NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

облачно, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

сев.

757мм 52%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город «Они превратили жизнь его в кошмар»

«Они превратили жизнь его в кошмар»

Василий Юрченко дал самую короткую пресс-конференцию — его адвокат рассказал, кто виноват в злоключениях бывшего губернатора

Экс-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко впервые после отставки созвал пресс-конференцию. Он сообщил, что нашел виновного в своих злоключениях, и покинул зал, не ответив на вопросы журналистов. Его адвокат Александр Балян раскрыл позицию защиты — обвинения в адрес бывшего губернатора несостоятельны. К ответственности нужно привлечь следователя, из-за которого информация о банковских счетах семьи Юрченко просочилась в интернет. Самые интересные выдержки из выступления Василия Юрченко и его адвоката — в материале НГС.НОВОСТИ.

Василий Юрченко приехал в Новосибирский клуб журналистов, на 5 минут опередив своего адвоката. Кажется, в его планы это не входило — поэтому бывший губернатор изо всех сил улыбался и поддерживал светскую беседу. Сказал, что редко приезжает в Новосибирск из Москвы — то, что он видит здесь, его не радует.

Подробно рассуждать о политике и судьбе своих проектов он отказался — сказал, что для предметной беседы время еще наступит. Бывший губернатор рассказал, что 2 дня назад подал в СК по СФО заявление на следователя Юрия Хорошавина, который принимал участие в расследовании его уголовных дел. На этом Юрченко извинился и уверенной походкой покинул зал, передав слово адвокату. Вдогонку ему неслись вопросы, которых он уже не слышал.

Адвокат Александр Балян объяснил: Юрченко обвинил Хорошавина в превышении должностных полномочий — ст. 286 УК РФ. По версии защиты экс-губернатора, в последние 2 года следователь незаконно запрашивал в банках информацию о счетах Юрченко и его семьи без судебного разрешения.

Эта информация, по словам Баляна, легла в основу справок, одна из них готовилась по запросу Виктора Толоконского. Тогда он был полпредом президента в СФО, а 14 сентября избран губернатором Красноярского края.

Справка таинственным образом исчезла и всплыла в интернете — информация на 85 % совпадает с опубликованной в ЖЖ пользователя Галокова, говорит Балян. Адвокат отметил, что преступление, в котором Юрченко обвиняет Хорошавина, зафиксировано экспертизой правоохранительных органов. Документ попал к бывшему губернатору еще две недели назад, но он тянул с публичным выступлением в свою защиту. Ждал, когда пройдут выборы, чтобы не повлиять на позицию избирателей. В каком именно регионе находятся эти избиратели и как именно могла измениться их позиция, г-н Балян не уточнил.

Выдержки из интервью с Александром Баляном

В рамках какого дела следователь запрашивал информацию о банковских счетах семьи Юрченко?

Это дела, связанные со сделками, начатыми в период губернаторства другого человека, и завершенные Шилохвостовым. Те, по которым суд три дня назад присудил компенсацию Шилохвостову за очередное незаконное возобновление дела.

Данные в справке соответствовали действительности?

Информация о счетах составляет небольшой процент самой справки. И она не соответствует действительности. У нас есть заключение аудиторов. Банки выдали информацию по счетам Юрченко за 10 лет. Аудиторы ее проверили. У Юрченко никогда не было больше 4 счетов. Там (в статье Галокова. — Д.С.) было 2 страницы данных по счетам — действительности соответствует часть номеров счетов и почти не содержится достоверной информации относительно самих счетов.

На протяжении 10 лет депозитные счета открываются [многократно]. При этом каждый пятый счет открывался без ведома Юрченко. Теперь мы знаем, как это работает. Если ты 1 миллион перечисляешь на транзитный счет, а потом переводишь его же на депозитный, у тебя 3 миллиона получается. И так миллиарды у Юрченко [оказались].

Не нарушили ли закон банковские служащие, которые предоставили информацию без санкции суда?

Запросить он права не имел, это запрещено УПК, так как деятельность следователя направлена на собирание доказательств. А доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обвинения. Коротко говоря, задавать вопросы, которые не имеют отношения [к делу], следователь права не имел. Что касается банков — пока у нас есть доступ только к одному отказному материалу. Как только мы поймем, что там было какое-то нарушение, — мы будем реагировать. Может, там какое-то секретное давление на них было оказано.

Есть понятие тайны следствия. Представитель исполнительной власти — полпред — запрашивает информацию, которая охраняется тайной следствия, — это законно?

Точно сказать, не нарушил ли полпред что-нибудь, я не могу, потому что не видел текста запроса. Теоретически должностные лица и граждане вправе запрашивать информацию у кого хотят. Это ответственность следователя — давать ее или нет. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 7 сентября следует, что администрация президента соблюла ФЗ, а про полпреда ничего не написано. Та [справка], которая президенту ушла, — она сохранилась. А та, которая полпреду была направлена, — она потеряна.

Не является ли сегодняшняя пресс-конференция попыткой оказать давление на следствие в момент принятия решения о статусе Юрченко?

На следственный орган давить невозможно никаким способом, кроме приказа начальника. Даже прокурор не может давать ему никаких указаний, не говоря о журналистах или подозреваемых, или обвиняемых.

Но в деле Мозго только огласка повлияла на ход дела…

Я не хочу бросаться сейчас хлесткими фразами, но совершенно безразлично было, что пишете вы и что говорю я, пока дело не пошло в суд.

Юрченко оболгали, давайте говорить откровенно. Обвинения, которые сначала прозвучали в интернете, в помойке какой-то, а потом вышли на публичные экраны, превратили жизнь его в кошмар.

У него мама — пожилая женщина — перенесла после этого сердечный приступ, тяжелый. Сам Василий Алексеевич приболел. Он в первый раз лег в больницу — не было у него никогда повода так переживать. Но я считаю, надо довести до общественности, что бьшая часть публикаций псевдо-Галокова незаконно была собрана определенным человеком и им же скомпонована.

Василий Алексеевич претензий к российскому государству не имеет. Но если мы сможем добиться справедливости и правды, он так же, как Роман Шилохвостов, должен будет обратиться за реабилитацией и получить за это компенсацию.

И мы с вами заплатим из своей зарплаты подоходный налог, который наша Родина должна будет отдать [Юрченко], как Шилохвостову отдала.

Будут ли Юрченко предъявлены обвинения по двум уголовным делам, в которых он фигурирует?

Я думаю, что обвинения будут предъявляться. Срок следствия по закону 2 месяца. В деле по Чаплыгина информация собиралась с 2011 года. Там 60 томов и ничего делать не надо — все уже собрано. Расследовалось оно с июня 2013 года, потом было приостановлено. [Возобновилось] 7 августа 2014 года. 2 месяца истекают 7 октября 2014 года. Наверное, следователь должен поторапливаться. Второе дело по ордынскому полигону. Оно расследовалось год, тоже приостанавливалось. Юрченко там тоже назван подозреваемым — препятствий для предъявления обвинения нет. Это дело возбуждено 3 сентября 2014 года — по нему еще есть время. Следователь будет разбираться, ему еще надо всех допросить — там человек 20–30.

Какова позиция защиты по двум уголовным делам? Вы настаиваете, что Юрченко полностью невиновен?

По Чаплыгина — в мае 2010 года Юрченко, по мнению следователя, дал указание отменить аукцион по продаже участка. В результате потерпели убыток неназванные предприниматели и НСО. Ни по одной из позиций мы не видим никаких юридических оснований согласиться. Юрченко не давал никаких указаний, ущерба никаким лицам не причинено — никто в этом аукционе не собирался участвовать. Сама сделка так и не была совершена.

По Ордынке (дело о переводе участка в категорию земель сельхозназначения. — Д.С.). С самого первого слова в постановлении о возбуждении уголовного дела начинается праздник. Там написано, что Юрченко, действуя как губернатор НСО, причинил ущерб. Понятно, что это решение о переводе земли принимает не губернатор, а правительство. А нет субъекта — нет состава.

На какие результаты вы рассчитываете? В случае благоприятного исхода как это повлияет на расследование уголовных дел Юрченко?

Сложный вопрос. У нас, к сожалению, нет механизма независимого расследования преступлений, совершенных сотрудниками СК. Реформа следственных органов еще не закончена, и пока она не закончена, перспективы этого дела мне непонятны. Но мы надеемся, что будет дана правовая оценка в соответствии с законом и будет возбуждено уголовное дело. В его рамках разберутся, что произошло на самом деле.

Как повлияет на дела Юрченко — скорее всего, никак. Если не подтвердятся мои ужасные подозрения, то это конкретный человек совершил ошибку. Но если подтвердятся, будет признано, что часть доказательств в уголовных делах Юрченко собрана в нарушение федерального закона.

Какая может быть выбрана мера пресечения для Василия Юрченко?

Надеюсь, что никакая. Мера пресечения избирается, чтобы [человек] являлся своевременно, не скрывал доказательства и не оказывал давления на свидетелей. Юрченко всегда являлся вовремя и сидел до конца. Надо в субботу — явился в субботу.

Вы не исключаете, что активность следствия связана с попыткой оправдать формулировку, с которой президент отправил Юрченко в отставку — «в связи с утратой доверия»? Может, не было бы формулировки, не было бы и дел?

Честно сказать, я не заметил у СК никакой зависимости от общественного мнения. Я юрист — ни одного документа, доказывающего это, я не видел. Предположить можно.

Появилась информация, что вашему подзащитному поступали угрозы…

Если можно, я не буду это комментировать, извините ради бога.

Дарья Староверова

Фото Анны Золотовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления