1 декабря среда
СЕЙЧАС -6°С

Гнать их из «ВКонтакта»

Главным врагом новосибирских детей названы соцсети — но учителя, психологи и сами дети готовы вытерпеть секс и насилие в них

Поделиться

Поделиться

Андрей Решедько, замдиректора Сибирского кадетского корпуса: «Я считаю, что в соцсетях для детей не существует опасности. Опасность — в их неправильном использовании, как и с любым инструментом. Я, например, «ВКонтакте» создаю группы, чтобы выкладывать в них учебные материалы. Да, мы все знаем, что «ВКонтакте» есть порнография, но будет ли школьник ее искать, как вы понимаете, не от «ВКонтакте» зависит. Что касается потенциальной пользы… Лично я придерживаюсь консервативных взглядов: друзья, найденные онлайн, — не то же самое, что друзья из реальной жизни. Думаю, дети эту разницу понимают. Возможности же общения, в том числе и интернационального, у них, безусловно, расширяются. Сомневаюсь также, что интернет развивает навыки письменного общения. Грамотную письменную речь формирует чтение, а в интернете человек склонен искать коммуникации, соответствующие его уровню: если где-то смеются над ошибками, он туда просто не пойдет. То есть соцсети — это просто эффективный инструмент коммуникации, не более. Использование ребенком соцсетей — личное дело родителей. С какого возраста можно это разрешать ребенку — решать только им. Педагоги же могут только советовать, и тут все индивидуально.

Государство, взявшись это регулировать, ничего хорошего не сделает, а все попытки будут только бессмысленной тратой денег налогоплательщиков».

Наталья Герасимова, психолог (психологический центр «Август»): «Конечно, опасности есть. Через интернет подростки покупают курительные смеси. Старшеклассницы сталкиваются с домогательствами со стороны взрослых мужчин. Ребенок потенциально получает доступ к самой разнообразной информации — от порно до роликов и высказываний радикально-националистического характера. Но для родителей важно понимать, что даже если отключить сети, со всем этим ребенок так или иначе столкнется в жизни. И здесь очень важно доверие — столкнувшись с агрессией, домогательствами и так далее, ребенок должен не бояться обсудить это с родителями.

Еще одна потенциальная проблема, связанная с соцсетями, — то, что некоторые дети проводят там очень много времени. Особенно дети, отверженные коллективом, — им это дает хоть какую-то иллюзию наличия друзей, они могут целыми днями бесцельно просматривать чужие странички, даже не общаясь.

С другой стороны, есть польза в том, что ребенок, который не чувствует себя своим, например, в классе, имеет возможность найти единомышленников — по музыкальным вкусам, например.

Не говоря уж о возможности искать информацию, делиться своими мыслями. На сегодняшний день это уже неотъемлемая часть жизни — каждый ребенок старше 10 лет зарегистрирован хотя бы в одной соцсети. Когда родители жалуются на то, что дети проводят там слишком много времени, я спрашиваю: а как проводите свободное время вы? И обычно оказывается, что в семье просто нет опыта совместного досуга, а общение с ребенком сводится к морализаторству».

Светлана Жильцова, заместитель директора центра героико-патриотического воспитания «Пост № 1»: «Однозначно дети проводят слишком много времени в соцсетях, уходят в себя, теряют навыки личного контакта. Хотя…когда я смотрю на своих троих детей и наших курсантов, я вижу, что они в порядке: посидели немножко в соцсетях — и вышли в спортзал, на танцы, к друзьям… В чем тогда проблема? По моим наблюдениям, многие другие дети сидят там все время. И я слышу от своих детей и воспитанников: «с ними неинтересно общаться, их больше ничего не интересует». Польза, конечно, какая-то есть: легко найти человека, выдвинуть идею и узнать мнение о ней большого количества человек, найти себе подобных… Но жить все время так невозможно! Запрещать, при этом, соцсети, ни в коем разе нельзя, — надо завлекать детей в места, где будет живое общение, творчество, развитие в интересной им области. Если у родителей есть желание найти детям такое место — возможности найдутся. Наши курсанты, например, занимаются абсолютно бесплатно. Огневой подготовкой, строевой подготовкой, медицинской, ездят на соревнования.

Иван Каргаполов, ученик 9-го класса гимназии «Горностай», призер международной олимпиады по экспериментальной физике: «Лично я уделяю каждый день соцсетям примерно по 1,5 часа и не засиживаюсь надолго. Конечно, иногда бывает, что зайдешь и залипнешь.

Но такого, чтобы соцсети прямо мешали учиться, нет.

Все-таки натуральное общение лучше. Потому что в соцсетях ты видишь искусственно созданный образ человека, а не его настоящего. Если бы доступ в соцсети ограничили, меня бы это не сильно расстроило, потому что они не являются важной частью моей жизни. Люди бы больше гуляли и общались вживую».

Любовь Зябрева, уполномоченный по правам ребенка в НСО: «Соцсети опасны, когда дети к ним не подготовлены. Я осознала в полной мере масштаб проблемы, прочитав исследование пользователей интернета в 11 российских регионах. Согласно этому исследованию, 70 % детей ежедневно пользуются интернетом, 45 % — с личного мобильного телефона, 57 % — с личного компьютера.

Каждый третий уверен, что родители не знают о его поведении в интернете, у каждого десятого сформировалась интернет-зависимость. 30 % видели или получали сообщения сексуального характера, каждый пятый сталкивался с пропагандой наркотиков или заходил на суицидальные сайты.

Это — проблема, но не основная. И потраченное время тоже не главная проблема. Меня больше пугают два момента. Во-первых, агрессивность, которую проявляют в общении дети в соцсетях. Во-вторых — то, что они теряют способность общаться на уровне слов, взглядов: посмотреть в глаза и понять, лгут они или нет. Безусловно, есть и польза — огромный прогресс в доступе к информации в объемах, которые мы раньше и не представляли, возможность быстрее находить и поддерживать контакт с друзьями и родственниками… Если кто-то увидел в моем выступлении призыв запретить детям соцсети — это неправильная трактовка. Запреты только порождают любопытство. Необходимо формировать у детей культуру общения в интернете, это должны делать и родители, и (особенно если они не очень владеют техникой) — школа. И нужно помнить о том, что ребенок делает выбор в пользу виртуального существования из-за одиночества. А это уже зависит от климата в семье».

Елена Полякова

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку