NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

пасмурно, дождь

ощущается как +5

5 м/c,

южн.

743мм 89%
Подробнее
0 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Экономика Проломили дно

Проломили дно

Рубль возобновил резкое падение — эксперты и экономисты рассказали, продолжат ли этой осенью беднеть новосибирцы и рушиться экономика

27 июля правительство страны заявило о том, что экономика уже достигла дна и теперь ситуация начнет выправляться, однако это заявление прозвучало на фоне нового падения цен на нефть и, соответственно, курса рубля: вчера биржевой курс евро превышал 70 руб., а доллара — 64 руб. Пять экспертов поделились мнением о том, что новосибирцев ждет осенью, ответив на вопросы корреспондента НГС.НОВОСТИ, почему ускорилось падение цен на нефть и снизился курс рубля, ожидается ли осенью сильная инфляция и снижение доходов у населения и насколько вероятно дальнейшее падение в регионах, в частности в Новосибирской области, производства, торговли и сферы услуг.

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: «Цены на нефть падают, так как на сегодняшний день существует достаточно серьезный избыток предложений над спросом на мировом рынке. Никто не снижает добычу, потому что это потеря доли рынка. Так как мы нефтедобывающая страна, наша валюта идет за нефтяными котировками, и здесь никаких неожиданностей нет. Сентябрь с точки зрения нефтеценовых котировок — это такой вязкий месяц: нефть может в отдельные дни уходить ниже 50 [долл. за баррель] достаточно устойчиво, отскакивать, но вряд ли будет выше 55, а это означает сохранение курсовых колебаний. Осенью есть еще один фактор, который нужно учитывать, по крайней мере об этом говорят опросы финансовых аналитиков. Речь идет о повышении базовой ставки федерального резерва, а это всегда подскок доллара.

Те прогнозы, которые существуют сегодня по инфляции на конец года, мягко говоря, не слишком устойчивые. В прошлую пятницу на заседании совета директоров Центрального банка они воздерживались от оценки, в Минфине склоняются к тому, что инфляция по году составит около 11 %, по экспертным прогнозам это будет около 12 %.

Что касается производства, торговли и сферы услуг — это производные от состояния бизнеса, который активно перекладывает свой сжимающийся спрос в цены, чтобы каким-то образом удержаться на плаву.

А пока, в сентябре, мы можем видеть огромный оптимизм официальных наших экономистов по поводу того, что да, вот мы достигли дна. А что вы на этом дне будете делать? Мне кажется, что экономика будет несколько кварталов двигаться ползком и на ощупь, осваивая это свое донное состояние».

Олег Шибанов, доцент кафедры финансов Российской школы экономики: «С ценами на нефть все относительно просто.

Иран — это первый фактор, который, видимо, достаточно существенно влияет на ожидание снижения цен, следовательно, на снижение их уже сегодня. То есть превышение предложения над спросом на мировом рынке остается достаточно большим.

А падающая цена на нефть означает обычно падающую цену рубля. Когда курс падает на 10 %, цены растут примерно еще на 2,5 %. Если рубль упадет еще процентов на 10–15, то это может действительно увеличить инфляцию прямо в этом году примерно на 1–2 %.

Новые опросы по деловой активности в разных отраслях экономики показывают, что почти все отрасли, кроме торговли, чувствуют себя относительно плохо.

Доходы населения тоже, конечно, будут снижаться из-за инфляции. Из-за снижения деловой активности начались увольнения, потихоньку начала расти безработица. У нас очень сильно упал ввоз машин и оборудования, соответственно, падение многих сфер производства, так как мы сильно зависим от импортных материалов, должно ускориться. Я думаю, что в третьем квартале ситуация еще не выправится».

Владимир Клисторин, ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН, доктор экономических наук: «У нас есть еще один неприятный фактор, влияющий на курс рубля, — это отток капитала в виде приобретения недвижимости за рубежом и, наконец, просто стремление у людей создать какую-то подушку безопасности в виде валютных вкладов внутри страны, что будет означать также отток капитала. Кроме нефтегазодобывающих предприятий страдает бюджет, потому что именно экспорт нефтепродуктов — это примерно половина его доходов. Не будут повышаться оклады чиновникам, не повышается зарплата на многих предприятиях частного сектора.

В условиях инфляции, а инфляция по году будет примерно 12 %, это приведет к падению реальных доходов процентов на 8–10 по сравнению с прошлым годом.

Сильно пострадает сфера услуг, уже страдают всякого рода парикмахерские, фитнес-центры, кафе. Также падает рынок рекламы — вы можете проехать по городу и увидеть пустые щиты. Что касается сетевой торговли, их это затронет в меньшей степени, так как они могут переложить часть своих издержек на производителей продукции.

Я думаю, что все-таки легче это будут переживать предприятия оборонного комплекса в связи с ухудшением международной обстановки. Министр выступил с заявлением, что мы достигли экономического дна, и в третьем-четвертом квартале у нас начнется экономический рост. Я не знаю, на чем он основывался. Для меня логика очень проста — экономический рост начинается тогда, когда активизируется инвестиционный процесс, а сейчас этого не видно, и по году мы будем иметь довольно значительное падение инвестиций, где-то процентов на 12–15».

Михаил Крутихин, партнер агентства RusEnergy: «Ожидание того, что спрос будет еще меньше, подталкивает нефть к падению, и в дальнейшем дно на уровне где-то 45 долл. за баррель мы должны нащупать. Это повлечет падение доходов.

К концу осени, я думаю, будет какой-то новый виток инфляции, потому что Центробанку нужно что-то делать с этой ситуацией, а кроме как инфляцией тут положению не помочь.

Нефтяные компании потеряют, но не сильно, а вот те, кто работает не на экспорт, потеряют очень много, и несырьевые отрасли экономики сильно просядут в этой ситуации. Также ускорится падение производства, причина которого не только в падении курса рубля, но и в целом экономическое положение регионов — дотации из центра ждать не приходится, остается очень мало денег, чтобы как-то распределить их. Что касается малого и среднего бизнеса — он не поощряется, а дискриминируется, и ничего пока не поменяло эту ситуацию».

Вадим Гильмундинов, заведующий сектором Института экономики и организации промышленного производства СО РАН: «Курс рубля упал — это значит, что уже надо закупать оборудование производителю, который ориентирован на внутренний рынок, в два раза дороже. То есть у него цены не выросли, а инвестиции ему требуются значительно выше. Это достаточно серьезная проблема, в том числе для импортозамещения. Что касается падения реальных доходов, оно уже произошло.

Сейчас нам из Кремля заявляют, что экономика достигла дна, что либо будем так же жить, либо лучше. На самом деле многие эксперты считают, что есть риск разворачивания хорошего финансового кризиса. Быстро растут долги региональных бюджетов, просрочка в банковской системе по выданным кредитам.

Пока ЦБ и правительству удается держать ситуацию. Моя позиция — что мы дна еще не достигли, но обвал, скажем так, мы уже прошли. Реальные зарплаты упали примерно на 10 %.

Новосибирская область известна достаточно большой долей торгового бизнеса. Падение оборотов розничной торговли, общественного питания многие предприятия уже почувствовали на себе. Но есть и положительные стороны вопроса — есть огромные сферы, где можно запустить бизнес и начать процесс импортозамещения, о котором все говорят, но мало что происходит. Вопрос только в том, найдутся ли те самые желающие заработать в этих условиях, создадут ли им эти возможности, в том числе региональные власти».

Анна Богданова

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления