25 октября воскресенье
СЕЙЧАС -3°С

Сергей Штельмах: «Погони почти каждую ночь»

Глава областной ГИБДД рассказал НГС.НОВОСТИ о новых типах пьяных водителей, сертификации автошкол и признался, что таранил машины бампером

Поделиться

Справка: Штельмах Сергей Викторович — родился 14 января 1971 года в г. Калачинске Омской области. В 1992 году окончил Челябинское высшее танковое командное училище им. 50-летия Великого Октября, в 2006-м — Санкт-Петербургский университет МВД России. На работу в УВД Новосибирска пришел в 1992 году — первая должность: инженер спецроты ДПС по контролю за работой пассажирского транспорта и охране окружающей среды. Возглавляет ГИБДД Новосибирской области с 2006 года.


Есть ли дефицит кадров в новосибирской ГИБДД?

Как в любой организации. Сейчас не хватает около 80 человек — это примерно 4,5 % личного состава. Причина одна: возросшие требования к кандидатам — образование, физическая подготовка, моральная устойчивость, несудимость. Обращается к нам очень много людей, особенно в сельской местности, но требования таковы, что их желание у нас поддержки не находит. А вот подходящий человек не всегда к нам идет, приходится искать самим.

Каким образом?

Работаем с военными комиссариатами, размещаем наружную рекламу, например в метро, общаемся со студентами в вузах. Недавно, на вручении дипломов в сельхозакадемии, пригласил выпускников прийти к нам на работу — 10 человек откликнулись. Двоих сейчас рассматриваем как самых подходящих по здоровью и прочим параметрам.

А чем занимаются сотрудники ГИБДД, если большинство нарушений выявляют приборы видеофиксации?

Действительно, уже около 60 % нарушений фиксируют приборы. Однако камеры не смогут заметить, например, пьяного водителя, и в очагах аварийности нужно нести дежурство. Плюс личный состав охраняет массовые мероприятия, обеспечивает беспрепятственный проезд охраняемых лиц, оформляет столкновения, которых за сутки случается около 200.

То, что водителям известно расположение работающих камер, не расхолаживает их?

Скажем так — не должно расхолаживать. Тем более что мы постоянно меняем дислокацию камер или заменяем некоторые на фальшкамеры, а рабочие переносим на другие участки.

Введение выделенных полос для общественного транспорта принесло положительный результат?

Прежде всего я считаю, что развивать общественный транспорт надо, чтобы у жителей была альтернатива. К выделенным полосам мы сначала подходили критично — вдоль дорог на первых этажах часто располагаются магазины, офисы, и люди предпочитают ехать туда на машинах. Но вот на Красном проспекте и Станиславского, я считаю, нашли грамотное решение — убрали парковочные карманы. Сейчас, по мнению специалистов, скорость общественного транспорта по городу в среднем увеличилась.

Актуальна ли проблема употребления водителями новых синтетических наркотиков — спайсов и солей?

Да, конечно, есть и случаи выявления таких водителей, и ДТП с их участием. В основном молодежь увлекается. Мы информируем наркоконтроль, их заносят в базу и ставят на особый контроль и у нас, и у наркологов.

А есть возможность понять, «под чем» именно водитель?

В специализированных центрах, куда мы привозим водителей, есть приборы, которые моментально определяют вид наркотика. С синтетическими наркотиками сложнее, но это, скорее, вопрос к наркологам. Но в любом случае с человека забирается «биосреда», и через некоторое время все равно появляется результат.

Вы поймите, если мы не узнаем название смеси, — это не позволит водителю избежать наказания. Уголовного — возможно. Но если установлено состояние опьянения — это обязательное лишение прав,

разбираться водитель может потом на суде. А что уж он там употреблял — нам абсолютно безразлично.

А что сейчас чаще употребляют водители, попавшиеся в состоянии опьянения, — «синтетику» или алкоголь?

Все-таки алкоголь чаще. Но вообще категория «водитель в состоянии опьянения» последние 8 лет плавно уменьшается. Ужесточение законодательства, наше повышенное внимание, жесткие решения судей, большие штрафы — все это сказывается. Я заступал на должность [в 2006 году] —

каждое 7-е нарушение было в состоянии опьянения, сейчас — каждое 16-е. Выходит, прогресс есть.

Одобряете ли новые правила, предъявляемые к автошколам вместе с новой классификацией водительских удостоверений?

Конечно, новые категории прав — это хорошо. В школах незначительно увеличится количество часов теории и практического вождения, но главное — появится специализация. Как, например, в общеобразовательных школах: если она с математическим уклоном — больше внимания уделяется одним предметам, если с медицинским — другим. Если ты собираешься ездить на «автомате», почему должен учиться на «механике»? Разработаны 22 программы обучения. Каждая автошкола должна выбрать себе те программы, которые соответствуют их возможностям.

И много новосибирских школ уже прошло лицензирование?

Ни одной. У нас в городе примерно 100 школ. Заявки нам подали 22 автошколы. 2 заявки мы сразу отклонили, а остальные сейчас рассматриваем совместно с министерством образования.

Можете выделить лучшую новосибирскую автошколу?

У меня есть мнение, но боюсь нарваться на обвинения в лоббировании. Скажу так:

к качеству обучения есть вопросы, некоторые автошколы даже старые требования не выполняют.

Можно судить по количеству аварий, совершенных выпускниками конкретной автошколы, но это необъективно — количество выпускников у всех разное. Впрочем, рейтинг автошкол, воспитанники которых виноваты в ДТП, мы размещаем на своем сайте — там указывается процент таких водителей от общего числа выданных удостоверений. (По данным за 1-е полугодие 2014 года, самый низкий показатель у «Новосибирского центра профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» — 2 ДТП из 1 тыс. выпускников, а самый высокий — у автошколы «Гепард»: те же 2 ДТП, но уже из 48 человек. — Н.Г.) В целом в этом году количество происшествий с водителями со стажем меньше 3 лет снизилось на треть.

Автомобилисты жалуются, что на улицах опять стало много тонированных автомобилей. Неужели правила не для всех, спрашивают они?

Конечно, для всех. 95 % автомобилей растонировались. К сожалению, существует альтернатива тонировке — сетка. На первый взгляд это тонировка, но при остановке инспектором она моментально снимается, и по закону мы не можем составить материал, потому что нарушение устранено на месте. Мы тонировке уделяем много внимания — наши сотрудники, и я в том числе, по пути на работу и с работы выделяем в потоке тонированные автомобили и передаем информацию, чтобы этих водителей задержали. По-моему, тонировка — это уже не модно.

А тем временем законодатели планируют запретить вам снимать номера с автомобиля за это нарушение…

Если запретят — все равно остановим, выпишем протокол, человек попадет в информационную базу. И потом — накладно по пятьсот, по тысяче рублей в день платить, это в месяц надо 30 тыс. Два раза не оплатил — дебитор, а за это — административный арест. Очень хорошая мера, я считаю.

Недавно в Новосибирске была резонансная погоня за пьяным, который повредил 25 автомобилей…

Сразу уточню — как пострадавшие от той погони к нам обратились только 5 автовладельцев.

Хорошо. Но какие средства есть у полиции, чтобы остановить нарушителя?

Прежде всего, мы не «бросаем» водителя в момент погони, которые, кстати, случаются почти каждую ночь. Навыки преследования у некоторых инспекторов оставляют желать лучшего, но большинство прошли специальные курсы. Для остановки у нас есть оружие, «ежи», можем заблокировать дорогу грузовыми гражданскими автомобилями или служебными.

Почему же полиция не применяет эти средства?

Применяет, и еще как. Я сам, когда был инспектором, останавливал нарушителя тараном — в заднюю часть бил. Бывает, останавливаем весь поток, например, на Димитровском мосту, и беглец просто упирается в пробку.

А по стрельбе есть определенные правила — стрелять можно только при отсутствии людей, машин и т.д. Мы должны выдавить нарушителя на безлюдное место и там уже применять оружие.

С «ежами» тоже нужно все скоординировать, пустить по такой улице, где можно их применить, — поперек Каменской магистрали же не положишь. А они же, как зайцы на охоте — не знаешь, куда он побежит: налево или направо.

Никита Гиевский

Фото Анны Золотовой

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!