NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

с-з.

756мм 47%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Город Локоть: «Я поставлю вас в тупик ответами»

Локоть: «Я поставлю вас в тупик ответами»

Мэр Новосибирска рассказал НГС.НОВОСТИ о миллиардных долгах, судьбе метрополитена, барахолки и росте цен на общественный транспорт

Одним из главных достижений за шесть месяцев, в течение которых он руководит Новосибирском, мэр Анатолий Локоть считает то, что тепло в домах появилось в этом году раньше, чем в прошлом. Об этом он заявил на онлайн-встрече в пресс-центре НГС.НОВОСТИ. Кроме того, он рассказал, на сколько поднимется стоимость проезда в общественном транспорте, какие льготы отберут у предприятий Новосибирска и почему федеральные власти отказали ему в финансировании строительства метро в Новосибирске.

Можете ли назвать конкретные достижения за 6 месяцев вашей работы в качестве мэра Новосибирска?

Самое главное — это формирование команды, которая, как я и обещал, сформирована по профессиональным признакам, а не по каким-то личностным или партийным оттенкам. Второе. Мы вступили в зиму. Это для нас контрольный параметр, если хотите, экзамен, и надо сказать, что мы его сдали. Даже наши недоброжелатели вынуждены были признать, что мы раньше, чем в прошлом году, подали тепло. Мы сдали мост, а это требовало усилий. Безусловно, львиная доля работы была сделана предыдущими руководителями, но окончание ее требовало очень серьезного взаимодействия и с областью, и с федеральными структурами.

То есть: новая команда, тепло в домах, сдача моста — что еще?

Вы хотите, чтобы я все по пунктам перечислил? Там достаточно много всего.

Конечно. Хочется максимально конкретизировать.

Наведение порядка в строительной сфере и с зелеными зонами — это тоже очень важное направление.

Конкретные примеры можете назвать?

Это касается Центрального парка, Нарымского сквера. Напомню, история конфликтов вокруг Нарымского сквера насчитывает почти 10 лет. На сегодняшний день они все решены с моим приходом. Я сказал: «Давайте заканчивать все эти тяжбы, мы выполняем решения судов». И сегодня Нарымский сквер оформлен как единый земельный участок, принят и утвержден план его превращения в зеленую зону. Никаких строительных площадок там больше не будет. Это требует бюджетных средств, и я принял решение выделить этой осенью дополнительно 10 млн руб. из резервного фонда. Это очень серьезный шаг вперед.

Также наши приоритеты — это отношения с производственниками и наукой. Особые отношения с Академгородком. Все конфликты, все «войны», которые велись с Академгородком — касается ли это статуса, земли или построек, — я с самого начала предложил прекратить и выстраивать отношения с Академгородком, с Сибирским отделением как партнерские, дружеские, если хотите. Потому что это очень важно для города.

Все же очень хочется конкретики. Потому что планы — это планы. С теплом все понятно, а для поддержки промышленности и Академгородка что сделано?

Сформирован департамент, поставлены конкретные задачи, проведены совместные заседания с Сибирским отделением РАН, есть планы работы. Самое главное — сформирован совет при департаменте науки, в который вошли и председатель СО РАН, и академики, и производственники. Это позволит решать серьезные задачи.

На сайте КПРФ до сих пор висит ваша предвыборная программа, которая называется «Семь шагов в достойное будущее Новосибирска». Один из пунктов — «Увеличение доходов бюджета Новосибирска как минимум до 50 млрд руб., или 50 % от бюджета Новосибирской области». Получилось совершенно по-другому, бюджет города был уменьшен в пользу бюджета области. Почему вы согласились?

Две небольшие поправки: не 50 % от бюджета области, я говорил о том, что нужно стремиться к бюджету 50 млрд — это как раз та сумма, которая позволит динамично развивать город.

В программе написано именно про 50 %, дословно.

Задача увеличить бюджет остается. Действительно, были уменьшены отчисления НДФЛ в бюджет города Новосибирска. Я хочу напомнить, что депутаты горсовета дважды обращались к депутатам Заксобрания не принимать такого решения. Не все наши споры на эту тему были публичными. У нас были весьма бурные и эмоциональные обсуждения планов на бюджет и с губернатором, и с депутатами, и со специалистами. Мы предлагали некие паллиативы: давайте оставим 35, 34, даже 33 %. Это позволило бы нам сохранить 1 млрд в бюджете города. Ведь многие программы уже запущены, где-то мы вошли в кредиторскую задолженность, например,

за развязку на автовокзале у нас перед «Сибмостом» кредиторская задолженность больше 1,5 млрд. И за развязку на Петухова мы еще не рассчитались.

Сегодня у меня был представитель подрядчика, который вел со мной довольно острый разговор: «Вы будете рассчитываться или нет? Мы будем достраивать развязку на следующий год?». Мы договорились, что будем обязательно. Но нужно же рассчитываться за нее!

Так из каких средств город будет рассчитываться за эти долги?

Я вам просто пример привел. Вы спросили — я отвечаю. Есть программы, за которые нужно рассчитываться. К сожалению, депутаты приняли то решение, которое приняли. Раз так — я обратился к областному правительству за компенсацией выпадающих доходов: есть ряд направлений, которые нужно финансировать хоть ты тресни. По некоторым позициям договоренности достигнуты — в частности, по тем, от которых зависит выполнение указов президента. Например, обещано финансирование строительства детских садов и модернизации дорог. По региональному бюджету звучат конкретные цифры — 900 млн, а из федерального пока решения нет. На модернизацию Мочищенского шоссе и продолжение ул. Колонды (Объединения) обещаны 350 млн руб., но пока это устные договоренности. Строительство этой трассы позволит решить проблему транспортной доступности микрорайонов Родники и Снегири.

Пострадают ли программы расселения ветхого и аварийного жилья от того, что бюджет города уменьшился?

Это программа не муниципальная, а федеральная, и в этой части она будет продолжена. Там есть доля местного софинансирования, но мы будем выделять на это средства, потому что иначе невозможно развивать строительство в Новосибирске. Хотя сокращение бюджета скажется, конечно. Мы надеемся, что в 2015 году расселение бараков в районе Телецентра пойдет более интенсивно. Не полностью, конечно, — там очень много домов. Вообще, застройщики ведут себя по-разному. В Октябрьском районе хорошая строительная организация взялась за расселение, а сейчас оказалось, что силы не подрассчитали, а мы-то обещали горожанам. Поэтому не могу сказать, что кардинально решим проблему, но заниматься обязательно будем.

А строительство школ и поликлиник пострадает от сокращения городского бюджета?

Поликлиники и больницы находятся в ведении областного правительства. Муниципалитет только выделяет землю. Мы выделили 7 участков для строительства поликлиник, построить в 2015 году планируется две. Но опять-таки — это говорит область, не мы. Что касается школ — тут все очень просто. В том бюджете, который мы верстаем, строительство новых школ не заложено.

Есть несколько школ, которые мы должны срочно модернизировать — но денег нет. Это я говорю твердо. Тень на плетень тут наводить не вижу смысла.

А будет ли город пытаться увеличить бюджет за счет увеличения доходов, например за счет введения новых налогов? В частности, на днях в Госдуму внесены поправки в Налоговый кодекс, дающие муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей, речь идет о малом бизнесе — общепите, автомойках, парикмахерских — всего 22 вида услуг. Вы планируете воспользоваться этим правом, если поправки будут приняты?

Мне не хочется обсуждать эту тему, так как закона пока нет, проект я не читал, судить по СМИ некорректно. Но мы планируем другое: в предыдущий период для того, чтобы поддержать отечественного производителя, была дана 30%-ная льгота для 70 промышленных предприятий Новосибирска, занимающихся переработкой. Сейчас эту льготу мы решили отменить — это принесет до 200 млн руб. Грантовую систему поддержки оставляем при этом. Это решение мы сейчас предлагаем.

В предвыборной программе вы обещали защитить интересы 4 тыс. семей обманутых дольщиков. Как обстоят дела сейчас, например, с дольщиками микрорайона Закаменский? Ведь было подписано трехстороннее соглашение между мэрией Новосибирска, обладминистрацией и новым застройщиком. Оно не выполняется?

Да, соглашение подписано. Выполняется оно криво. Там 6 объектов в разной степени готовности. Из того, что удалось сделать, — это подвижки по одному дому, и котельную запустили. Но ситуация такова, что мы будем возвращаться к этому соглашению, которое не выполняется по вине застройщика.

Так, может, сменить застройщика?

Вполне возможно, что речь об этом в конечном итоге и пойдет.

Какие-то сроки можете назвать?

Я пока не готов, чтобы не обманывать ожидания людей. Но я вам твердо заявляю, что именно этот объект у нас в приоритетах и мы внимательно контролируем ситуацию.

Хоть какую-то конкретную информацию дольщикам «Закаменского» мы сможем дать? Например, когда будет поставлен вопрос о смене застройщика, не выполняющего обязательства?

К концу года мы этот вопрос абсолютно точно поставим. Потому что застройщик от диалога уклоняется. Собственник этой организации не из Новосибирска, он в Москве — от этого и проблемы. Надо еще понимать, что нет желающих браться за недострой. Это затратное мероприятие, конкурса большого, прямо скажем, нет. Есть объекты, про которые застройщики прямо говорят: никогда ни при каких условиях мы туда не пойдем.

В июле во многих СМИ были приведены слова об ужасе, охватившем вас от коррупции в градостроительной отрасли Новосибирска. Что делается для того, чтобы было не так ужасно? И что именно вас шокировало до такой степени?

А что, у нас было мало вопросов по строительству? Или вы мне мало вопросов сегодня про это задавали? У вас это ужаса не вызывает? Например, застройщики, среди которых попадаются откровенные мошенники. Когда деньги крадут — я отношу это к прямой коррупции. Кто-то с кем-то договорился. Наверное, там с самого начала было видно, что что-то не в порядке, но вовремя их не остановили. Потом точечная застройка — я считаю, что она опорочила себя в Новосибирске.

По коррупции какие-то конкретные данные вы можете обнародовать?

У меня произошла серьезная смена руководства города, пришли новые люди и обсуждать дальше этот вопрос я считаю бессмысленным. Я вижу проблемы, задачи поставлены.

Уголовных дел не будет?

Я — не правоохранительные органы, это их дело: уголовные дела и обвинения в коррупции. Фамилий называть я не буду, раскручивать меня на это не надо.

Вы уверены в том, что с вашей новой командой не возникнет тех же проблем?

Я отвечаю за всех людей, которых призвал и назначил. Это моя команда, я чувствую себя ответственным за них, я в них уверен.

Барахолка будет перенесена все-таки?

Решения мэрии на этот счет нет. Но я не раз говорил, что административным путем решать эту проблему неправильно: сносить, переносить, закрывать. Проблема — экономическая и решать ее нужно экономическими способами. Ряд шагов мы уже сделали и планируем еще.

Жителей Пашино очень беспокоит, будет ли перенесена барахолка к ним.

На территории города, подчеркиваю, на территории города в районе Пашино никаких строительств, никаких объектов не планируется.

В ваших словах про территорию города явно кроется подвох…

Конечно. Вы хотите поставить меня в тупик вопросами, а я поставлю вас в тупик ответами. На самом деле объект, который планируется построить на территории Пашино, территориально относится не к городу, а к области. Там я полномочий не имею.

А что с участками под застройку для льготных категорий — многодетных семей, ветеранов боевых действий?

Трудно, потому что участков под застройку на территории города все меньше и меньше. Тут может быть несколько решений — например, расширение границ Новосибирска, включение в него территорий Новосибирского сельского района. Речь не о населенных пунктах, а о пустырях, пустошах, которые можно было бы развивать.

Какие планы у города на развитие трамвая? Планируется ли постройка новых трамвайных путей?

Трамвай будет развиваться в Новосибирске как один из перспективных видов транспорта. На следующий год запланирована их постройка в Ленинском районе, по ул. Титова в сторону «Чистой Слободы». Пока не готов сказать, что будет с бюджетом, но проект есть. Уже сделали кольцо в районе магазина «Кристалл» — это часть проекта.

Планируется ли обновление подвижного состава в муниципальных автобусных парках?

Планируется. Мы сделали заявку в Правительство РФ, чтобы попасть в федеральную программу закупки. Но эта программа сделана для того, чтобы перевести автобусы на газ. А у нас в городе пока нет разветвленной сети газозаправок, и мы параллельно ведем разговоры с инвесторами для того, чтобы построить как минимум 5 газозаправок в разных концах города. К концу года будет ясно, попадаем ли мы в эту программу. Также мы планируем поездку в Белоруссию — поговорить, поторговаться об условиях поставки автобусов. Это перспективы. Кроме того, есть еще и частники.

Сразу скажу — мы делаем упор на автобусы. Количество микроавтобусов мы планируем уменьшать. Это позволит навести порядок, разгрузить улицы и — самое главное — контролировать качество работы.

Сейчас проводятся конкурсы на маршруты, и одним из условий будет контроль. Речь идет даже о том, чтобы оснастить транспорт системой ГЛОНАСС. И тогда мы будем четко контролировать и ритмичность движения, и то, как выполняется муниципальный заказ. И эта система будет введена.

Будет ли подниматься цена на проезд?

Однозначно будет. Решает это областное правительство. Но я разделяю точку зрения, что повышение должно быть, но в рамках инфляции — на 2 руб. Предложения были и на 5 руб. поднять.

Возможно ли какое-то новое решение в организации транспортного сообщения внутри города, способное разгрузить городские дороги от пробок? Электрички, к примеру, тот же «Аэроэкспресс»?

Мэрия только косвенно может на это влиять. Основная доля железных дорог — в ведении Министерства транспорта РФ. Мы обсуждали это с президентом, когда он приезжал на открытие моста, город в этом заинтересован. Но основное решение за ними и за областным правительством.

Есть ли перспективы продолжить строительство метрополитена в Новосибирске в ближайшее время?

Проект второй очереди есть, он уже разработан. Цена вопроса — 13 млрд руб. К тому же необходимо построить второй тоннель «Золотой Нивы» — это еще 700 млн. Если ситуация не изменится, боюсь, мы не сможем вести эти работы в 2015 году. Денег на это нет.

А есть ли перспективы привлечь для этого федеральные деньги?

По моей просьбе Геннадий Зюганов передал президенту письмо с просьбой, но положительного ответа на него не получил. Получил забавный совет: «Придумай какой-то юбилей и на него попроси денег по примеру Казани».

Может, предложить жителям города придумать «какой-то юбилей», конкурс объявить?

Почему бы и нет.

Когда вы были депутатом, а не мэром, вы говорили о том, что у вас есть большие лоббистские возможности, которые позволят привлекать федеральное финансирование. Они не сработали в данном случае?

В отношении метро — к сожалению, должен признать, что они (лоббистские возможности. — И.А.) не сработали. «Хороший ты парень, и город у вас хороший, но Россия большая», — ответ был такой.

Ива Аврорина

Фото Анны Золотовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления