облачно, без осадков

ощущается как 0

вос.

Город Взрыв на весь мир

Взрыв на весь мир

В Сибири из ниоткуда возникли дыры глубиной с 12-этажный дом и заинтриговали всю планету — новосибирские ученые разгадали причину

Новосибирские ученые объявили, что смогли объяснить причины появления загадочных гигантских дыр в земле на Севере, обнаруженных в июле и ставших героями публикаций ведущей мировой прессы. Скорее всего, причины появления огромной дыры за Полярным кругом роднят ее с Бермудским треугольником и, возможно, отчасти объясняются глобальным потеплением, поделились своими выводами исследователи с корреспондентом НГС.НОВОСТИ.

Огромную яму в 30 км от Бованенковского газового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) обнаружил пролетающий мимо вертолет в начале июля. Выложенное на YouTube видео с вертолетной съемкой ямы сразу же стало популярным — на 18 ноября видеоролики с ямальским кратером посмотрели около 15 млн пользователей.

Позже «Российская газета» сообщила, что в течение трех последних лет практически на той же широте (70 градусов) нашли еще как минимум две дыры — отверстие диаметром около 15 м обнаружили оленеводы в Тазовском районе ЯНАО, а третья оказалась в соседнем Таймыре. Ее еще в 2012 году нашел охотник. По его словам, диаметр ямы составляет около 4 м, а глубина — более 100 м.

Ученые начали изучение Ямальского кратера сразу же после его обнаружения, и одну за другой отмели фантастические версии. 16 сентября в составе четвертой экспедиции на прославившуюся и единственную изученную яму по инициативе компании «Газпром» прибыли трое новосибирских ученых из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН (ИНГГ) и один представитель «Газпром ВНИИГАЗ». Прибыли ученые на кратер на двух вертолетах, один из них полностью отвели под оборудование. 4 дня новосибирцы изучали кратер диаметром порядка 40 м и глубиной свыше 50 м. Жили в палаточном лагере неподалеку от него. По словам заместителя директора по научной работе ИНГГ Игоря Ельцова, территория вокруг кратера хорошо изучена и никакой опасности для ученых не было.

«Фотографии и видеоматериалы не передают его масштаба. Когда стоишь на краю этой дыры — просто, конечно, непередаваемые ощущения. Стихия, мощь, природная сила такая — выбросить такое количество льда», — поделился впечатлениями руководитель экспедиции Владимир Оленченко.

Оттаявшие вечномерзлые породы из кратера нашли в радиусе порядка 200 м от нее. Предположительно, кратер появился осенью 2013 года.

Ученый подчеркнул, что в своей научной карьере ни с чем подобным не сталкивался. «Такого рода явления нами и вообще наукой мировой практически не изучены», — подтвердил Ельцов. Он пояснил, что новосибирцы сделали электроразведку Ямальского кратера, измерили магнитное поле, радиационный фон и отобрали пробы грунта, но внутрь не спускались из-за осыпающихся стенок.

Химический анализ показал, что ни метеорит, ни человечество напрямую в появлении кратера не виноваты.

А повышенный фон метана и наличие залежей газогидратов метана (соединение метана и воды, устойчивое при низких температурах и повышенном давлении) на глубине 50–70 м навели ученых на мысль о выбросе газа.

Кроме того, под кратером обнаружились 2 тектонических разлома, пересекающих Ямал. Ученые предполагают, что снизу залежи газогидратов нагрелись теплом, проходящим через разломы, а сверху — из-за аномально высокой для Ямала температуры. Ученый отметил, что в сентябре 2013 года в округе было на 10 градусов выше статистической нормы. Не исключено, что причиной этого стал период глобального потепления, на пике которого сейчас находится Земля. В результате при переходе изо льда в газ объем вещества вырос в 160 раз, давление достигло критической величины и произошел лавинный выброс метана. «Мне нравится аналогия с пробкой шампанского», — пояснил Игорь Ельцов. При этом над загадкой необычной формы кратера — правильный цилиндр, немного расширенный у поверхности, и удивительно гладкие стенки ямы — сейчас работают специалисты новосибирского Института гидродинамики СО РАН.

За год существования Ямальский кратер уже на треть заполнился жидкостью из-за таяния стенок и осадков, через 2–3 года дыра полностью заполнится. «Через 5–10 лет его будет сложно идентифицировать как кратер. То есть это будет озеро небольшое, правильной формы», — подчеркнул Игорь Ельцов. Возможно, именно поэтому подобных кратеров ученые не находили раньше.

Гипотеза происхождения роднит Ямальский кратер с еще более известной природной загадкой — Бермудским треугольником, утверждают в ИНГГ: одним из доказанных экспериментально объяснений гибели судов и самолетов в этом районе является как раз выброс газогидратов. Игорь Ельцов пояснил, что на дне загадочного района мирового океана есть и газогидраты в достаточном количестве, и условия, по которым они могут выйти из стабильного состояния.

Исследователь пояснил, что залежи газогидратов не редкость — сейчас на Земле в вечной мерзлоте и на дне океанов находится в 1 млн раз больше газогидратов метана, чем привычного газа, и Япония уже занимается их промышленной добычей.

«Для человечества это может оказаться тот самый альтернативный источник энергии, когда запасы традиционного газа, сланцевого газа будут исчерпаны», — подчеркнул он. По его данным, новое топливо может понадобиться уже через 70–100 лет.

В начале ноября завершилась последняя экспедиция к гигантскому кратеру — благодаря тому, что стенки подмерзли, уже другие исследователи, при содействии НП «Российский центр освоения Арктики», впервые совершили полноценный спуск в дыру, обследовали внутреннюю часть кратера, взяли пробы льда.

По словам Игоря Ельцова, понимание причин появления ямальского кратера позволит изменить подход к созданию инфраструктуры на Ямале и поможет прогнозировать такие выбросы, но жителям Новосибирской области в любом случае ничто не угрожает.

Ближайшие к региону залежи газогидратов найдены в озере Байкал.

Исследователь добавил, что институт проведет переговоры с «Газпромом» по поводу повторной экспедиции, и посетовал, что в России нет академической программы изучения подобных явлений. Проблему выбросов газогидратов Игорь Ельцов оценил как гораздо более сложную научную задачу, чем прогнозирование землетрясений и погоды. «Это вопрос большой науки. Такое явление нужно изучать», — подытожил Ельцов.

Новосибирские ученые надеются продолжить исследования кратера весной 2015 года в составе совместной экспедиции с Новосибирским государственным университетом и Институтом криосферы Земли СО РАН (Тюмень) при поддержке правительства ЯНАО.

Павел Мерзликин