектор Игорь Поповский. Юрий Бурика поведал, что архитектор Геннадий Арбатский отказался работать с Григоряном, а поскольку сроки подходили и не было возможности привлечь еще кого-то, поэтому архитекторскую часть работы выполнил он сам вместе со своим коллективом.

В 2008 году в Октябрьском районе установили стелу памяти Татьяны Снежиной — новосибирской певицы, погибшей в 1995 году в автокатастрофе. Архитектор — Ю.Бурика, автор идеи — А.Гнедых. «От скульптора просто прошла идея — сделать девушку прорезанную. А уже сам облик я разрабатывал, — поделился главный художник. — Сооружение всех памятников, установленных в городе, финансировалось не из бюджетных средств, а за счет привлеченных. Если бы, как во многих городах России, памятники устанавливали за счет бюджета, к выбору проектных решений подходили бы более ответственно и реализация их велась бы в полном соответствии с авторским проектом».

В 2008 году в Октябрьском районе установили стелу памяти Татьяны Снежиной — новосибирской певицы, погибшей в 1995 году в автокатастрофе. Архитектор — Ю.Бурика, автор идеи — А.Гнедых. «От скульптора просто прошла идея — сделать девушку прорезанную. А уже сам облик я разрабатывал, — поделился главный художник. — Сооружение всех памятников, установленных в городе, финансировалось не из бюджетных средств, а за счет привлеченных. Если бы, как во многих городах России, памятники устанавливали за счет бюджета, к выбору проектных решений подходили бы более ответственно и реализация их велась бы в полном соответствии с авторским проектом».

Декоративная композиция, посвященная неофициальному гимну Новосибирска, песне «Родной Новосибирск», и её автору — Владиславу Ленскому, появилась на площади Ленина в 2008 году. Идеолог — В.Шамов, архитектор Ю.Бурика. Особенность композиции в том, что в полдень из нее звучала мелодия песни «Родной Новосибирск». С момента появления шкатулки в 2008 году она периодически подвергалась нападению вандалов, затем ее восстанавливали.

Декоративная композиция, посвященная неофициальному гимну Новосибирска, песне «Родной Новосибирск», и её автору — Владиславу Ленскому, появилась на площади Ленина в 2008 году. Идеолог — В.Шамов, архитектор Ю.Бурика. Особенность композиции в том, что в полдень из нее звучала мелодия песни «Родной Новосибирск». С момента появления шкатулки в 2008 году она периодически подвергалась нападению вандалов, затем ее восстанавливали.

Памятный знак на месте бывшего 1-го синематографа Махотина в Новониколаевске (сквер перед НГАТОиБ). Архитектор — Ю.Бурика, скульптор Д.Калащан. «Конечно, памятник первому синематографу неудачный, — констатирует Игорь Поповский. — И вообще, многие памятники отличала дешевизна, низкие бюджеты. Мягко говоря, я считаю, что основная проблема — малый бюджет и невозможность создать достаточно хороший конкурс. Самое большое безобразие у нас в городе в том, что на благоустройство и дизайн городской среды у нас выделяются деньги по остаточному принципу — надо тупо что-то замостить, положить и какой-то памятник сделать за три ночи».

Памятный знак на месте бывшего 1-го синематографа Махотина в Новониколаевске (сквер перед НГАТОиБ). Архитектор — Ю.Бурика, скульптор Д.Калащан. «Конечно, памятник первому синематографу неудачный, — констатирует Игорь Поповский. — И вообще, многие памятники отличала дешевизна, низкие бюджеты. Мягко говоря, я считаю, что основная проблема — малый бюджет и невозможность создать достаточно хороший конкурс. Самое большое безобразие у нас в городе в том, что на благоустройство и дизайн городской среды у нас выделяются деньги по остаточному принципу — надо тупо что-то замостить, положить и какой-то памятник сделать за три ночи».

Площадка перед городским домом учителя с установкой памятника-символа «Гимн Учителю». Скульптор — А.Бортник, архитекторы — А.Гамалей, Ю.Бурика. «Видно по объектам, что мэрия жалела деньги на благоустройство, просто жалела, — уверен архитектор Поповский. — Памятник учителю — вроде все понятно, но недоделано — надо было закрыть крышкой, сделать более правильно. Теперь все течет там, окисляется». «Проекты, предлагаемые управлением дизайна городской среды, реализовывались структурами мэрии, которые, при дефиците их финансирования из бюджета, поступали так, как считали нужным, не принимая во внимание замечания проектировщиков», — оппонирует Бурика.

Площадка перед городским домом учителя с установкой памятника-символа «Гимн Учителю». Скульптор — А.Бортник, архитекторы — А.Гамалей, Ю.Бурика. «Видно по объектам, что мэрия жалела деньги на благоустройство, просто жалела, — уверен архитектор Поповский. — Памятник учителю — вроде все понятно, но недоделано — надо было закрыть крышкой, сделать более правильно. Теперь все течет там, окисляется». «Проекты, предлагаемые управлением дизайна городской среды, реализовывались структурами мэрии, которые, при дефиците их финансирования из бюджета, поступали так, как считали нужным, не принимая во внимание замечания проектировщиков», — оппонирует Бурика.

Комплекс фонтанов «Речные цивилизации» на площади Пименова перед зданием ГПНТБ. 2007–2008 годы. Архитекторы: В.П. Арбатский, Ю.М. Бурика, А.Н. Коваленко. По словам Юрия Бурики, комплекс фонтанов не был достроен: «Если бы был реализован проект комплексного благоустройства площади Пименова со всеми фонтанами, скверами, аллеей блокадников, то новосибирцы получили бы хорошее место для отдыха».

Комплекс фонтанов «Речные цивилизации» на площади Пименова перед зданием ГПНТБ. 2007–2008 годы. Архитекторы: В.П. Арбатский, Ю.М. Бурика, А.Н. Коваленко. По словам Юрия Бурики, комплекс фонтанов не был достроен: «Если бы был реализован проект комплексного благоустройства площади Пименова со всеми фонтанами, скверами, аллеей блокадников, то новосибирцы получили бы хорошее место для отдыха».

Памятник, посвященный трудовому подвигу ленинградцев, эвакуированных в Новосибирск, на центральной аллее ул. Восход. Архитектор — Ю.Бурика, дизайнер — А.Галямова. 2005 год. Эту работу Юрий Бурика назвал одной из своих самых удачных. Через 8 лет после установки латунный кораблик весом 300 кг, находящийся на стеле, был отреставрирован, так как он потемнел и окислился.

Памятник, посвященный трудовому подвигу ленинградцев, эвакуированных в Новосибирск, на центральной аллее ул. Восход. Архитектор — Ю.Бурика, дизайнер — А.Галямова. 2005 год. Эту работу Юрий Бурика назвал одной из своих самых удачных. Через 8 лет после установки латунный кораблик весом 300 кг, находящийся на стеле, был отреставрирован, так как он потемнел и окислился.

Арка «Колокол мира» (на территории музея Рериха в Центральном районе). Архитектор — Ю.Бурика, литье — Новосибирский завод цветного литья. Колокол был сделан в качестве символа спокойствия и мирной жизни. Впервые он зазвучал 25 июня 2009 года, в преддверии Дня города.

Арка «Колокол мира» (на территории музея Рериха в Центральном районе). Архитектор — Ю.Бурика, литье — Новосибирский завод цветного литья. Колокол был сделан в качестве символа спокойствия и мирной жизни. Впервые он зазвучал 25 июня 2009 года, в преддверии Дня города.

Памятник пожарным и спасателям на пересечении Красного проспекта и ул. Державина в Центральном районе был открыт в 2015 году. Скульптор — народный художник РФ Салават Щербаков. Архитекторы — Ю.Бурика, А.Коваленко, Е.Паневина. Идею памятника в 2012 году выдвинул генерал-майор внутренней службы Анатолий Кузнецов, возглавлявший тогда региональное управление МЧС России, потом ее активно поддержали власти города и области, представители общественности, предприятия города.

Памятник пожарным и спасателям на пересечении Красного проспекта и ул. Державина в Центральном районе был открыт в 2015 году. Скульптор — народный художник РФ Салават Щербаков. Архитекторы — Ю.Бурика, А.Коваленко, Е.Паневина. Идею памятника в 2012 году выдвинул генерал-майор внутренней службы Анатолий Кузнецов, возглавлявший тогда региональное управление МЧС России, потом ее активно поддержали власти города и области, представители общественности, предприятия города.

Одна из работ, которую так и не удалось доделать Бурике, — это реконструкция сквера с устройством фонтана на пересечении ул. Гоголя и Селезнева в Центральном районе. «Был запроектирован очень интересный и необычный для Новосибирска фонтан, вместо которого установлен круглый фонтан, выполненный по типовому проекту», — сожалеет экс-чиновник.

Одна из работ, которую так и не удалось доделать Бурике, — это реконструкция сквера с устройством фонтана на пересечении ул. Гоголя и Селезнева в Центральном районе. «Был запроектирован очень интересный и необычный для Новосибирска фонтан, вместо которого установлен круглый фонтан, выполненный по типовому проекту», — сожалеет экс-чиновник.

В 2008 году в Новосибирске появилась декоративная композиция фонтана «Сибирские просторы» с фигурами соболей и гербов Новосибирска. Эта композиция, созданная Бурикой совместно с Евгением Боярищевым, подверглась самой серьезной критике. «Соболи, которые стоят возле часовни, отвратительны. Мне кажется, что один этот объект, его достаточно, чтобы все понять о человеке и расстаться с ним без грусти», — возмущается организатор «Монстраций», художник Артем Лоскутов. По словам Юрия Бурики, отсутствие денег не позволило его завершить. «В результате жители города воспринимают композицию как памятник, хотя по задумке это не более чем декоративное обрамление необычного фонтана со стекающими струями воды по периметру стилизованного изображения официального празднования Дня Города», — напоминает главный художник.

В 2008 году в Новосибирске появилась декоративная композиция фонтана «Сибирские просторы» с фигурами соболей и гербов Новосибирска. Эта композиция, созданная Бурикой совместно с Евгением Боярищевым, подверглась самой серьезной критике. «Соболи, которые стоят возле часовни, отвратительны. Мне кажется, что один этот объект, его достаточно, чтобы все понять о человеке и расстаться с ним без грусти», — возмущается организатор «Монстраций», художник Артем Лоскутов. По словам Юрия Бурики, отсутствие денег не позволило его завершить. «В результате жители города воспринимают композицию как памятник, хотя по задумке это не более чем декоративное обрамление необычного фонтана со стекающими струями воды по периметру стилизованного изображения официального празднования Дня Города», — напоминает главный художник.

Бурика признался, что довольно спокойно относится к критике в свой адрес, так как многие люди, по его словам, не знают деталей. «В последних комментариях прочитал: "А, это тот, кто не одобрил первоначальный проект мемориальной доски Янки Дягилевой?" — вспоминает Бурика. — Конечно не одобрил! Интересно, тот, кто это писал, видел эскиз доски, выполненный как для размещения на могильном камне, а не на стене дома в центре Новосибирска? На черном фоне мрачный портрет и фамилия с именем и датами жизни. Я не думаю, что такое самой Янке понравилось бы».

Бурика признался, что довольно спокойно относится к критике в свой адрес, так как многие люди, по его словам, не знают деталей. «В последних комментариях прочитал: "А, это тот, кто не одобрил первоначальный проект мемориальной доски Янки Дягилевой?" — вспоминает Бурика. — Конечно не одобрил! Интересно, тот, кто это писал, видел эскиз доски, выполненный как для размещения на могильном камне, а не на стене дома в центре Новосибирска? На черном фоне мрачный портрет и фамилия с именем и датами жизни. Я не думаю, что такое самой Янке понравилось бы».

«Я считаю, что за период деятельности Юрия Михайловича не было сделано несколько очень важных вещей. В частности, не были разработаны определенные стандарты, определенные правила по городской среде», — рассуждает об итогах работы Бурики советник мэра Ложкин. По мнению Ложкина, в городе не была создана система городского дизайна. «У нас нет единой системы урн, освещения, нет единого вида города, — отметил Ложкин. — Управление, которое этим должно заниматься, было так называемым спецназом — готовило только оформление к праздникам, выставкам. Но именно создание системы — главное, за что должен отвечать городской художник, вот этого не было».

«Я считаю, что за период деятельности Юрия Михайловича не было сделано несколько очень важных вещей. В частности, не были разработаны определенные стандарты, определенные правила по городской среде», — рассуждает об итогах работы Бурики советник мэра Ложкин. По мнению Ложкина, в городе не была создана система городского дизайна. «У нас нет единой системы урн, освещения, нет единого вида города, — отметил Ложкин. — Управление, которое этим должно заниматься, было так называемым спецназом — готовило только оформление к праздникам, выставкам. Но именно создание системы — главное, за что должен отвечать городской художник, вот этого не было».

«Можно ли в неудачах винить самого Бурику? Сложно сделать из малого бюджета качественную вещь, — уверен Игорь Поповский. — Вероятно, это основная проблема».

«Можно ли в неудачах винить самого Бурику? Сложно сделать из малого бюджета качественную вещь, — уверен Игорь Поповский. — Вероятно, это основная проблема».

В качестве примера того, что не удалось реализовать, Бурика приводит первоначальный проект сквера с фонтанами перед ГПНТБ. «Самой большой своей неудачей считаю, что за все это время по каждому из этих пунктов лично мне не удалось до конца решить обозначенные проблемы. Где-то не сумел убедить, где-то настоять, в чем-то договориться и т.д. А в результате дизайн архитектурной среды города Новосибирска, конечно, оставляет желать лучшего», — признается сам Бурика.

В качестве примера того, что не удалось реализовать, Бурика приводит первоначальный проект сквера с фонтанами перед ГПНТБ. «Самой большой своей неудачей считаю, что за все это время по каждому из этих пунктов лично мне не удалось до конца решить обозначенные проблемы. Где-то не сумел убедить, где-то настоять, в чем-то договориться и т.д. А в результате дизайн архитектурной среды города Новосибирска, конечно, оставляет желать лучшего», — признается сам Бурика.

«Чем буду теперь заниматься? Однозначно творчеством и, конечно, архитектурой», — заинтриговал бывший главный художник города, отказавшись раскрыть подробности.

«Чем буду теперь заниматься? Однозначно творчеством и, конечно, архитектурой», — заинтриговал бывший главный художник города, отказавшись раскрыть подробности.

Анна Богданова
Фото 1 — Татьяны Кривенко, 2–16, 18 — Анны Золотовой, 17 предоставлено Юрием Бурикой

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!