NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

южн.

749мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,98
EUR 100,24
Реклама
Дороги и транспорт

Без пробега по России (фоторепортаж)

Чешско-немецкие трамваи вышли на линию в Новосибирске — в них есть кнопки открывания дверей, места для мусорных корзин и собак

Дешевые трамваи сочного лимонного цвета, курсировавшие 30 лет по Берлину, готовят к выходу на городской маршрут в левобережье. У города хватило денег всего на пять бэушных машин — по цене одной российской. Одновременно новосибирские власти вернулись к идее скоростного трамвая, решив доказать инвесторам выгодность вложений в него. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ побывали в трамвайном депо и увидели, как европейскую технику адаптируют к сорокаградусным морозам, а также выяснили, что в них не позволят делать русским пассажирам — в отличие от немцев.

Поездка мэра Анатолия Локтя морозным субботним утром на осмотр пополнения парка «Горэлектротранспорта» удостоилась поста на его страничке в Facebook. «Пять модернизированных трамваев Tatra будут работать на 15-м маршруте левобережья («Юго-Западный жилмассив – Бугринская роща». — Н.Г.). В выходные побывал в левобережном трамвайном филиале № 4 МКП «ГЭТ», где проводится их модернизация», — гласит запись.

Впечатления мэра от увиденных бэушных трамваев на месте были в целом одобрительные: «Я специально спрашивал, насколько удобно водителям — они замечают, что эргономика продумана хорошо и удобно — есть возможность по громкой связи обращаться к пассажирам, да еще она и на остановку выведена», — сказал Локоть собравшейся на презентацию прессе. Кроме этого, несмотря на тридцатиградусный мороз, в салоне было тепло — это тоже очевидный плюс. Главным недостатком оказался слишком скользкий пол, мэр распорядился доработать его покрытие. Здесь же Локоть отметил, что чиновники «попали из-за роста валюты».

«Контракт был в евро. Часть мы заплатили по старому курсу, другая — после повышения, поэтому мы немножко потеряли, но все равно это более экономически выгодно, если бы приобретали наши», — рассказал Локоть.

«Одним словом, выглядят прилично, думаю, что новосибирцы оценят», — заключил Локоть. Директор МКП «Горэлектротранспорт» Александр Штумпф сообщил, что первый вагон, который уже практически отремонтирован, выйдет на линию 1 февраля, еще четыре трамвая запустят до середины апреля. «У нас основные работы — по замене осей колесных пар, поскольку колея у нас шире, чем в Германии, на 9 см», — пояснил он.

Новосибирск стал не первым городом, решившимся на покупку бывшего в употреблении общественного транспорта Германии, знает директор «ГЭТ». В частности, в начале 2014 года трамваи приобретали власти столицы Удмуртии — Ижевска, а также Казахстана и Украины.

Трамваи были произведены для Германии в бывшей социалистической республике Чехословакии с начала 1980-х до начала 1990-х. В середине 1990-х они прошли полную модернизацию, а в 2004–2005-м — капремонт. Примерно в это же время в Новосибирске была последняя массовая замена трамвайного парка, но поскольку это была продукция Усть-Катавского трамвайного завода (Челябинская область), эти трамваи сейчас разваливаются, они очень холодные, поэтому люди предпочитают альтернативные виды транспорта, констатируют эксперты.

Вагон (с доставкой) обошелся Новосибирску в 52 тыс. евро, но в целом с модернизацией, по данным Штумпфа, его цена 4,2–4,3 млн руб. Российский новый трамвай стоит 18–20 млн руб. Отходившие в Берлине 30–35 лет трамваи планируется эксплуатировать в Новосибирске еще лет 15.

В «иностранцах» заметны отличия от российских: есть место для контейнера под мусор, секция под багаж, а также есть места не только для инвалидов, но и для пассажиров с собаками-поводырями, об этом свидетельствует специальный знак. Почти все информационные таблички в вагоне уже на русском, кроме этого пришлось заменить аудиоинформаторы и бегущую строку — в Новосибирске их не смогли перепрограммировать.

Важное отличие европейских трамваев от российских — пассажир самостоятельно открывает двери, нажав кнопку, — в Новосибирске решили не внедрять, несмотря на то что технически такая возможность есть. «Пассажиры, возможно, будут открывать их не только на остановке, а когда им захочется выйти. У наших людей менталитет немного другой, они не такие законопослушные. Пока будем по-нашему, по-российски, руководить процессом», — сказал Штумпф.

Пять новых вагонов сократят интервалы движения на маршруте № 15 на 2–3 минуты, кроме того, наконец-то появится возможность отремонтировать остальные, которые сильно изношены, пояснил доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин.

Однако чтобы состояние трамваев и интервалы движения на существующих маршрутах соответствовали нормативам, по прикидке Никулина, городу нужно пополнить парк на 300 вагонов. Эксперт вспоминает, что в начале 90-х в Новосибирске было 500 вагонов и 200 км трамвайных линий, тогда трамвайным транспортом пользовались около 100 млн человек в год. Сейчас в Новосибирске 130 км линий и 100 вагонов, годовой пассажиропоток — 20–22 млн человек.

Строительства новых линий в городе не было с 1986 года, но этот год в мэрии обещают сделать переломным: Анатолий Локоть недавно заявил о необходимости «ренессанса» трамваев, пояснив, что общественному транспорту требуется единый дизайн. Началом ренессанса в 2015 году должно стать строительство новой линии, которая соединит метро «Площадь Маркса» и микрорайон «Чистая Слобода». Кроме этого, будет сделан поворот с ул. Сибиряков-Гвардейцев на ул. Вертковскую.

На улице Дуси Ковальчук под скоростной трамвай должны переделать уже существующие пути: схема скоростного трамвая, как и было объявлено ранее, предусматривает два направления: от площади Карла Маркса через Чемской жилмассив до ОбьГЭС и от ст.м. «Заельцовская» через микрорайоны «Родники» и «Снегири» на Пашино.

Симпатия мэра к трамвайной сети появилась не сразу: после вступления в должность мэра в интервью НГС.НОВОСТИ он говорил, что это нецелесообразно из-за морозной зимы и не заменит метро. Однако теперь Локоть объявил, что его переубедили, чиновники вернулись к идее строительства скоростного трамвая и приступают к поиску инвестора для реализации проекта — сейчас у них на руках технико-экономическое обоснование проекта или, другими словами, бизнес-план.

Протяженность левобережной линии составит 28,3 км, правобережной — 18,5 км, объем инвестиций около 50 млрд руб. На эти деньги планируется как строительство новых линий, так и использование старых, что в результате приведет к частичной модернизации улично-дорожной сети города. Никулин надеется, что если проект удастся реализовать, то Новосибирск сможет вернуться к показателям начала 90-х к 2030 году — и на трамваях будут ездить 100 млн пассажиров в год, как и на метро. Впрочем, предыдущая попытка найти инвесторов — для строительства новосибирского метро — провалилась.

Сами берлинцы сослали старые трамваи в Сибирь, предварительно заключив договор с фирмой Bombardier на покупку более сотни новых марки Flexity Berlin, указано на сайте берлинского трамвая. Вагоны Tatra перестали устраивать немцев, поскольку их, к примеру, сложно переделать под нужды инвалидов. Каждый новый трамвай обходится берлинскому налогоплательщику более чем в 3 млн евро.

Настя Гринёва

Фото Александра Ощепкова (1–6), Татьяны Кривенко (7), bombardier.com (8)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления