30 июля пятница
СЕЙЧАС +19°С

Советская вспыхнула (видео)

Здание в центре города превратили в гигантский полыхающий экран — автомобильное движение перекрыли ради шоу о гении из Новосибирска, которым восхищается весь мир

Поделиться

Поделиться

Еще до того, как Советскую перекрыли с 20:00 до 21:00 на участке от Вокзальной до Потанинской, чтобы показать на фасаде здания музея гигантскую видеоинсталляцию, в музее шла культурная программа. Посетители отвечали на вопросы космической и общей эрудиции, упаковывались в спальный мешок (славный своей чудаковатостью и аскетизмом Кондратюк спал именно в мешке на полу, а также ходил летом на работу босиком), разглядывали предметы быта, которые могли бы принадлежать Кондратюку и его окружению: кофейник, саквояж, женские сумочки.

В подвале музея устроили кабинет допросов ОГПУ, предлагая почувствовать, каково было Кондратюку, арестованному в 1930 году. В подвале повесили портреты Сталина и Дзержинского, поставили письменный стол с лампой в лицо и неплохо исполнявшими свои роли «чекистами». Впечатления аттракцион вызывал смешанные: с одной стороны, «это не смешно», с другой — энтузиазм задействованных и легкость, с которой они входили в образ, весьма способствовали размышлениям о банальности зла. «Погружение в ситуацию такое, что мурашки по коже», — прокомментировала студентка Мария. «Все очень реалистично. У меня до сих пор сухо в горле», — написал другой гость в книге отзывов.

Еще один посетитель заметил, что «пыточная» впечатлила его больше, чем гвоздь программы — видеошоу, которое началось в 20:30 и продлилось 10 минут. Перед зданием музея установили 4 проектора — изображение с них покрывало весь фасад двухэтажки. Бьшую часть времени на стену музея проецировалось его же изображение, искажавшееся так, что здание меняло цвет стен, вспыхивало пламенем или распадалось на кубики. Периодически эффекты деконструкции здания сменялись звездами, мультфильмом про Кондратюка, парящего среди формул, или надписями «Культура», «Наука» и пр. Смотрело шоу несколько сотен человек: одни пришли заранее, другие шли мимо или выгуливали собак и были привлечены сопровождавшими фильм бравурными маршами и хитами Prodigy.

По оценкам работников музея, внутри здания побывало 187 человек, а шоу на улице смотрело около 700 человек.

Как пояснили в пресс-службе музея, видеоинсталляция подготовлена за 1,5 недели компанией «Видео-Дата» и оплачена из муниципального бюджета. В Музее Новосибирска стоимость раскрывать отказались, директор «Видео-Дата» Александр Денисов также был уклончив, отметив только, что подобная работа стоит «от 300 тыс.» — в зависимости от конфигурации и размера здания. Шоу же на доме Кондратюка выглядело технически вполне эффектно, если рассматривать его как демонстрацию возможности поиграть с фасадом знакомого здания, — но «мультику» не хватало идеи, чтобы не быть просто демоверсией технической возможности «сделать красиво».

Биография Кондратюка при этом — сплошь про идеи. Александр Шаргей (настоящее имя Кондратюка) родился в 1897 году в украинской Полтаве. Его мать была немецкой аристократкой, а отец — крещеным евреем из Бердичева. Изобретательность Кондратюка проявилась еще в гимназии, а высшего образования он так и не получил: едва успев поступить в Петроградский политехнический институт, в 1916 году был призван в армию и воевал на турецком фронте до 1918-го. Затем был мобилизован в белую армию, дезертировал, но репрессий за белогвардейское прошлое опасался всю жизнь — поэтому добыл документы умершего от туберкулеза студента Юрия Кондратюка.

В Новосибирске он днем работал в конторе «Хлебопродукт» (в здании, которое теперь занимает музей Новосибирска), проектируя элеваторы и зернохранилища, а ночами — чертил траектории космических полетов.

В 1930 году Кондратюк был арестован за вредительство — таковым следователи сочли построенное им в Камне-на-Оби самое большое в стране деревянное зернохранилище «Мастодонт», сооруженное без чертежей и без гвоздей (простояло до середины 1990-х — и сгорело). Кондратюка приговорили к 3 годам ссылки, из которой он выбрался, выиграв конкурс на лучший проект ветряной электростанции. В Сибирь Кондратюк больше не вернулся, проведя 30-е годы на Украине. В этот период его звал к себе работать будущий отец советской космонавтики Сергей Королев, но Кондратюк отказался — вероятно, потому что боялся проверок, которые обнаружат его жизнь по чужому паспорту. В 1941 году Кондратюк пошел добровольцем на фронт — считается погибшим в феврале 1942-го.

Главное, что осталось от Кондратюка, — две тоненькие книжки о космонавтике. В 1927 году в новосибирской типографии он за свой счет издал «Завоевание межпланетных пространств», развивавшее идеи, начатые в вышедшей в 1919 году его же работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить».

В ней — помимо схем ракет, двигателей, предложений по использованию сопротивления атмосферы для торможения и солнечной энергии для питания космических аппаратов — Кондратюк предложил траекторию полета на Луну и идею использовать после выхода на орбиту Луны второй небольшой взлетно-посадочный корабль. Именно так американцы и слетали на Луну.

Существует легенда, что Кондратюк пережил войну, вначале попав в плен, а потом снова сменив имя и эмигрировав — например, в США, вместе с немецким конструктором ракет ФАУ-2 и одним из будущих отцов американской космической программы Вернером фон Брауном. Как сообщается в книге Игоря Маранина «Мифосибирск», легенда опирается на то, что на заводе, где фон Браун делал свои ракеты, найдена одна из тетрадей Кондратюка — исследователи считают, что немцы просто взяли ее в музее Циолковского (с которым Кондратюк состоял в переписке). Еще более знаменитая легенда о Кондратюке — то, что первый человек на Луне Нил Армстронг, будучи в Новосибирске, зачерпнул земли возле дома Кондратюка — и ценил ее не ниже лунного грунта. Правда, по свидетельству сотрудников Музея Новосибирска, подтверждений этому нет.

Кондратюк соответствует канонам масскультурного супергероя, комиксового персонажа, про каких и снимают настоящие 3D-блокбастеры: маска (чужое имя), двойная жизнь (днем — советский служащий, ночью — безумный ученый), сверходаренность, загадочность, влияние на мировую историю.

Антон Николенко, старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН, отмечает, что новосибирские ученые из разных институтов продолжают, так или иначе, вкладываться в космос на уровне отдельных деталей большой картины: начинки космических аппаратов и т.д. Что касается такой персоны, как Кондратюк, который сам по себе дома придумывал будущие космические прорывы, то, по мнению господина Николенко, в современном мире она в принципе маловероятна: «Современная наука стала очень высокоспециализированной, а ученые с энциклопедическим мышлением, способные охватывать несколько областей, практически перевелись».

Елена Полякова

Фото и видео Александра Ощепкова

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...