
Поделиться
В Новосибирске участились случаи отравлений собак — пострадали, по мнению зоозащитников, как бродячие, так и домашние животные. Ветеринары считают, что симптомы похожи на отравление изониазидом — лекарством от туберкулеза, которое смертельно опасно для собак. Зоозащитники считают виновниками жестокой расправы догхантеров — охотников на бродячих собак. Сами догхантеры уверяют, что никто из них не стал бы делать подобного — не их почерк. Попытка разобраться, кто и зачем отравляет собак в Новосибирске и как можно решить проблему бродячих стай, — в материале НГС.НОВОСТИ.
Первые сообщения об отравленных собаках появились в социальных сетях и на сайтах новосибирских зоозащитников еще 7 января — пекинес по кличке Бусинка, по словам хозяев, съел подброшенный яд во время прогулки по ул. Широкой. В тот же день в клинику «Сириус» привезли с отравлением овчарку по кличке Грей — врачи выхаживали пса 9 часов, ему давали препараты от всех известных отрав, но не спасли. «Поздновато привезли, он был в тяжелом состоянии — уже была поражена центральная нервная система», — рассказал Александр Дмитриев, администратор ветклиники «Сириус». На следующий день, 8 января, появилось сообщение, что в Октябрьском районе с зеленого «уазика» и белого ВАЗ-2104 кто-то «раскидывал отраву», а 18 января зоозащитники заявили, что нашли отравленную кашу во дворах недалеко от ул. Бориса Богаткова.
В середине января новосибирские сообщества защитников животных в социальной сети «ВКонтакте» объявили о готовящейся 20 января массовой травле собак. Ольга Колесникова показывает скриншот уже удаленного сообщения со страницы, где общались истребители бродячих собак. Там говорится, что «в связи с утечкой информации» акция переносится на 23 января. «У вас есть 3 дополнительных дня, чтобы прочистить стволы винтовок, приготовить нямки и заточить ножи… Всем доброй охоты», — говорится в сообщении. Сейчас сообщество удалено.
В клинике «Сириус» рассказали:
массовые отравления собак — сезонные явления. Чаще это происходит весной-летом, когда в клинику привозят по 4–5 умирающих собак в неделю (в обычное время с такими жалобами обращаются раз в месяц).
Сказать точно, чем травят собак, ветеринары затруднились — для этого требуются вскрытие и экспертиза, которые проводят только в том случае, если на этом настаивает хозяин. Однако отравление овчарки Грея, например, по симптомам было похоже на последствия применения противотуберкулезного препарата изониазида. Это безрецептурное лекарство, которое смертельно для собак. «Это ситуация регулярная. Как только вблизи строек или складов каких-нибудь заводится стая, и эта стая социально неадаптированных животных — тут же появляется отрава, собаки погибают. Это делают простые люди, которые мимо ходят, — догхантеры», — убеждена Елена Старкова, председатель общественной организации «Защити животных».
Догхантерами (англ. dog + hunters, буквально — охотники на собак) называют людей, которые по собственной инициативе истребляют бродячих псов. Один из представителей этого движения в Новосибирске, который согласился пообщаться на условиях анонимности, протестует: «Кто-то мог использовать наш рецепт. Но не наши методы, догхантером такой человек считаться не может», — уверяет он. Движение возникло примерно в 2010 году, Новосибирск, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, был одним из первых городов, где прошли акции охотников. Собеседник вспоминает: первые «правильные», следующие кодексу и манифесту, догхантеры появились в 2011 году, а основной поток участников влился в 2012-м, «когда о догхантерах стали много писать». Сообщество децентрализовано и, скорее, напоминает клуб единомышленников, нежели организацию — большинство участников никогда не видели друг друга. Среди них — студенты, наемные и руководящие сотрудники, пенсионеры, коммунальные работники, есть, по словам собеседника, работники травмпунктов, которые видят последствия нападений бродячих собак.
От обывателей, считает собеседник, они отличаются тем, что догхантеры работают только по принципу «из руки в пасть» и не раскидывают «вкусняшки» (так в сообществе называют отравленные лакомства вроде колбасы или фарша) на улицах.
Главным образом потому, поясняет сибирский догхантер, что цель сообщества — безопасность для себя и своих близких. А домашние собаки этой безопасности не угрожают. Самой популярной отравой у догхантеров действительно считается изониазид — на авторитетном для «охотников» сайте «Вредителям.нет» автор без труда нашел инструкцию по приготовлению «средства для ликвидации блоховозов» (так озаглавлена статья. — Н.Г.). Теоретически, предполагает волонтер «Защити жизнь» Светлана Слесарева, такие методы можно классифицировать по ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» (до 2 лет лишения свободы). Однако ни один из опрошенных зоозащитников не вспомнил случая, чтобы кого-либо в Новосибирске наказывали по этой статье.
В Новосибирском центре по проблемам домашних животных подсчитали: сейчас в городе около 50 тыс. бездомных собак. Эпидемиологическая планка для Новосибирска, после преодоления которой власти начнут их отстреливать, — 250 тыс. животных.
Больше всего собак-беспризорников в Кировском, Ленинском и Октябрьском районах. Ежемесячно сотрудники центра отлавливают по заявкам горожан и организаций около 3 тыс. псов, подавляющее большинство (около 94 %) усыпляют из-за агрессивности. Остальных пристраивают куда получится — например, собаки из центра стерегут ГЭС. Взгляды на решение проблемы бродячих собак традиционно расходятся. «Поймали собаку на улице, проверили наличие чипа, если его не оказалось — собака месяц живет в пункте временной передержки. Если в течение месяца никто не захотел взять ее себе — эвтаназия», — предлагает новосибирский догхантер. «Хорошо бы в приюты их помещать, но приютов у нас нет», — признает Елена Старкова. Поэтому, по ее мнению, брошенных собак нужно стерилизовать и, если они не агрессивны, возвращать туда же, где поймали. «Если животное с того места, где есть питание, убрать — придут новые, заведомо более агрессивные. А старое животное все знает, спокойное, стерилизовано и привито, оно не представляет угрозы». Хозяйка питомника джек-рассел-терьеров Наталья Артакова поддержала зоозащитников. По ее словам, агрессия собак связана с половым инстинктом — и после стерилизации сойдет на нет.
Никита Гиевский
Фото depositphotos.com