NGS
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+5°

ясная погода, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

ю-з.

750мм 94%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Дороги и транспорт Палуба, небо и брызги (фоторепортаж)

Палуба, небо и брызги (фоторепортаж)

Под Новосибирском заработали морские переправы — с настоящими капитанами, кораблями, водой до горизонта и старинными церквями на берегу

Первой в этом году заработала паромная переправа «Ордынское – Нижнекаменка», 9 мая. Вторая, по маршруту «Чингис – Спирино», открылась только в 20-х числах месяца, что огорчало местных жителей, ведь обычно переправы начинают работу в конце апреля. Но минтранс Новосибирской области сухо констатировал, что погодные условия и уровень воды в водохранилище позволили обеспечить безопасность пассажиров только к этому сроку.

В мае на Обском море c опозданием на полмесяца заработали паромные переправы: когда областные власти убедились, что уровень воды и погодные условия безопасны для пассажиров, к радости жителей и гостей Ордынского района запустились оба маршрута «Ордынское – Нижнекаменка» и «Чингис – Спирино», соединяющие живописные берега. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ протестировали паромы по обоим маршрутам, узнали, зачем депутат работает капитаном, и запечатлели самые дивные места на обских просторах.

Переправы работают каждый день: первый рейс из Ордынского отплывает в 7 часов утра, последний из Нижнекаменки — в 20 часов. В пятницу и воскресенье добавлен рейс с отправкой из Ордынского в 21:00, а из Нижнекаменки — в 22:00. Из Чингиса в Спирино первый паром отправляется в 6:30, последний — из Спирино в Чингис — стартует в 20:00. Дорога от пункта «А» к пункту «Б» у паромов занимает около получаса. Большой паром СП-23 пока проходит ходовые испытания, поэтому еще не запущен.
На «Державный-7» — буксир с баржей, уходящий из р.п. Ордынское, — корреспонденты НГС.НОВОСТИ попали в 10 часов утра. Попутчиками стали дачники, машины лесной охраны и «Ростелекома». Капитан Николай Николаевич, работающий здесь второй год, рассказал, что часто плавают и полицейские автомобили. Обстановку на борту капитан лаконично оценил как «нормально»: беспорядка у него не бывает, курить строго запрещено.
Прокатиться на «Державном» (максимальная скорость — 10 км/ч) в одну сторону стоит 60 руб., провезти автомобиль — 600 руб. Владелец парома, директор компании «РА-Союз» Николай Победенный признался, что в этом году пассажиропоток упал по сравнению с 2013–2014 годами в 5 раз, и это связано не с повышением цен на билеты, а с бесконечными внеплановыми проверками судна. «Транспортный прокурор ходит по барже, пинает воздух, а люди сидят на берегу по полдня и ждут, пока он уйдет…» — сокрушается он, добавив, что поэтому жители стали предпочитать объезжать сухопутно, хотя это и занимает 4 часа.
По словам Победенного, 27 мая в администрации Ордынского района вместе решили, что паром будет бесплатно возить многодетных матерей и их автомобили, но только со стороны Нижнекаменки в Ордынское, так как это «жизненно необходимо» — там вся инфраструктура. Владельца парома расстраивает, что льготники (сейчас их 1500), которые платят по 30 руб. за билет, возмущаются якобы высокими ценами. «Если всех бесплатно [возить], то нам выгоднее встать…» — объяснил он, отметив, что бизнес и так совсем не прибыльный.
Пункт назначения — село Нижнекаменка, одно из старейших в Ордынском районе. Первые упоминания о нем датируются 1705 годом, даже раньше, чем о самом Ордынском, рассказала директор Ордынского историко-художественного музея Алла Ланго. Так, об Ордынке как о большом селе писал в 1721 году Петру I немецкий ученый Даниэл Готлиб Мессершмидт. По словам Аллы Ланго, села правобережья (Нижнекаменка, Абрашино, Чингис) сохранили до сих пор самобытность, их можно назвать сибирской глубинкой — например, в Чингисе до сих пор нет водопровода.
Если переправа «Ордынское – Нижнекаменка» появилась вскоре после Великой Отечественной войны, то «Чингис – Спирино» местные купцы сделали еще в XIX веке (Спирино было большим купеческим селом), поведала директор музея. Сейчас все паромы принадлежат частным лицам. «У нас в Новосибирске нет государственных компаний водного транспорта. Их и в стране нет… Сейчас другой строй», — рассказал замглавы Обского управления государственного речного надзора Сергей Баклагов.
Вот и паром «Спирино – Чингис» принадлежит депутату Ордынского района Сергею Кирееву. Цены здесь ниже — по 20 руб. с человека, 250 руб. — за провоз легкового автомобиля, 450 руб. — за КамАЗ. Этот паром немного меньше первого, но и скорость у него ниже (порядка 6–7 км/ч). О прибыли Сергей Киреев говорит уклончиво («конечно, мы звезд с неба не хватаем»), ссылаясь на коммерческую тайну. «Самое страшное — когда теплоход стоит», — пояснил депутат, который здесь трудится и капитаном.
Киреев успевает совмещать депутатскую деятельность и судоходство: «Так у меня кабинет и офис здесь. (Смеется.) Спустился к электорату, к народу — рассказали, какие заботы!». В основном пассажиры к нему обращаются по поводу аварийной дамбы, соединяющей остров Чингис с береговой частью, где находится школа, объяснил он.
Депутат говорит, что давно привык управлять таким судном — вообще на флоте он с 1983 года. Пока проблем с кадрами не было, сам он не возил людей, а сейчас приходится стоять за штурвалом. Капитану предприниматель обещает 40 тыс. руб. в месяц.
Название села Чингис имеет множество вариантов: Чингисс, Чингиз, Чингисское, Чингисы и т.д. Это одно из первых русских поселений на территории современной Новосибирской области, о нем упоминали еще в 1719 году. В окрестностях Чингиса археологи нашли погребения воинов второй половины 1-го тысячелетия н.э. Кроме того, жители гордятся старинным Золотым колодцем на островной части села.
В музее Ордынского района отмечают, что Петропавловский храм, который видно даже со стороны Спирино, — это первый православный храм на ордынской земле. Он был построен в XVIII веке. Раньше церковь была деревянной, в XIX веке уже стала каменной. Как и большинство церквей, в 1930-х годах советские власти передали здание под клуб, потом сделали здесь зернохранилище. Вскоре пожар полностью уничтожил здание храма, оставив лишь фундамент и остатки стен, но в конце 1990-х местные жители решили восстановить церковь.
Днем Чингис пустует — из живых существ корреспонденты НГС.НОВОСТИ, бродившие по острову, встретили лишь гусей. Только к моменту отправления парома обратно в Спирино (здесь судно стоит час) показались жители на машинах.
Пассажирка Надежда Анатольевна из Милованово (на фото — ее внучка и невестка) признается — пока открытие парома задерживали, было очень трудно. «Не знаю, как через Камень [ехать], но вот через Каракан, через Сузун последний раз когда ездили — оторвали выхлопную трубу», — пожаловалась она на местные дороги. Надежда Анатольевна даже написала возмущенное письмо в интернет-приемную Заксобрания НСО.
В отличие от «Державного-7», у парома господина Киреева, который плавает по обским просторам уже 13-й год, нет названия. «Назвать как — Алена? Натали? Не для него это. Он же работяга!» — сообщил владелец парома, уверенно добавив, что паром — действительно живое существо.
Корреспондентам НГС.НОВОСТИ повезло плавать на паромах в солнечный и безветренный день 27 мая, а до этого пассажирам без автомобилей приходилось прятаться от дождя под не самыми крепкими навесами. Если МЧС объявляет штормовое предупреждение — паромы вовсе не выходят.
Бывает, что на паромы забредают «зайцы», что иногда приводит к перегрузке. Как рассказал владелец парома «Ордынское – Нижнекаменка» Николай Победенный, в прошлом году пришлось заплатить 200 тыс. штрафа за два случая перегрузки: в одном люди упросили капитана сами, а в другом — транспортный прокурор обнаружил двух детей-безбилетников. Даже если больше на 2 человека, владельцам выписывают такой штраф, пояснил Победенный.
В Обском управлении государственного речного надзора заверили, что полноразмерный паром СП-23 обязательно запустится. Пока же увеличивать число паромов нет надобности — мест на всех хватает. А так, поведали опытные пассажиры, когда в 2000-х одно время в Ордынке работала только одна переправа, скапливались внушительные очереди, и тогда доходило даже до драк и битья стекол. «Без парома нам хана», — резюмирует Надежда Анатольевна.
Мария Морсина

Фото Александра Ощепкова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления