4 августа среда
СЕЙЧАС +15°С

30 рублей за проезд

Владельцы автобусов назвали условия, при которых водители перестанут хамить, а общественный транспорт начнет ходить по расписанию

Поделиться

Поделиться

В начале этой недели глава управления пассажирских перевозок мэрии Александр Лаврентьев сообщил о снижении пассажиропотока на наземном общественном транспорте в 2013 году. «В общем наземным пассажирским транспортом в прошлом году было перевезено более 368 млн пассажиров, это на 9 % меньше, чем в 12-м году», — сказал господин Лаврентьев.

Он уточнил, что городские трамваи за это время перевезли на 2,6 % больше пассажиров, а в троллейбусах, напротив, пассажиропоток снизился на 2 %. Точных цифр по пассажиропотоку в коммерческих автобусах и маршрутных такси не прозвучало, однако коммерческие перевозчики, на чью долю приходится 75 % всех наземных перевозок, сами подтверждают спад. По оценке председателя «Транспортного союза Сибири» Валерия Ильенко, резкого снижения не наблюдается — коммерческие автобусы «потеряли меньше 8 %» пассажиров.

Представитель перевозчика «Диамант-1» (маршрутки № 18, 51, 5) Сергей Матюнин говорит о 15%-ном падении пассажиропотока в маршрутках. Разницу в оценках перевозчики объясняют рентабельностью только определенной части городских маршрутов. По словам господина Хохлова, больше всего за прошлый год недосчитались пассажиров перевозчики на маршрутах, дублирующих линии метрополитена и тех, чьи пути пролегают по самым заторным участкам города, в первую очередь обоим мостам.

«Мосты стоят. Люди уходят в метро. Работу ищут ближе к метро, чтобы было проще добираться», — констатирует Олег Хохлов. Перевозчики единогласно обвинили в падении спроса на свои услуги и общем снижении рентабельности перевозок перманентные пробки — водители часами стоят на магистралях, бессмысленно сжигая «соляру», и не успевают выполнить положенное число рейсов.

Их наблюдения подтверждает статистика перевозок по пригородным электричкам «Экспресс-пригорода» и метрополитену, куда горожане устремились за спасением от заторов. За прошлый год пассажиропоток в электричках на южном направлении, дублирующем Бердское шоссе и ул. Большевистскую, вырос на 18 %, а метрополитен перевез на 7,6 % больше пассажиров — 88,8 млн человек вместо 82,5 в 2012 году.

Поделиться

По перевозчикам бьет также всеобщая автомобилизация: за 2013 год число автомобилей, чьи владельцы готовы самоотверженно выстаивать многокилометровые пробки, перевалило в городе за 600 тыс.

Работу автобусов и маршруток неизменно сопровождает поток жалоб пассажиров. Жалуются на все: неудобные машины, длительные простои на остановках, холод в салонах и хамство водителей. «Есть проблемы сегодня: вечерние рейсы не закрываются, жалобы на грубое обращение водителей и кондукторов, есть проблема курения [водителей], разговоры по телефону», — перечисляет Валерий Ильенко.

В середине января 43-летняя жительница Академгородка Наталия Шевчук столкнулась на «Речном вокзале» с образцово-безобразным поведением водителя маршрутного такси № 35 (1235): на просьбы закрыть дверь в салон (на улице ударил мороз) и не курить он отвечал «площадной бранью», а когда пассажиры попросили мужчину включить печку, тот промолчал и просто сделал погромче музыку. «Было ощущение, что он либо неадекватен, либо пьян», — вспоминает пассажирка.

Как замечает господин Ильенко со ссылкой на данные общественной приемной мэрии, за прошедший год, отметившийся резким ростом цен на проезд, количество жалоб «значительно уменьшилось».

С февраля 2013 года проезд в автобусе подорожал с 14 до 17 руб., а в большинстве маршруток — с 20 до 23 руб. Уже тогда перевозчики говорили, что этого недостаточно. Предполагалось, что на дополнительные деньги они смогут обновить парк машин и в целом повысить качество своих услуг. «С ростом [цены] бензина мы просто не укладываемся в этот тариф, мы все в кредитах [за купленные машины]», — сетует Сергей Матюнин.

В преддверии очередного февраля перевозчики предложили увеличить цену проезда в автобусах до 23 руб. По словам президента «Транспортного союза Сибири» Валерия Новоселова, заявки находятся на рассмотрении областного департамента по тарифам, но окончательного решения пока не принято.

Сами перевозчики не питают иллюзий, что проезд в ближайшее время подорожает, при этом транспортники уверены, что даже тариф в 23 руб. не спасет их положения и не решит одной из системных проблем отрасли — тотальной нехватки водителей. Ранние подъемы в рейс в 4–5 часов утра, длительные стояния в пробках за сравнительно небольшие деньги (по данным «Транспортного союза» — в среднем 30 тыс. руб. в месяц) отталкивают от автобусного руля даже гастарбайтеров.

Чувство собственной незаменимости и стрессы превращают работающих на маршрутах водителей в хамов. «Кадровая нехватка стоит остро на уровне всей федерации. Нам необходима целевая программа», — говорит Валерий Ильенко.

По оценке Олега Хохлова, решить проблемы перевозчиков смогла бы стоимость проезда в автобусах на уровне 30 руб. Это позволило бы платить водителям хорошую зарплату и закупать более комфортабельные автобусы, например европейские Scania.

«30 руб. на данный момент — даже более чем достаточно», — подтверждает представитель одного из городских перевозчиков, пожелавший сохранить свою анонимность. Не без иронии он признает утопичность установки такого тарифа: «По такой цене за поездку все будут ходить пешком». С оглядкой на урбанистов власти города в свою очередь пытаются повысить привлекательность общественного транспорта выделением специальных полос на дорогах и сокращением парковочного пространства в центре города, наталкиваясь на противодействие все возрастающей армии автомобилистов.

Елена Воробьева

Фото Александра Ощепкова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...