8 декабря среда
СЕЙЧАС -10°С

Заплатите, а мы вам улыбнемся

Новосибирцам предложили доплачивать за вежливость продавцов — заработать на благодарности клиентов можно до 80 тысяч в месяц

Поделиться

Поделиться

Высокие стаканы-баночки появились на кассах магазинов «Рыбный день» несколько дней назад. Надпись на каждой из них гласит, что покупатели могут поблагодарить финансово сотрудников магазина, если им понравилось обслуживание. Для примера к внутренней стороне каждой баночки приклеена зеленая советская купюра-трехрублевка. Как пояснила НГС.НОВОСТИ директор сети магазинов Дарья Бортникова, таким образом компания решила простимулировать своих работников улыбаться и вежливо обслуживать клиентов. «Наша единственная задача — чтобы в наших магазинах были вежливые сотрудники. Просто вежливые. Баночки — это просто дополнительный стимул — даже не для того, чтобы [покупатели] туда деньги клали, а просто [продавцы] не забывали, что они всегда на виду стоят. Чтобы помнили, что они должны обслуживать клиентов хорошо», — заявила собеседница.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ наведался в магазин «Рыбный день» на ул. Челюскинцев в обед четверга — несмотря на будний день, у касс собралась приличная очередь. Встав в ее хвост, автор несколько минут гипнотизировал взглядом зеленую баночку — однако звона монет и шелеста падающих на ее дно купюр так и не услышал. Продавец из отдела сушеной рыбы Ирина наблюдения подтвердила: «Да не оставляют чаевые. Некоторые и банку-то эту даже не замечают. У девочек еще бывает — мелочь оставляют, а в эту я вообще сама монетки кидаю», — кивнула она на стаканчик с советской трехрублевкой у кассового аппарата. В общем и целом продавцы замечают, что идея с чаевыми им не особо нравится. «Работа у нас такая — вежливо обслуживать. Лучше бы премию выписали, что ли», — улыбаются продавцы. Некоторые признались, что постоянные клиенты и так порой их балуют: «То конфеты подарят, то шоколадку — покупатели благодарные у нас». На беглый взгляд,

новосибирцы не слишком щедры — на дне банок сиротливо болтались по несколько монет достоинством от 10 коп. до 10 руб. Выходящие из магазина покупатели признались, что чаевых не оставляют не из принципа, а просто как-то машинально.

«Как-то непривычно, если честно. В ресторанах — там-то понятно, за что. Но мне мелочь совать уже некуда — поэтому высыпал в банку рублей 15», — признался оставивший чаевые мужчина по имени Олег, засовывая в сумку копченую горбушу.

Рестораны (и, пожалуй, стриптиз-бары) уже давно перестали быть единственным местом, где можно оставить денежное вознаграждение за понравившуюся услугу. Емкости для чаевых — как правило, с веселыми надписями вроде «Коплю на путешествие» — за последний год прочно заняли место на кассах кафе, баров, кофеен и даже магазинов разливного пива. В последних, впрочем, царит полная демократия: там это, скорее, касса взаимопомощи, о чем красноречиво говорит надпись «Не жалко — добавь, не хватает — возьми». Банки для чаевых время от времени появляются в кондитерских «Кузина» — хотя начальство такие фокусы, призналась руководитель управляющей компании сетей New York Pizza и Kuzina Евгения Головкова, не одобряет. «Это самодеятельность наших активных молодых и энергичных сотрудников, потому что сфера, в которой мы работаем, не подразумевает чаевые — мы все-таки имеем несколько другую систему оплаты наших сотрудников. Мне кажется, наши молодые работники просто таким образом устанавливают контакт с гостями. Но мы все-таки стремимся к стандартизации, и я не приветствую, чтобы такие вещи были в наших магазинах», — отметила она.

Ресторатор Вадим Прусаков охарактеризовал баночки для чаевых как «нищенство, разновидность попрошайничества и дурной тон» — в заведениях, где существует расчет на кассах, по его мнению, такого быть не должно. С другой стороны, отмечает он, это может быть признаком проблем в экономике. «Банки с чаевыми в магазине — это нонсенс, конечно, но, возможно, отчасти и требование времени — очередная девальвация рубля приводит к тому, что железную мелочь, которую не забирают клиенты, надо куда-то складывать», — предполагает он. В ресторанах, отмечает он, чаевые являются порой самой весомой составляющей зарплаты официантов — а в некоторых московских заведениях вроде Soho Rooms и вовсе единственной. «Минимальный размер чаевых в среднем, но стабильно работающем заведении, начинается от 15 тыс. в месяц и может достигать 70–80 тыс. в месяц», — вернулся он к новосибирским реалиям, отметив, что сейчас чаевые дают «уже не так бодро, как раньше».

Аналог появившимся в «Рыбном дне» чаевым, рассказал директор такси «Лидер» Вячеслав Шевченко, существует в такси — часто клиенты просто оставляют водителю сдачу, если лень возиться с мелочью: «Так, чтобы целенаправленно дали сверху — такое очень редко бывает».

К идее ввести систему премиальных от клиента везде, где новосибирцы достают кошелек, опрошенные автором эксперты отнеслись с сомнением. «Специально повешенные баночки будут раздражать клиента», — опасается Шевченко. Однако, признал он, широкая практика чаевых не изменит отношение рядового персонала к клиентам. «Во всех странах есть чаевые, и везде к этому все спокойно относятся: не хотите — не оставляйте. От этого не станут хуже относиться к покупателям», — согласились с ним в компании «Рыбный день».

Александр Агафонов

Фото depositphotos.com (1), Анны Богдановой (2)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку