NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

с-в.

759мм 40%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Дороги и транспорт Вокзал-перехватчик (фоторепортаж)

Вокзал-перехватчик (фоторепортаж)

Глава РЖД лично открыл первый вокзал XXI века, который заменит новосибирцам авто, — с сенсорными экранами, дешевой парковкой, хорошим кофе и неудобными платформами

О намерении серьезно обновить свою придорожную инфраструктуру на Южном направлении в РЖД объявили больше 2 лет назад. Идея железнодорожников состояла в том, чтобы не просто отремонтировать (или заменить новыми) здания и оборудование вокзалов на станциях, но и превратить сами станции в пересадочные узлы, где жители удаленных районов могли бы оставить свои личные автомобили и продолжить дальше путь на электричке, разгрузив вечно забитое Бердское шоссе.

В Новосибирске заработал транспортный узел нового типа — железнодорожный вокзал с перехватывающей парковкой на станции Сеятель стоимостью больше 176 млн руб. Ради такого случая в город даже приехал чиновник высшего уровня — руководитель российского монополиста РЖД Владимир Якунин. По замыслу властей и железнодорожников, новый объект инфраструктуры должен пересадить с автомобилей на электрички до 500 человек в день. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ побывали на открытии и оценили величие проекта.

Старый вокзал на станции Сеятель был построен еще в 1928 году и представлял собой одноэтажное деревянное здание. Вокзал явно не справлялся с выросшим пассажиропотоком: в пиковые часы для того, чтобы купить билет, пассажирам приходилось выстаивать очереди под открытым небом — в здание все не помещались.
Сеятель — не единственная станция, которая подверглась изменениям — новые сооружения появились на всем пути от Новосибирска-Главного до Академгородка. Где-то ограничились капитальным ремонтом, где-то (как на станции Новосибирск-Южный) возвели совершенно новый прозрачный павильон. Он особенно эффектно смотрится на фоне старого деревянного вокзала.
В лучших традициях подготовки к приезду высокого начальства, в единой цветовой гамме были оформлены даже гаражи, стоящие формально вне зоны ответственности РЖД. Потому что гаражи, может быть, и находятся вне, а сотрудники, которые могут получить нагоняй от начальства, краем глаза увидевшего вдоль путей непорядок, — очень даже внутри.
Раньше между железной дорогой и жилыми домами находилась своего рода пограничная территория, заросшая кустарником и заставленная гаражами. В процессе реконструкции весь непорядок убрали, разбив газоны и проложив дорожки. Деньги на эту красоту (около 25 млн руб.) выделил Новосибирск, вступив таким образом с РЖД в столь модное нынче частно-государственное партнерство. Точнее, в муниципально-государственное, поскольку РЖД принадлежит Российской Федерации.
Главная инновация нового вокзала — так называемая перехватывающая парковка. По сути, это просто заасфальтированная площадка с въездом и выездом через шлагбаумы — с карточками, как в «Толмачёво». В течение 20 минут парковкой можно воспользоваться бесплатно. Дальше тариф делится в зависимости от того, есть ли у вас билет на электричку или нет. С билетом оставить машину на срок до 12 часов обойдется в 30 руб., без билета — в 70 руб. Полные сутки будут стоить соответственно 70 и 100 руб. Этих денег РЖД хватит «только на содержание шлагбаума», заметит потом на церемонии открытия Владимир Якунин.
Парковка вмещает 134 машины, но железнодорожники планируют, что новый вокзал даст им около 500 новых пассажиров (434, если быть точным — так сказано в пресс-релизе), что даст 20%-ный рост к нынешним показателям. Поскольку далеко не все постоянно ездят в машине по трое-четверо, остальной пассажиропоток должен обеспечить общественный транспорт, для которого остановку сделали прямо рядом с вокзалом. Туда уже ходят маршрутки.
В каком-то смысле перехватывающая парковка подхватывает эстафету прежних поколений, которые понастроили вокруг гаражей. Их старорежимный внешний вид, правда, теперь несколько контрастирует с современной «академической красотой» (это тоже выражение Якунина), прилегающей к новому вокзалу территории.
Новый вокзал в 4 раза больше старого по площади, но на этом инновации не заканчиваются. Железнодорожники очень гордятся установленными здесь световыми табло и сенсорными панелями, которые должны помочь пассажирам сориентироваться в пространстве и времени движения поездов.
Поскольку вокзал расположен выше железнодорожных путей, то, купив билеты на втором этаже (или первом, с точки зрения пассажира, входящего в вокзал со стороны жилой зоны), нужно спуститься на этаж ниже. Здесь расположены автоматические турникеты (считывающие код с билета), небольшой зал ожидания и кафе.
Впопыхах пассажир может ошибочно обратиться в это окошко (расположено на нижнем этаже), попросив билет до Новосибирска или Черепаново. Однако делать этого не стоит — билетные кассы расположены этажом выше, а здесь вам могут продать билет только в туалет.
Небольшое кафе радует непривычно приличным для такого формата кофе, сравнительно свежей выпечкой и холодными напитками. Что самое удивительное — сервис совершенно не «советский», а вполне в духе времени и непростой конкурентной ситуации в общепите.
Как настоящий железнодорожник, Владимир Якунин прибыл на место на поезде. Но не на простой электричке, конечно же, а на своего рода чартере — поезде повышенной комфортности, состоящем из двух вагонов-локомотивов.
Чтобы высокому гостю было удобней выходить из своего высокого поезда, к вагону приволокли сваренную из железа лестницу. К сожалению, для менее важных пассажиров такой сервис не предусмотрен, и люди с ограниченными возможностями, даже спустившись на платформу с помощью специального лифта (он тоже предмет особой гордости РЖД), оказываются перед отвесными ступеньками вагона. Строить высокие, вровень с выходом из вагона, платформы (какие можно увидеть на любом европейском вокзале или в Москве) в Новосибирске не стали.
Выступая на церемонии открытия, президент РЖД Владимир Якунин очень хвалил руководство Новосибирской области и города за помощь при обустройстве Сеятеля и за помощь в целом. А Владимир Городецкий, в свою очередь, сделал комплимент новому инфраструктурному объекту «со всеми технологическими удобствами». По словам губернатора, подобные станции с перехватывающими парковками Новосибирск намерен строить и дальше, поскольку на автомобиле сегодня в час пик из Академгородка до города «быстрее чем за 1,5 часа не доедешь».
Вслед за Сеятелем подобные перехватывающие парковки должны появиться на станциях Матвеевка и Нижняя Ельцовка. По оценкам специалистов РЖД, дополнительно на Южном направлении можно перевозить до 1,5 тыс. человек ежедневно. Для этого не придется даже запускать новых поездов, достаточно будет увеличить количество вагонов — были бы пассажиры. Для них в РЖД уже заготовили приличный саундтрек — сборник песен со словами вроде «Железная дорога, эмоций сильных много. От радости поет моя душа».
Апофеоз железнодорожного креатива — надписи на указателях, которые специально для иностранных гостей Сибирской столицы продублировали на английском. Точнее, на языке, который изготовители этих указателей считают английским. В результате получились призывы «Остановите Клинику Мешалкина» и «Остановите Дом быта», а также указание дороги к оборудованию железнодорожного музея.
Стас Соколов

Фото Татьяны Кривенко; фото 2 — Екатерины Калиневич, фото 14 — автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления