14 мая пятница
СЕЙЧАС +17°С

Спасите наши фрукты

Новосибирцы встали на защиту узбекского фруктового киоска — корреспондент НГС.НОВОСТИ узнала, почему плоды из гипермаркетов не смогут одолеть ларьки

Поделиться

Поделиться

В двух шагах от площади Маркса разразился конфликт, нетипичный для Новосибирска. В июле 2014 года муниципалитет обратился с иском в арбитражный суд к частному предпринимателю Мансуржону Холбаеву. От владельца павильона с овощами и фруктами потребовали освободить участок площадью 6 кв. м вблизи дома по ул. Сибиряков-Гвардейцев, 22. В мэрии пришли к выводу, что киоск стоит слишком близко к дороге и к жилому дому, нарушая местные нормативы размещения нестационарных объектов и СанПиНы. На стороне ответчика — узбекского бизнесмена — выступил представитель жильцов дома, указав, что именно жильцы, а не мэрия, решают, кому ставить киоски у дома. Мэрия же в доказательство своей позиции принесла в суд фотографии киоска. В итоге фотографии и жильцы убедили суд в обратном — 7 октября иск мэрии отклонили.

Председатель ТСЖ «Сибиряков-Гвардейцев, 22» Лариса Галушкина показала протоколы голосования — собственники квартир поддержали установку киоска. По словам Ларисы Галушкиной, договор аренды с выходцами из Узбекистана заключили в начале прошлой зимы. Претензий к арендаторам не возникло — они не шумели, убирали за собой коробки и мусор, обещают спилить аварийные ветки и посеять газон. Аренду — 5 тыс. руб. в месяц — вносят исправно, деньги поступают в кассу ТСЖ. В этом году вырученные 50 тыс. пошли на ремонт электрики в подъезде, наладку системы отопления и канализации, отчиталась г-жа Галушкина.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ обнаружила на ул. Сибиряков-Гвардейцев, 22 типичный фруктовый павильон — бок разрисован граффити, перед входом высится гора дынь и арбузов. За прилавком стоял брат владельца Тимур Холбаев и взвешивал виноград. Решение суда его обрадовало — необходимость переносить киоск поставила бы под угрозу семейный бизнес. Братья лишились бы постоянных клиентов, которые ходят за фруктами из ближайших домов.

Один из клиентов накупил фруктов на 10 тыс. — деньги отдавал частями. Пенсионеры часто берут в долг картошку — утром уносят покупку, а вечером — деньги. В подтверждение этому в павильон зашел старик с тростью. «Трудитесь, а от всякого труда есть прибыль!» — вольно процитировал он Ветхий Завет, вывалив на прилавок 20 руб. мелочью — плату за 2 банана, которые брал несколько дней назад.

Поделиться

Продавец рассказал, что фрукты и овощи, которые есть на прилавке, в основном с Хилокского рынка. Туда их привозят родственники бизнесменов из Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Часть товара — казахстанские арбузы и дыни — достается им бесплатно от двух других их братьев. Это помогает получать прибыль, хотя, как утверждает Холбаев, бизнес убыточный — товар быстро портится. Каждый день приходится выставлять свежий, а остатки выбрасывать — это касается слив, винограда и помидоров. Многие клиенты уходят в магазины, о которых собеседник невысокого мнения.

«Дыня в супермаркетах как тыква худосочная, а помидоры все китайские. А у нас помидоры из Ташкента, доставка каждый день утром. Винограды, дыни — мед сочится. Все азиатские, вообще вкусные — вы что, не покупали еще?» — восклицает Тимур.

Представители торговых сетей о своем товаре отзываются не столь поэтично. В компании «Холидей» рассказали, что осенью и зимой на прилавки поступают фрукты из России, Белоруссии, Эквадора, Китая, Турции, Египта, Марокко, Израиля, Индии и Мексики. У новосибирских поставщиков «Холидей» закупает картошку, капусту, морковь, свеклу, редис и зелень. Фрукты и овощи лежат на прилавках 3–5 дней, ежедневно или раз в два дня к ним добавляют свежие. Товароведы списывают «порчу», ориентируясь на внешний вид плодов — нормативов хранения во фруктово-овощном секторе нет. В сети «Лента» после ввода санкций на европейскую продукцию увеличили долю российской — в августе-сентябре нашли 60 новых поставщиков. Огурцы, томаты черри, редис и зелень покупают у ТД «Новосибирский» и агрокомплекса «Емельяновский». Среди основных поставщиков фруктов — компании «Вэлпродукт», «Мой сад» и «Калина».

Результаты опроса на сайте НГС.НОВОСТИ показали, что симпатии покупателей в Новосибирске разделились почти поровну между уличным и рыночным форматами торговли. В ларьках фрукты покупают 42,93 % участников опроса, в магазинах (супермаркетах) у дома — 26,32 %, гипермаркетах — 24,63 %, на оптовом рынке — 6,12 %.

Сравнение цен, проведенное корреспондентом НГС.НОВОСТИ, оказалось не в пользу киосков: так, на виноград сорта кишмиш цена в них составила 98–110 руб., тогда как в нескольких супермаркетах она опускалась ниже 90 руб. А председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов знает, что в мэрию часто поступают жалобы на киоски во дворах, которые ставятся без ведома жителей. Однако в основном речь идет о незаконной торговле сигаретами и алкоголем — киоски с фруктами не доставляют неудобства горожанам, оговаривается депутат. Начальник отдела потребительского рынка администрации Кировского района Роман Скурихин добавил, что летом и осенью фруктовых торговцев часто уличали в антисанитарии — вместо того чтобы торговать в киоске, они вываливали свой товар прямо на тротуаре.

Линейка продукции в торговых сетях и ларьках практически одинакова, разница только в качестве, уверяет член Общественной палаты РФ, зампредседателя комиссии по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий Александр Хамидуллин.

Киоски могут взять на реализацию виноград россыпью или узбекский перец, которые никогда не попадут на полки супермаркета из-за непрезентабельного вида и сложности в обработке.

Хамидуллин говорит, что яблоки сейчас везут в основном из России, Сербии и Македонии. Груши и сливы — из Средней Азии. Растет доля китайских овощей и фруктов — как в крупных сетях, так и в ларьках, — причем мандарины из Поднебесной на улицах часто выдают за абхазские.

Эксперт уверен, что в конкурентной борьбе между уличными киосками и крупными магазинами не будет победителей. Летом и осенью перевес на стороне ларьков, а супермаркеты сокращают поставки — им трудно работать со скоропортящимся товаром из Средней Азии. Зато зимой выигрывают магазины и гипермаркеты — покупателям в них теплей и удобней, заключил эксперт.

Дарья Староверова

Фото Ольги Бурлаковой (1), автора (2)

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...