6 мая четверг
СЕЙЧАС +24°С

Это твоя колея

Чиновники объявили 80 % новосибирских машин виноватыми в колеях на дорогах, а эксперты предложили вообще отказаться от асфальта — он позволяет дорожникам слишком много красть

Поделиться

Поделиться

На минувшей неделе городские власти анализировали причины разрушения дорожного покрытия и пришли к выводу, что быстрый износ дорог во многом связан с использованием автомобилистами шипованных шин. Как заявил мэру Анатолию Локтю на совещании начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Валерий Жарков, на новых еще участках приходится устранять образовавшиеся колеи.

Кто и когда проводил эти исследования, глава департамента не пояснил. В пресс-центре мэрии тоже не смогли оперативно уточнить эту информацию.

«Представляете, победитовая напайка [на шипе], столько колес — колейности при использовании зимних шин не избежать», — объясняет заместитель директора новосибирского муниципального управления дорожного строительства Сергей Касаткин. По мнению дорожника, нужно решать вопрос с долговечностью асфальтового покрытия, переходить на более стойкие материалы, что сейчас власти и пытаются сделать.

«Противостояние колейности — это цементобетонное покрытие. В городе дорог с цементобетонным покрытием практически нет. Дорога старая через город Обь — она еще в 1956 году была, она практически без ремонта работает до сегодняшнего дня, там швы восстановили, и всё. Федеральные дороги у нас в Новосибирской области до 80 % имеют покрытие в цементобетоне, и там колейности нет», — говорит Касаткин.

Кроме того, городские власти намерены усилить контроль за своевременностью замены зимних шин на летние самими автомобилистами, но как конкретно и с каким наказанием — понимания у властей пока нет.

Представители крупнейших компаний по продаже шипованной резины сходятся во мнении, что сами по себе шипы не являются первопричиной колеи, которой несколько лет назад было значительно меньше. «Во-первых, количество транспорта возросло за последнее десятилетие, гораздо больше стало автомобилей на душу населения. Второе — интенсивность движения, мало того что единиц стало больше, так еще и все эти единицы стали гораздо больше передвигаться одними и теми же маршрутами на работу и с работы. А нормы производства, укладки асфальта, на мой взгляд, устарели», — считает начальник отдела продаж компании «Колесити» Николай Пшеничников.

«Доля шипованных колес в продаже постоянно увеличивается. Если автотранспорт вырос на 50 %, то продажи выросли на 70 %. Потому что это наиболее безопасный способ в зимних условиях езды по нашим дорогам», — отмечает директор компании «Савои» Всеволод Сандомирский.

По оценкам специалиста, уже 80 % автовладельцев зимой используют шипованные колеса и только 20 % — так называемые «липучки», зимние шины без шипов. Однако, отмечает Сандомирский, в скандинавских, североевропейских странах и в Канаде шипы используются так же активно, однако покрытие там не страдает и колея не появляется.

В современных шинах, указывают эксперты, применяются новые технологии, позволяющие снижать и шумность, и физическое воздействие на дорожное покрытие. «Очень многие, в том числе Nokian, сделали специальную воздушную подушку под шипом, которая позволяет в процессе работы шипа, когда он наезжает на полотно, немножечко уходить в покрышку, если полотно жесткое. Другие производители производят шипы треугольной формы», — говорит Николай Пшеничников из «Колесити».

Эксперты — ученые дорожных институтов — видят причины образования колеи в возросшей нагрузке на полотно и в особенностях грунта в Сибири. «На территории Западной Сибири несущая способность наших грунтов недостаточна для того, чтобы выдерживать те осевые нагрузки, которые сегодня прилагаются к поверхности покрытия. Те нормативные документы, которые есть, — они не учитывают особенности природно-климатических условий отдельных районов России. Выход из положения — нужны исследования грунтов, [нужно] изменить подход к конструкциям дорог», — рассказывает декан дорожно-строительного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета профессор Владимир Ефименко. Ученый предлагает решать проблему колеи строительством цементобетонных дорог: «Цементобетонная плита перераспределяет напряжение, она все нагрузки от транспортных средств проглатывает».

Заведующий кафедрой организации и безопасности движения Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (г. Омск) Юрий Рябоконь отмечает, что такие покрытия служат гораздо дольше, но и стоят дороже.

Асфальтовые же покрытия обходятся в 1,5–2 раза дешевле. Кроме того, они позволяют подрядчикам экономить — за счет использования некачественных материалов.

«Битум некачественный [бывает]. У нас в Омске было обсуждение информации о том, что битум дорожный продавался за валюту, а на дороги использовали битум, который годится только для укладки рубероида на крышах», — говорит Юрий Рябоконь.

Начальник отдела обследований института «Красноярскгражданпроект» Николай Неструев предполагает, что на образование колеи больше влияют не шипы, а качество укладки. «Эти колеи возникают там, где недостаточное качество выполненных работ. Если вы вспомните, это и у вас, и у нас, да в любом городе, в принципе, раньше вообще такого не было. Что такое колея — это верхний слой, который рабочий, он исчезает под колесами. И там видно следующий слой — получается, что верхний слой мягче, чем нижний. Это неправильно. Шипы — они царапают, они выбивать могут, какое-то воздействие есть — но технический регламент укладки полотна должен учитывать эту проблему», — рассуждает Неструев.

Дорожный специалист из Германии Норберт Шотт, работающий в Сибири, рассказал, что на его родине шипы запрещены — водители используют зимнюю резину без шипов. В случае сильного снегопада или поездки в горы немцы надевают на колеса специальные цепи. «Колея действительно ли происходит от шипов — это спорный вопрос. [В Германии] это считается самым опасным явлением, и ее стараются сразу убрать. Такого, что в этом году было на дамбе [ОбьГЭС] и на Большевистской, такого я в Европе не видел».

Впрочем, по мнению немецкого специалиста, надо все же делать скидку на суровые сибирские климатические условия. «Асфальт в принципе рассчитан на перепад температур 40 градусов, максимум 60. А в Сибири от –40 до +30. Асфальт черный, там +40 градусов без проблем. Диапазон в Сибири получается 80 градусов. Нету такого асфальта в мире, который бы это долго выдержал», — резюмирует г-н Шотт.

Опрошенные эксперты из Омска, Томска, Красноярска отметили, что в их городах колеи бывают, как и в Новосибирске, однако не в таких больших масштабах.

Дмитрий Косенко

Фото Анны Золотовой

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...