
Поделиться
Сергей Якушин, директор Новосибирского крематория, поместил свою ДНК в криохранилище, чтобы, при необходимости, в будущем помочь своим детям и внукам в лечении болезней, передающихся «по наследству». Новосибирские ученые считают, что, теоретически, когда-нибудь наука действительно сможет этого добиться, но пока подобные инвестиции можно сравнить с игрой в лотерею, а известные жители города усомнились в рациональности заморозки чего бы то ни было и вряд ли последуют примеру г-на Якушина.
Директор Новосибирского крематория Сергей Якушин заморозил свою ДНК в надежде помочь своим потомкам избавиться от возможных генетических заболеваний. Процедура заморозки ДНК прошла 30 октября 2013 года в Москве в рамках похоронной выставки «Некрополь-2013», на которой, как сообщает пресс-центр похоронного дома ООО «Некрополь», собравшимся «показали эксклюзивные венки, гробы и урны, устроили модный показ траурной одежды и рассказали, как продлить жизнь после смерти».
На глазах у посетителей и участников выставки специалист научно-исследовательской организации «КриоРус», предоставляющей услуги крионики, взял клетки буккального эпителия (клетки верхнего нёба) Сергея Якушина и поместил их в специальную пробирку для хранения с криопротектором. Затем пробирка была помещена в жидкий азот.
«Моя ДНК будет храниться в криокамере в течение 25 лет, а по истечении этого времени будет возможным полностью восстановить мое тело, кожу, волосы, глаза, тем самым создав свою точную копию, но без головного мозга, — цитирует слова Якушина пресс-служба Новосибирского крематория. — Сегодня наука шагает семимильными шагами, и есть такое литературное выражение «ученые взорвали ДНК». Уже в первое 10-летие XXI века ученые научились заменять и изменять коды ДНК, ответственные за болезни.
Как сообщил НГС.НОВОСТИ Сергей Якушин, заранее эту процедуру он не планировал, но решил воспользоваться предложением компании и заморозить свою ДНК, чтобы когда-нибудь она смогла помочь его детям или внукам, если у них возникнут проблемы со здоровьем.
«Этого достаточно, чтобы лечить, но возрождать, конечно, этой манипуляцией никого не будут, и это невозможно, — подчеркнул Сергей Якушин. — Для полного возрождения нужны клетки мозга. Это может продлить жизнь, исключить наследственные заболевания, они у нас в роду есть — сахарный диабет». По словам Сергея Якушина, в его семье будет храниться документ, свидетельствующий о проделанной процедуре. «Уже сегодня это достаточно простая манипуляция — замена кода генома. Ученые уже научились расшифровывать ДНК и, в общем-то, у ученых Америки, Японии, наших российских ученых нет сомнений, что можно сегодня возродить мамонта», — считает Сергей Якушин.
Получить комментарий в компании ООО «КриоРус», предоставляющей услуги крионики (замораживания умерших людей для воскрешения в будущем) и их хранения, на момент публикации не удалось. Однако на официальном сайте организации сообщается, что услуга по хранению ДНК в течение 25 лет при температуре жидкого азота
Как отметил доктор биологических наук, заведующий сектором криоконсервации и репродуктивных технологий Института цитологии и генетики СО РАН Сергей Амстиславский, человек, решившийся заморозить сегодня свою ДНК, в течение своей жизни, скорее всего, никакой выгоды от этого не получит. Однако наука развивается достаточно быстро, и, в принципе, такой день может наступить. Так, если недавно казалась невозможной заморозка целых органов, то сейчас это делается.
«Если человек хочет рискнуть своими деньгами в данной области, то ничего в этом плохого нет, это лучше, чем он выбросит их где-нибудь в другом месте, — считает ученый. — Здесь он, по крайней мере, вкладывает в хорошее дело, в науку».
Большинство известных новосибирцев крайне скептически отнеслись к возможности заморозки ДНК для помощи в лечении своих далеких потомков. Сомнения вызвала сама идея. «Я никогда не думала на эту тему, — призналась «Миссис Новосибирск-2013» Юлия Кравцова. — Может быть, да, если бы меня уверили, что в этом есть смысл — я всегда прислушиваюсь к мнению компетентных людей». Депутат Госдумы Анатолий Локоть также засомневался в наличии здравого смысла в проведении данной процедуры: «Я не знаю исследований, которые бы говорили о том, что замораживание ДНК приведет к тому, что можно будет ими воспользоваться для того, чтобы вылечить детей и внуков».
Алина Кузменкина
Фото thinkstockphotos.com