11 мая вторник
СЕЙЧАС +19°С

Права категории Х

Новосибирские автошколы переходят на полулегальное положение из-за новых требований — стоимость обучения резко вырастет

Поделиться

Поделиться

Новые требования к обучению водителей вступили в силу с 12 августа: группы учеников, сформированные до этой даты, могут спокойно закончить обучение по старым программам, а вот новым желающим придется подождать. Как заявила начальник управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования Минобразования НСО Наталия Юсупова, автошколы смогут набирать новых учеников только после того, как приведут школы к полному соответствию с новыми требованиями. «Они должны согласовать с ГИБДД свои программы, подтвердить свои условия, для этого пригласив их, — объясняет специалист, — ГИБДД актом должно утвердить, что все материально-технические условия соответствуют требованиям».

Сейчас все новосибирские автошколы находятся в процессе глобальных изменений — большинство школ не соответствуют новым требованиям, и не соответствуют сильно, утверждает старший госинспектор технадзора регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД НСО Александр Ичанский. «Насколько школы выпадут из процесса обучения — зависит от них самих, — говорит г-н Ичанский, — об изменениях было известно еще полгода назад. Все знали, но вкладываться никто не хотел — до последнего думали, что как-то пронесет. Теперь чешут затылки».

Инспектор рассказал, что автошколам нужно разработать программу обучения водителей, согласовать ее с ГИБДД и подать заявление в Минобразования. Если автошколы уверены, что пройдут «экзамен» — могут набирать учеников. ГИБДД же обязуется в течение 30 дней проверить соответствие условий обучения заявленной программе.

Новые требования — это собственные программы на основании примерных программ от министерства: четкий учебный план с указанием часов, уделяемых теории и практике. Сюда же включен календарь занятий, подробный список транспортных средств, с отметкой, в том числе, о типе трансмиссии «механика/автомат».

Автодромы, где тренируются водители, теперь должны быть не меньше 0,24 га по площади, с асфальтовым или цементобетонным покрытием. Преподаватели должны иметь высшее или среднее профобразование в сфере «Образование и педагогика» или в области преподаваемого предмета. И это далеко не все. Как следует из «примерного учебного плана» в тексте приказа Минобразования, обучение будет включать не менее 104 часов теории, 56 часов вождения и 36 часов практических занятий: оказание первой медицинской помощи, психологическая подготовка и практика по решению конфликтов.

Сами автошколы должны обзавестись такими устройствами, как «аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя», мультимедийный проектор (комплект), экран или электронная доска и т.д.

Директор одной из автошкол, попросивший не ссылаться на него, сказал, что не понимает столь строгих требований, в том числе по педагогическому составу: «У нас инструкторы психологическое образование теперь должны получать?». Отдельное недоумение у собеседника вызвали требования к автодромам — по его словам, в Новосибирске такими большими площадями располагает лишь пара автошкол.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ наугад обзвонил несколько автошкол города и пришел к выводу, что далеко не все прекратили набор. Например, в автошколе «Альфа» заявления от кандидатов принимают, но они начнут обучение только после того, как школа уладит формальности. «СибАвто» доучивает тех, кто пришел до 12 августа — выпуск предполагается где-то через месяц, за это время руководство планирует согласовать новую программу, и надеется, что пустовать классы не будут вовсе. А вот в автошколе «Сигнал» сказали, что «набор по новой программе идет» уже сейчас.

Директор одной крупной автошколы, попросивший не называть его имени, заявил, что останавливать набор они не будут в любом случае.

«Это коммерция, мы не можем просто остановиться — нужно платить аренду, зарплаты, — объясняет собеседник. — У нас сейчас будут «курсы психологической подготовки», «предобучение», да как угодно это назовем — хоть «курсы кройки и шитья», будто мы тут автомобильные чехлы шьем — но набирать группы будем».

В ГИБДД предупредили, что их ведомство и прокуратура устроит серию внеочередных проверок по выявлению таких автошкол. «Это нарушение лицензионных требований конкретно, — говорит Александр Ичанский. — Генпрокуратура разослала на места информацию о масштабной проверке. Уже звонят нам, спрашивают адреса автошкол, автодромов, кого по каким программам обучают». В прокуратуре НСО подтвердили, что до конца года проверки автошкол будут. Возможные наказания в ведомстве обсуждать не стали, коротко ответив: «Будут нарушения — будут санкции».

По данным ГИБДД НСО, в 2012 году права впервые выдали 53 941 жителю региона, в прошлом году — 42 844. Старший инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по НСО Алексей Толочный предположил, что в нынешнем году новых водителей появится еще меньше. «Возможно, ситуация с автошколами как-то скажется, но незначительно, — считает он, — тут дело скорее в «естественной убыли» автомобилей — пик приобретений уже прошел».

Вице-президент Федерации автовладельцев России Алексей Сухоруков посчитал ужесточение требований к автошколам оправданным из-за большого количества аварий с начинающими водителями (по данным ГИБДД, за первые полгода 2014 года количество погибших в ДТП с участием молодых водителей выросло на 76 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — Н.Г.). «Но я считаю, что количество часов обучения не окажет серьезного влияния на мастерство, — предполагает эксперт, — тут важна практика, умение уходить от столкновения, изучение управляемого заноса. А этому в автошколах не учат». Г-н Сухоруков предположил, вскоре некоторые автошколы закроются, не выдержав требований, а стоимость обучения вырастет.

Владельцы автошкол однозначно подтвердили, что получить права теперь станет дороже — цены вырастут в 1,5–2 раза.

«Вы нас тоже поймите, это не наша инициатива, — говорит директор автошколы «Ягуар» Маргарита Политова, — вы если в бане вместо 2 часов 4 будете мыться — нужно же будет доплатить. Так и здесь: увеличивается количество часов практики вождения, значит, и цена будет выше».

Никита Гиевский

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...