17 июня четверг
СЕЙЧАС +18°С

Шулер из Сбербанка

Менеджер банка сняла с пластиковых счетов клиентов 650 тысяч рублей — специалисты описали лучшие схемы воровства с карт

Поделиться

Поделиться

Следственный комитет передал в суд дело сотрудницы отделения № 8047 Сбербанка России, которая крала деньги клиентов. Как сообщили НГС.НОВОСТИ в СУ СК РФ по Новосибирской области, Алена Т. (имя изменено. — А.А.) работала в банке с 2011 года в отделе, контролирующем выпуск, выдачу и активацию банковских карт. Что подтолкнуло ее на преступление, неизвестно. Однако в январе этого года она решилась на аферу: выбрав клиентов с наибольшим кредитным лимитом, Алена в январе и феврале оформила на их имена кредитные карты, которые выдала сама себе и после обналичила.

«Один из клиентов банка, получив извещение об образовавшемся у него долге за кредит, который он не брал, обратился в службу безопасности банка», — рассказали следователи. И добавили, что это первое дело в истории местного управления, в котором фигурирует такое крупное хищение денег сотрудниками Сбербанка. Алене Т. предъявили обвинение по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения) — ей грозит до 6 лет лишения свободы, однако суд может ограничиться и условным сроком. Подобное уже случалось: в ноябре 2013 года кассир «Ленты», которая украла деньги с карточек клиентов магазина на 553 тыс. руб., получила 4 года условно.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ, изучив самые громкие случаи кражи денег с карточек сибиряков и пообщавшись со специалистами по безопасности в сфере финансов, составил список самых небезопасных мест и способов расчета «пластиком» в Новосибирске.

Банки и кассы микрокредитования. Схема кражи аналогична случаю с работницей Сбербанка, однако бывают вариации. Так, в апреле полиция раскрыла кражу 200 тыс. руб. у 56-летнего сибиряка. Он потерял свою карту и обратился в банк, чтобы заблокировать ее. Сотрудница, с которой он общался, перед блокировкой перевела 200 тыс. руб. на свой счет и уволилась. Деньги она раздала в счет долгов. А в мае полицейские арестовали преступное трио: девушка — сотрудница банка передавала личные данные клиентов двум своим друзьям — те переводили деньги жертв со счета на счет, а после обналичивали в банкоматах. В обоих случаях название банка в полиции не уточняют. В кассах микрокредитования, которых в последнее время появилось немало, шанс нарваться на преступников еще выше: они, как и банковские клерки, имеют доступ ко всем паспортным данным клиентов, однако появляются и исчезают быстрее банков. В полиции посоветовали выбирать надежные фирмы с историей, остерегаясь «однодневок».

Покупки в интернете. В банках такой способ выманивания данных у владельцев карт называется «фишинг». Схема мошенников проста: в браузере появляются всплывающие окна, предлагающие купить что-то по очень привлекательной цене. «Введения стандартных данных будет достаточно для совершения дальнейших мошеннических действий с картой. При совершении платежа на легальном сайте у клиента не запросят PIN-код, пароли доступа к ресурсам банка, «девичью фамилию матери» или остаток средств на карте», — предупреждает Лариса Кузнецова, пресс-секретарь ВТБ24 по СФО. Не лишними, добавила она, будут проверка на надежность адреса интернет-магазинов и установленный антивирус. Технический директор платежной системы «Золотая Корона» Андрей Надточий посоветовал: «Если карта не используется для интернет-расчетов, нужно попросить банк запретить для вашей карты эти операции. Если же, наоборот, платите часто — заведите для онлайн-покупок отдельную карту с ограниченным лимитом».

Подтверждение операций по телефону. Мошенники представляются сотрудниками банка, выпустившего карту. Под предлогом уточнения данных они просят назвать несколько цифр с карты, постепенно выманивая все номера. «Не предоставляйте никакой информации, особенно полный номер вашей карты, PIN-код и CVV-код (он указан на обратной стороне карты)», — предостерегает Лариса Кузнецова. Сотрудники безопасности банков советуют перезвонить по телефону настоящего, а не липового колл-центра — его можно найти на официальном сайте банка.

Расчет на кассе магазина или в ресторане. Большую потенциальную опасность представляют именно рестораны — редко в них можно встретить переносной терминал, чаще официанты просто забирают карту клиента и уносят ее. В магазинах у кассиров времени меньше — однако некоторые умудряются снимать обе стороны карточки на видео или фото. В полиции заявили, что лучшей защитой в таких случаях будет подключенная услуга СМС-уведомлений.

«Компрометация (незаконное добывание информации о карте. — А.А.) может быть осуществлена при любой операции, и чаще всего — когда возникает ситуация «карта без присмотра». И даже неважно, осуществлялись ли в таком случае с ней операции — карта может быть просто оставлена на столе», — рассказывает Андрей Надточий. Наиболее опасно, считает он, рассчитываться кредитной картой: «Пользуясь дебетовой картой, вы оперируете только теми средствами, которыми реально располагаете. Риски при пользовании кредитной картой иные и лежат в пределах установленного кредитного лимита, а это могут быть сотни тысяч рублей».

Поймать вирус. Троянская программа Carberp, которая заражает мобильные телефоны, подключенные к СМС-банку (в СМИ чаще всего упоминают пострадавших клиентов сервиса «Сбербанк ОнЛ@йн». — А.А.), действует намного изящнее. Попав в смартфон или компьютер, вирус какое-то время оставался незамеченным. В момент, когда владелец карты пользуется интернет-банкингом, Carberp перехватывает и отсылает мошенникам личную информацию и пароли. Опасность таят в себе и приложения, имитирующие официальный продукт банка. Так, в Google Play некоторое время было доступно приложение «Сбербанк-СМС», которое было носителем «трояна» — оно перехватывало одноразовые СМС-пароли от интернет-банкинга незаметно от пользователя.

«Это достаточно распространенное явление, к сожалению», — признала Лариса Кузнецова. Меры предосторожности элементарны, говорит она: «Работать в интернете только через устройства, на которых установлены лицензионные антивирусные программы; не отвечать на письма и не проходить по ссылкам, пришедшим с неизвестных электронных адресов; соблюдать рекомендации банков при работе через каналы дистанционного обслуживания».

Александр Агафонов

Фото thinkstockphotos.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...