28 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -5°С

Встали на крыло (фоторепортаж)

В городе прошло большое авиашоу «для своих» — им позволили погулять по секретному заводу и потрогать бомбардировщик Су-34

Поделиться

Справка: НАЗ им Чкалова основан в 1931 году. Сегодня является филиалом корпорации «Сухой». В годы Великой Отечественной войны завод выпустил более 15 тыс. истребителей Як-7 и Як-9. В настоящее время основной его продукцией являются бомбардировщики Су-34. НАЗ изготавливает также носовую часть для самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). На предприятии работают более 6,7 тыс. человек.

За последние пару лет новосибирцы успели уже привыкнуть к грохоту проносящихся над городом боевых самолетов. Кто-то недовольно морщится, но большинство все же относятся к этому неудобству с теплотой — городов, в которых делают настоящие самолеты, в мире немного, а в России их и вовсе можно пересчитать по пальцам.

За последние пару лет новосибирцы успели уже привыкнуть к грохоту проносящихся над городом боевых самолетов. Кто-то недовольно морщится, но большинство все же относятся к этому неудобству с теплотой — городов, в которых делают настоящие самолеты, в мире немного, а в России их и вовсе можно пересчитать по пальцам.

Поделиться

Официально праздник авиации отмечается в третье воскресенье августа, но на НАЗе его справляют «по старому стилю» — 18 августа, проводя показательные полеты. Праздник не рекламируют, однако в итоге к заводу стекаются тысячи людей. Значительная часть зрителей, впрочем, — это работники предприятия, нынешние или бывшие. Это единственный день в году, когда на территорию секретного в общем-то завода можно пройти запросто, как на стадион.

Официально праздник авиации отмечается в третье воскресенье августа, но на НАЗе его справляют «по старому стилю» — 18 августа, проводя показательные полеты. Праздник не рекламируют, однако в итоге к заводу стекаются тысячи людей. Значительная часть зрителей, впрочем, — это работники предприятия, нынешние или бывшие. Это единственный день в году, когда на территорию секретного в общем-то завода можно пройти запросто, как на стадион.

Поделиться

У входа в здание дома культуры предприятия зрителей развлекал зажигательный ВИА — девушки в коротких юбочках, исполнявшие песни советской и зарубежной эстрады. Всего, по данным службы безопасности, в празднике приняли участие порядка 15 тыс. человек.

У входа в здание дома культуры предприятия зрителей развлекал зажигательный ВИА — девушки в коротких юбочках, исполнявшие песни советской и зарубежной эстрады. Всего, по данным службы безопасности, в празднике приняли участие порядка 15 тыс. человек.

Поделиться

Музей НАЗ, если бы туда был открыт свободный доступ, вполне мог бы стать одной из новосибирских достопримечательностей. Вместе с историей завода здесь можно буквально руками пощупать историю отечественной авиации. Так, например, изнутри выглядел «фанерный» корпус «ишачка» — истребителя И-16, который стал для завода первой машиной (выпуск начат еще в 1938 году). Несмотря на «несерьезность» материалов, это была довольно грозная для своего времени машина.

Музей НАЗ, если бы туда был открыт свободный доступ, вполне мог бы стать одной из новосибирских достопримечательностей. Вместе с историей завода здесь можно буквально руками пощупать историю отечественной авиации. Так, например, изнутри выглядел «фанерный» корпус «ишачка» — истребителя И-16, который стал для завода первой машиной (выпуск начат еще в 1938 году). Несмотря на «несерьезность» материалов, это была довольно грозная для своего времени машина.

Поделиться

На пике своей производительности НАЗ выпускал порядка 100 самолетов в год (это было в 70-х), но кроме военной изготавливал и сугубо мирную продукцию. В 90-х годах навыки пригодились, когда государственный заказ фактически исчез и предприятие едва выживало, занимаясь выпуском самых неожиданных вещей.

На пике своей производительности НАЗ выпускал порядка 100 самолетов в год (это было в 70-х), но кроме военной изготавливал и сугубо мирную продукцию. В 90-х годах навыки пригодились, когда государственный заказ фактически исчез и предприятие едва выживало, занимаясь выпуском самых неожиданных вещей.

Поделиться

Наплыв публики явно нарушил обычный режим секретности. Наиболее смелые и находчивые заняли места прямо на заводской крыше, куда проникли по пожарной лестнице. Другие забрались на стоящие рядом со взлетно-посадочной полосой технические строения. Строгая обычно охрана смотрела на этот бардак сквозь пальцы.

Наплыв публики явно нарушил обычный режим секретности. Наиболее смелые и находчивые заняли места прямо на заводской крыше, куда проникли по пожарной лестнице. Другие забрались на стоящие рядом со взлетно-посадочной полосой технические строения. Строгая обычно охрана смотрела на этот бардак сквозь пальцы.

Поделиться

Началось авиашоу с выступлений парашютистов, которые продемонстрировали фигуру под названием «этажерка», когда шесть (в данном случае) человек спускаются друг за другом, зацепившись за стропы оказавшегося ниже парашюта. Глядя, как ветер бросает маленькие фигурки в небе из стороны в сторону в процессе построения, публика периодически охала, но все обошлось. На фото парашютисты уже расходятся.

Началось авиашоу с выступлений парашютистов, которые продемонстрировали фигуру под названием «этажерка», когда шесть (в данном случае) человек спускаются друг за другом, зацепившись за стропы оказавшегося ниже парашюта. Глядя, как ветер бросает маленькие фигурки в небе из стороны в сторону в процессе построения, публика периодически охала, но все обошлось. На фото парашютисты уже расходятся.

Поделиться

Самым старым из показанных самолетов стал МиГ-3, запущенный в серию еще в 1940 году. Это настоящий истребитель времен Великой Отечественной, который был восстановлен, и теперь он крутил над головами зрителей фигуры высшего пилотажа. Именно на такой машине сначала летал Покрышкин (пересев потом на американскую «Аэрокобру»).

Самым старым из показанных самолетов стал МиГ-3, запущенный в серию еще в 1940 году. Это настоящий истребитель времен Великой Отечественной, который был восстановлен, и теперь он крутил над головами зрителей фигуры высшего пилотажа. Именно на такой машине сначала летал Покрышкин (пересев потом на американскую «Аэрокобру»).

Поделиться

Еще один заслуженный красавец — Л-29. Полноценный реактивный самолет, который используется при обучении летчиков. Он славится повышенной надежностью и прощает неопытным еще ученикам ошибки, которые на более серьезных машинах могут стоить им жизни.

Еще один заслуженный красавец — Л-29. Полноценный реактивный самолет, который используется при обучении летчиков. Он славится повышенной надежностью и прощает неопытным еще ученикам ошибки, которые на более серьезных машинах могут стоить им жизни.

Поделиться

Главным героем праздника был, конечно, Су-34 — основной продукт завода и его главная гордость. Одну из готовых машин поставили на виду у публики, которая с готовностью фотографировалась на фоне боевой техники. Защищал самолет от посягательств только одинокий охранник, но через его не очень плотный кордон регулярно прорывались очередные любители фотографий «на фоне».

Главным героем праздника был, конечно, Су-34 — основной продукт завода и его главная гордость. Одну из готовых машин поставили на виду у публики, которая с готовностью фотографировалась на фоне боевой техники. Защищал самолет от посягательств только одинокий охранник, но через его не очень плотный кордон регулярно прорывались очередные любители фотографий «на фоне».

Поделиться

Три новых Су-34 прошли над зрителями в довольно плотном строю, сотрясая все вокруг ревом двигателей. Разработка этих машин велась еще в 80-х годах, но активное их производство начато, по сути, всего несколько лет назад. Истребитель-бомбардировщик предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям в любое время суток. Может нести ядерное оружие.

Три новых Су-34 прошли над зрителями в довольно плотном строю, сотрясая все вокруг ревом двигателей. Разработка этих машин велась еще в 80-х годах, но активное их производство начато, по сути, всего несколько лет назад. Истребитель-бомбардировщик предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям в любое время суток. Может нести ядерное оружие.

Поделиться

Удивительно, но на авиашоу были почти незаметны люди с какой-то ярко выраженной патриотической символикой (георгиевские ленты, нарисованный на лице триколор и т.д.). Горожане просто пришли на праздник авиации.

Удивительно, но на авиашоу были почти незаметны люди с какой-то ярко выраженной патриотической символикой (георгиевские ленты, нарисованный на лице триколор и т.д.). Горожане просто пришли на праздник авиации.

Поделиться

Сегодня НАЗ обеспечен заказом от Министерства обороны России на годы вперед. По словам директора завода Сергея Смирнова (их приводит ИТАР-ТАСС), только в этом году предприятие выпустит 18 Су-34, а весь новый контракт Минобороны, подписанный в 2012 году, предусматривает до 2020 года производство еще 92 таких бомбардировщика.

Сегодня НАЗ обеспечен заказом от Министерства обороны России на годы вперед. По словам директора завода Сергея Смирнова (их приводит ИТАР-ТАСС), только в этом году предприятие выпустит 18 Су-34, а весь новый контракт Минобороны, подписанный в 2012 году, предусматривает до 2020 года производство еще 92 таких бомбардировщика.

Поделиться

Каждый Су-34 стоит порядка 1 млрд руб. То есть одно только производство боевых самолетов делает НАЗ крупнейшим промышленным предприятием города. Для сравнения: бюджет всего Новосибирска на 2014 год составляет менее 35 млрд руб., а строительство третьего моста через Обь (которое заняло несколько лет) обойдется в целом в 15 млрд руб.

Каждый Су-34 стоит порядка 1 млрд руб. То есть одно только производство боевых самолетов делает НАЗ крупнейшим промышленным предприятием города. Для сравнения: бюджет всего Новосибирска на 2014 год составляет менее 35 млрд руб., а строительство третьего моста через Обь (которое заняло несколько лет) обойдется в целом в 15 млрд руб.

Поделиться

Самым секретным продуктом, к которому имеет отношение НАЗ, считается истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Официальной информации об этом проекте крайне мало, но ряд высокопоставленных чиновников с гордостью заявляли о том, что именно в Новосибирске делаются кабины для этой экспериментальной пока машины — остальное собирают в Комсомольске-на-Амуре (на фото). Ориентировочная стоимость одного такого самолета может составить более 3,6 млрд руб.

Самым секретным продуктом, к которому имеет отношение НАЗ, считается истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Официальной информации об этом проекте крайне мало, но ряд высокопоставленных чиновников с гордостью заявляли о том, что именно в Новосибирске делаются кабины для этой экспериментальной пока машины — остальное собирают в Комсомольске-на-Амуре (на фото). Ориентировочная стоимость одного такого самолета может составить более 3,6 млрд руб.

Поделиться

Боевые самолеты — не единственная продукция НАЗ. Сейчас завод участвует в изготовлении гражданского лайнера компании «Сухой» — Sukhoi Superjet 100. Во всем мире производство таких машин разнесено по разным предприятиям, и в Новосибирске для него делают кабину. Для этого были приобретены специальные монтажные станы, которые делают работу монтажников более удобной.

Боевые самолеты — не единственная продукция НАЗ. Сейчас завод участвует в изготовлении гражданского лайнера компании «Сухой» — Sukhoi Superjet 100. Во всем мире производство таких машин разнесено по разным предприятиям, и в Новосибирске для него делают кабину. Для этого были приобретены специальные монтажные станы, которые делают работу монтажников более удобной.

Поделиться

Пока производство гражданских машин для НАЗ — это не основное направление, но «Сухой» планирует выпустить в этом году не менее 40 SSJ100. Стоимость такого самолета порядка $34,4 млн (1,224 млрд руб.). В отличие от Су-34 пассажирскому самолету вовсе не гарантирован рынок сбыта, но если «Сухому» удастся убедить авиакомпании в достоинствах своей машины, у новосибирского предприятия прибавится работы и в этом направлении.

Пока производство гражданских машин для НАЗ — это не основное направление, но «Сухой» планирует выпустить в этом году не менее 40 SSJ100. Стоимость такого самолета порядка $34,4 млн (1,224 млрд руб.). В отличие от Су-34 пассажирскому самолету вовсе не гарантирован рынок сбыта, но если «Сухому» удастся убедить авиакомпании в достоинствах своей машины, у новосибирского предприятия прибавится работы и в этом направлении.

Поделиться

Пока же завод занят прежде всего производством боевых машин. Сегодня в российской армии их порядка 45, но в ближайшие годы их количество должно вырасти до 150–200. Новая машина должна будет полностью заменить прежнюю модель Су-24. А значит, горожанам придется по-прежнему слушать грохот с неба.

Пока же завод занят прежде всего производством боевых машин. Сегодня в российской армии их порядка 45, но в ближайшие годы их количество должно вырасти до 150–200. Новая машина должна будет полностью заменить прежнюю модель Су-24. А значит, горожанам придется по-прежнему слушать грохот с неба.

Поделиться

Стас Соколов
Фото автора, фото 15 — РИА Новости, Алексей Дружинин

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку