28 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -5°С

«Черная пятница»: дикие покупатели (видео)

Тысячи горожан под покровом ночи вломились в гипермаркет и смели с полок смартфоны и мультиварки — психологи объяснили такое поведение древними инстинктами

Поделиться

Поделиться

Справка: «Черная пятница» (Black Friday) — на Западе пятница после Дня благодарения, когда проходит массовая круглосуточная предрождественская распродажа. Обычай зародился в США еще в XIX веке, а термин «черная пятница» появился в 1966 году. По одной из версий, он связан с огромной прибылью, которую торговцы записывали черными чернилами, а убытки — красными.

13 декабря в гипермаркете DNS Plus в ТЦ Golden Field, возле станции метро «Золотая Нива», прошла крупная ночная распродажа — «черная пятница». С 20:00 пятницы до 08:00 субботы новосибирцам обещали скидку до 70 %, и желающих получить ее набралось несколько тысяч человек. «Распродажа проводилась одновременно в шести городах СФО: в Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Новокузнецке, Омске, Томске. Если мы говорим о Новосибирске, то точный подсчет покупателей не велся», — рассказал Иван Моисеев, старший коммерческий специалист сети DNS.

По наблюдениям организаторов акции, новосибирцы вели себя цивилизованно — шутили, выстраивались в очередь, подбадривали друг друга. Зато омичи и кемеровчане сдерживаться не стали — снесли дверь торгового центра, а потом сломали счетчик посетителей. «Внутрь запускали по мере логичного заполнения площадей филиала, процесс был непрерывным, кто-то выходил, тут же заходил кто-то новый, в этом вопросе грамотно работали сотрудники охраны, организован процесс был слаженно. На случай возможных эксцессов неподалеку дежурили два экипажа полиции», — описал ситуацию в Новосибирске Иван Моисеев.

Очевидцы и участники распродажи говорят, что народ на самом деле подобрался не такой уж дружелюбный. На видео с места событий организованной очереди нет и в помине, перед дверью ТЦ стоит бесформенная толпа. Люди подбадривают друг друга разве что ненормативной лексикой.

Поделиться

высказалась Наталья, решившая приобрести со скидкой электрический чайник. По словам Владимира, еще одного очевидца событий, он добирался до места распродажи в течение часа, встав в пробку возле ГПНТБ, на месте он оказался примерно в 20:20. «Я туда не стал пробиваться, с учетом какая там была толпа народа», — сказал очевидец. Корреспондент НГС.НОВОСТИ, оказавшаяся в том районе по личным делам около 21:00, пыталась проехать с ул. Есенина по ул. Бориса Богаткова до ул. Кошурникова, однако вокруг ТЦ Golden Field была пробка, которую пришлось объезжать по ул. Лежена. Информацию о том, что порядок на распродаже помогали поддерживать сотрудники полиции, пресс-служба ГУ МВД России по НСО не подтвердила.

В сети DNS рассказали, что наибольшим спросом на ночной распродаже пользовались планшетные ПК, смартфоны, ноутбуки. Неожиданно большим оказался спрос на бытовую технику, особенно мультиварки.

Максимальную скидку — 70 % — давали на игры для приставок WII и 3DS, для остальных групп товаров цену скинули в среднем на 35 %. Так, мультиварка Redmond RMC-M45031 до распродажи стоила 3350 руб., по акции — 1990 руб. (–40 %); зеркальная камера Canon EOS-600D с объективом 18–270 мм с 29 590 руб. подешевела до 19 990 руб. (–32 %); смартфон iconBIT NT-3507M обычно продавался за 7990 руб., цена по акции составила 4990 руб. (–37 %). «Мне показалось, самые серьезные скидки были на мелочь типа флешек и на китайские телефоны. Их хорошо расхватывали. Наверное, на новогодние подарки», — отметила Наталья. После двухчасового стояния на улице, «ощущая подошвы соседей по толпе на своих сапогах», ей удалось сэкономить на покупке вожделенного чайника около 300 руб.

Ночные распродажи в Новосибирске проводят периодически и на разные группы товаров. Например, в 2007 году старт продаж последней книги о Гарри Поттере начался ровно в полночь 13 октября со скидкой в 13 %.

Разница с дневной ценой составила около 30 руб., но если речь пойдет о покупке автомобиля на ночной распродаже, экономия может перевалить за 300 тыс. руб.

На таких условиях в ночь на 22 ноября 2013 года распродавали автомобили Ford в автосалоне на ул. Немировича-Данченко. «Привлекательность ночных распродаж связана со спецценами, которые ритейлеры предлагают покупателям. Но для некоторых компаний это уловка, чтобы привлечь людей в магазин», — предупреждают в сети техники и электроники Media Markt.

Ритейлеры пояснили, что прибыль от ночных скидок мало отличается от прибыли дневных распродаж выходного дня,

но сам процесс покупки становится комфортнее — не надо никуда спешить и легче добраться до магазина по свободным дорогам.

Конкретных экономических показателей никто не озвучил, ссылаясь на коммерческую тайну. Психотерапевт Александр Буцких легко объяснил, почему в темное время суток горожан тянет к массовому шопингу с элементами вандализма: «Это влечение, направленное на то, чтобы снять агрессию разрешенным в обществе способом. Задача покупателя — урвать себе кусок некой добычи, при этом у него есть соперники в лице соседа по толкучке и в лице продавца. Если удается отбить что-то для себя, пусть даже флешку за 100 руб., человек удовлетворен. Тут важен не результат, а процесс раскрепощения, как на ночной охоте».

Анна Наумцева

Фото thinkstockphotos.com (1), Дарьи Староверовой (2)

Видео Владимира Ларина

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку