Ведущий сотрудник СО РАМН Вячеслав Хаснулин на конгрессе «Развитие снежных территорий» заявил, что около 70 % сибиряков не адаптированы к суровым погодным условиям региона и испытывают хронический стресс. Это приводит к преждевременному старению и довольно высокому уровню смертности. Согласно исследованиям ученого, негативно на здоровье новосибирцев действуют также радоновые озера, расположенные под городом, и различные геофизические аномалии. В интервью НГС.НОВОСТИ Вячеслав Хаснулин рассказал, почему сибирякам сложно адаптироваться к климату, что бывает, если пить радоновую воду и чем мы отличаемся от жителей других регионов.
Справка: Вячеслав Иванович Хаснулин, 66 лет, доктор медицинских наук, профессор. Окончил Семипалатинский государственный медицинский институт по специальности лечебное дело. С 1986 года руководитель лаборатории механизмов дезадаптации Научного Центра Клинической и Экспериментальной Медицины СО РАМН. Действительный член Российской академии естествознания, Европейской академии естествознания. Опубликовал более 600 научных работ.
Закалены ли жители Новосибирска только из-за того, что живут в суровых условиях? Сколько человек (в процентном отношении) действительно адаптированы?
Вообще процесс адаптации происходит со сменой очень многих поколений. Многочисленные исследования ученых СО РАМН показали, что, примерно, 70% новосибирцев из-за действия комплекса неблагоприятных климатогеографических факторов Сибири испытывают постоянный хронический стресс, слабо адаптированы, потому что им не предшествовали сотни поколений, со сменой которых увеличивались возможности приспосабливаться к суровым природным условиям. И человек, не имеющий эволюционно отобранных генетических механизмов адаптации, вынужден постоянно тратить намного больше своих внутренних резервов, чтобы жить на каком-то определенном уровне стабильности в дискомфортных сибирских условиях. А 30% населения — это те люди, у которых предки все-таки приобрели со сменой поколений какую-то устойчивость к неблагоприятным факторам среды.
Конечно, люди приспособились жить в Сибири, но за счет сокращения своих ресурсов и жизни. Светя другим, сгорают сами…. И чтобы выгорание не происходило быстро, нужна забота о сибиряках: комфортное жилье, сохранение воздушной среды, правильное питание.
Что за стресс испытывают эти 70% населения?
Прежде всего, стресс у нас вызывается неблагоприятными природными условиями проживания. А социальные условия, которые мы вокруг себя создаем, могут либо защитить нас, либо усугубить стресс. Хронический стресс ускоряет истощение защитных сил организма.
Было показано, что у новосибирцев хронический стресс сопровождается высоким уровнем в крови стрессовых гормонов, высоким уровнем психоэмоционального напряжения, нарушением обменных показателей, окислительным стрессом на уровне клеток.
При истощении адаптационных резервов человек не успевает восстанавливаться своевременно, у него в более молодом возрасте возникают болезни, быстро переходящие в хронические формы, в результате — преждевременное старение и сокращение сроков жизни. Устойчивые к такому стрессу 30% жителей нашего города живут дольше, медленнее стареют. Тем не менее, они испытывают аналогичный для других стресс, но их защитные механизмы дольше компенсируют его.
Можно ли говорить о специфической сибирской депрессии?
Депрессия, о которой мы говорим и которую изучают — сезонная, чаще всего возникает в зимнее время. Очень многие ученые связывают ее только с дефицитом ультрафиолета и солнечного света, хотя это не совсем так — за неделю ярким искусственным освещением ее можно вылечить у большого числа страдающих депрессией.
У сибиряков депрессия, вместе с ночной бессонницей и гиперсомнией бывает чаще.
Она не столько сибирская, сколько связанная с неблагоприятными факторами климата, погоды, дефицитом солнечного освещения в осенне-зимние месяцы. Нынешнее круглогодичное летнее время не увеличило продолжительность освещения Солнцем зимой. Но депрессивные проявления у людей увеличились.
А что за радоновые озера находятся под Новосибирском? Какое влияние они оказывают на человека?
Озера находятся под землей на разной глубине, радон поднимается из земной коры и растворяется в воде. Вот говорят: мы ездим на курорты и лечимся радоновой водой. На самом деле лечение радоном за время пребывания на курорте — примерно 7 ванн. Такая малая доза радиации активирует наши восстановительные процессы и иногда болезнь совсем уходит. Но когда человек радиоактивную воду пьет каждый день, моется в ней, суп варит, то это может вызвать лучевую болезнь, которая разрушает организм, вызывает онкологические заболевания, ускорение процессов старения. Радоновая вода внешне совершенно никак не отличается от обычной. И так как радон под нами находится постоянно, то время от времени попадает в водопровод.
К примеру, в начале 80-х обнаружилось, что в Заельцовском районе из кранов течет радоновая вода. Такая же проблема отмечалась и в Академгородке.
В докладе на «Снежном сезоне-2014» вы говорили, что на высокую смертность населения в Сибири влияют геофизические аномалии. Что вы имеете в виду?
Есть целый ряд геофизических аномалий: геомагнитные, гравитационные; исследуют их геофизики. Гравитационные аномалии возникают вокруг всевозможных разломов в земной коре, которых много под Новосибирском и которые негативно действуют на здоровье.
Немцы проводили исследования и выяснили, что когда человек переходит линию разлома в земной коре, у него меняется скорость восприятия времени, пульс, поднимается или снижается артериальное давление. А когда человек все время живет на этом разломе, то чувствует себя не очень хорошо. Хотя объяснить причину такого самочувствия не может. Сегодня в овраге, оставшемся после речки Каменки, такая зона сохраняется и застраивать ее чревато для здоровья людей, которые там поселятся.
Какие болезни мы имеем именно потому, что живем в Новосибирске?
На фоне хронического стресса у нас быстро прогрессируют сердечно-сосудистые заболевания: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ну и как следствие — инсульты, инфаркты. Еще онкология, заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические расстройства, сезонные иммунодефициты и другие хронические заболевания.
Что же делать — можно как-то адаптироваться или однозначно уехать?
Переезд сибиряка в другую климатическую зону может дать еще более отрицательный эффект для здоровья. Легче сохранять себя здесь.
Но для этого необходимо объединить усилия всех служб, всех специалистов, всех субъектов РФ в Сибири в создание наиболее эффективной системы жизнеобеспечения жителей сибирских городов.
Есть ли позитивные для здоровья факторы в нашем обитании в Сибири?
Этот экологически обусловленный хронический стресс в какой-то степени нас закаливает. Для жизни в суровых условиях, для эффективных решений государственных проблем, мы оказываемся более приспособленными, потому что уже научились выживать в дискомфортном климате. Сибиряки — своего рода герои, уже не раз они показали свою беззаветную любовь к Родине. В Великую Отечественную войну именно сибирские дивизии помогли отстоять Москву. И мы в большинстве своем имеем немного другое отношение к жизни, не такое меркантильное. Это стоит в нас сохранить и передать новым поколениям.
Ксения Евдокимова
Фото thinkstockphotos.com (1), Ольги Бурлаковой (2)