Все новости
Все новости

Дикая кредитная история

С женщины потребовали 82 тысячи за неуплату 900 кредитных рублей — эксперты рассказали, как новосибирцев вгоняют в долги и выбивают деньги надписями в лифте

Поделиться

59-летняя Татьяна Линейцева опоздала с выплатой по кредиту на 11 дней — наконец выплатив долг, она о нем забыла, пока не получила извещение, что осталась должна кредиторам 5 тыс. руб. штрафа, на который каждый день начисляли по 500 руб. пени — в итоге за полгода набежало 82 тыс. руб. Суд снизил сумму долга в 30 раз — а пока шел процесс, за пенсионерку взялись другие кредиторы. О том, как взявшие небольшие кредиты люди оказываются должны огромные суммы денег, чтó вытворяют коллекторы, чтобы выбить из сибиряков эти деньги, и как им можно противостоять — в материале НГС.НОВОСТИ.

Новосибирская пенсионерка Татьяна Линейцева вспоминает: SMS с предложением взять в кредит немного денег пришла ей в конце июня прошлого года. И она решила воспользоваться предложением, так как срочно «нужно было перехватиться и заплатить» — в различных банках пенсионерка из-за «сложной жизненной ситуации» набрала в общей сложности около 20 кредитов.

Название фирмы, которая прислала ту роковую СМС, пенсионерка уже и не помнит — договор был составлен так, будто занимает она у конкретного человека, а не организации. Вернуть 10 тыс. Татьяна Викторовна планировала вовремя, через 2 недели, однако с деньгами случился перебой, и возвращать долг — почти 13 тыс. руб. — она в итоге пришла не 7-го июля, а 18-го.

Однако о своем долге женщина примерно полгода даже не подозревала, пока не получила сообщение, что ее долг кредитной организации достиг 82 тыс. руб., после чего был продан компании «Абсолют». «На каждый день они крутили по 500 руб. процентов», — негодует женщина.

Она уверена, что кредиторы специально не сообщали ей о штрафе, чтобы накрутить побольше.

Получив уведомление, пенсионерка кинулась к юристам. Дело закончили рассматривать 1 апреля — суд поверил женщине, решив, что она должна заплатить компании 900 руб. (сумма основного долга по кредиту, которую Линейцева не доплатила в июле прошлого года). И, кроме того, 1800 руб. процентов — по 1,5 % в день, как и было указано в договоре (при начислении штрафа кредиторы применили повышенную ставку в 5 %. — А.А.). Будет ли обжаловано решение, сообщил представитель компании «Абсолют», станет понятно после получения на руки всех бумаг из суда. Пенсионерка тоже пока не определилась — в данный момент она занята решением подобной проблемы с другим кредитором. «Звонит мне банк и начинает говорить, что оставит без пенсии, без жилья, без холодильников, стиральных машин и так далее — придем и все опишем. Я им говорю: "Предложите альтернативу", а они мне: "Идите работайте". Дяденька со мной разговаривал, предложил "другим способом". Я говорю: "На панель, что ли, пойти?", а он: "Ну я не знаю, можете и так сделать". Хотела сказать — наверное, меня и не купят уже в моем возрасте», — смеется пенсионерка.

Ульяна Захарова, и.о. заместителя начальника отдела по защите прав потребителей областного Роспотребнадзора, уверяет — пенсионерке Линейцевой повезло.

«В последнее время не очень хорошая тенденция — суды не очень настроены за потребителей. Года 2–3 назад все решения были в пользу потребителей. Сейчас поменялась тенденция», — констатировала она.

Юрист Екатерина Семенова, которая представляла в суде интересы пенсионерки Линейцевой, подтверждает — это действительно так. «Когда пошли первые люди, 1,5 % в день воспринимались немного странно, по сравнению с банковскими процентами это очень много. А потом, когда микрофинансовых организаций стало много, и люди начали массово у них занимать под эти проценты суды стали говорить о том, что 1,5–3 % в день — это уже не кабальная сделка», — считает юрист.

В последнее время, отметила Ульяна Захарова, стали часто приходить пенсионеры, которым выдают кредиты под чудовищные условия.

Одному из обратившихся, вспомнила она, кредитная организация выдала 300 тыс. руб. под условие, что пенсионер застрахует свою жизнь, заплатив за страховку 100 тыс. по специальной банковской программе — причем деньги эти возьмет из тела кредита.

«Они с этой суммы еще берут проценты. Выяснялось, что эта страховая программа стоит около 100 тыс. руб. — из них в страховую идет малая часть, а все остальное остается в банке. То есть непонятно, на что эти деньги на самом деле взимаются», — описала собеседница.

«Ситуация за последний год меняется в худшую сторону — задолженность только увеличивается», — подтверждает Ольга Козлова из компании «Кредитный консультант» — с жалобами на коллекторов к ней приходят практически каждый день. «У коллекторов большое поле для работы. Звонят ночью, пишут в подъездах баллончиками — было несколько таких случаев. Некоторые замазывают клеем дверные замки — такие ситуации есть», — отметила она.

По данным Центробанка РФ, просроченные долги новосибирцев по кредитам начали активно расти в январе: тогда сумма долга составляла 16 млрд 720 млн руб., а к 1 марта достигла 18 млрд 506 млн руб.

Руководитель одного из коллекторских агентств Новосибирска, попросив не раскрывать его имени, рассказал: в первую очередь выбивать долги пытаются именно с людей пожилых или старшего возраста.

«Они совестливее. Вешаешь в лифте объявление с фотографией и суммой: "Такой-то жилец из такой-то квартиры должен много денег" — и должники уже сами бегут платить.

Бывают и физические меры воздействия, но это уже беспредел, таким уже почти никто не занимается. Достаточно просто визита коллектора — сам факт, что к тебе пришли домой за долгом, людей очень пугает», — говорит собеседник. Образ страшных коллекторов, отметил он, эксплуатируют сами банки: на начальной стадии работы с должником они пугают людей, что передадут долг агентству, которое не остановится ни перед чем. «В результате мы бандиты какие-то получаемся, не меньше. Неприятно, но это работает», — признался собеседник. Некоторым должникам, добавил он, некоторое время действительно не говорят о небольшой задолженности по кредиту — предварительно оценив его платежеспособность. Заемщику присылают уведомление или звонят, только когда сумма будет достаточно большой, но все еще подъемной для выплаты.

Ольга Козлова советует: вернув взятые взаймы деньги, нужно требовать с кредитора справку о состоянии долга — иначе в суде будет крайне сложно добиться правды. Воздействовать на коллекторов, которые расписывают стены и двери должников и названивают коллегам, юридически практически невозможно. Однако, оговорилась она, если во время разговора с начальством, коллегами или родными заемщика коллекторы озвучивают сумму его долга, можно написать заявление в суд и жалобу в Центробанк. «Закон о банках и банковской деятельности запрещает каким-либо образом иным лицам предоставлять такую информацию. Это прямое нарушение закона», — отметила г-жа Козлова.

Александр Агафонов

Фото depositphotos.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter