NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -4

1 м/c,

вос.

761мм 82%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город Из «Сан Сити» повалил дым

Из «Сан Сити» повалил дым

Мировая корпорация открыла в Новосибирске большой кинозал — полнометражные фильмы зрители смотрят в кресле с вибратором, утопая в тумане и уворачиваясь от брызг

Кинозал 4DХ, в котором голливудские 3D-блокбастеры можно смотреть в подлетающем над полом кресле, вдыхая ароматы экзотических цветов планеты Пандора, открылся 1 ноября в ТРЦ «Сан Сити». Под новый формат переоборудовали один из залов «Синема Парка», сократив места с 144 до 104. Зал 4DX открылся премьерой фильма «Тор-2» (экранизация комикса Marvel, в которой явившийся из другого измерения скандинавский бог-воин Тор спасает вселенную), которую и посетила корреспондент НГС.НОВОСТИ.

1 ноября в «Сан Сити» открылся кинозал с новым форматом 4DХ. Если раньше в многочисленных 4D-киосках, а также в спецзале «Квазар» в кинотеатре «Пионер» можно было увидеть лишь короткие бессюжетные ролики с тряской, ветром и брызгами, то теперь в «Синема Парке» можно смотреть настоящие блокбастеры.

Формат 4DX продвигает на рынок южнокорейская компания CJ 4DPLEX — разработчик оборудования и правообладатель марки, часть корпорации CJ CGV, владеющей крупнейшей сетью мультиплексов в Азии. Сейчас залов 4DX — 62 в 17 странах, в основном в Азии и Латинской Америке. Первый запущен в 2009 году. В России корейцы совместно с сетью «Синема Парк» открыли 6 залов: в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Сургуте, Калининграде и Новосибирске. Сумма инвестиций и доли участия корейских и российских партнеров 4DХ зал в «Сан Сити» не раскрываются. Известно, что в среднем новый кинозал обходится «Синема Парку» в 1 млн долларов; оборудованный 4DX зал заметно дороже.

На этой неделе помимо «Тора-2» в новом формате показывают мультфильм «Облачно-2. Месть ГМО». Дальше будут «Голодные игры-2». Первым российским фильмом, который выйдет (под Новый год) в формате 4DX, будет амбициозный долгострой «Вий 3D».

Отправившись на «Тора», корреспондент НГС.НОВОСТИ обнаружила в новом зале 104 кресла: они выше обычных, с подставкой для ног. «Каждое кресло оборудовано огромным количеством разных систем, которые подают и сжатый воздух, и воду, и кресло само по себе подвижно», — комментирует директор сети «Синема Парк» Сергей Китин, поясняя: такое кино не рекомендуется беременным и тем, кто ниже 120 см (не достает ногами до подставки и может упасть).

Кресло вибрирует, когда на экране заводится машина, вздрагивает, когда кто-то выскакивает из-за угла, ходит ходуном во время битв, плавно качается, когда герои летят на воздушном корабле. Периодически зрителя обдает ветром: то порывом с потолка, то щекочущим уши сквознячком из спинки кресла, — будто вы чудом избежали ранения осколками от взрыва на экране. Когда герои плюхаются в водоем, в лицо зрителю (из пульверизатора в спинке кресла впереди) распыляется немного воды.

У экрана находятся генератор тумана и генератор запахов. Но у запахов последняя роль: корреспондент НГС.НОВОСТИ только раз почувствовала (на экране герои объяснялись в дивном саду) что-то похожее на цветочный освежитель воздуха. Проблема, о которую разбивались попытки ввести запах в кинотеатрах (попыткам — более 100 лет, больше, чем звуку в кино), — то, что ароматы медленно распространяются и еще медленнее выветриваются, — явно решена: запах возникает своевременно и исчезает без следа. Также в 4DX возможны мыльные пузыри с потолка, но в нордическом характере Тора им места не нашлось.

Корреспондента НГС.НОВОСТИ спецэффекты чаще отвлекали, чем вовлекали в действие.

Тряска кресла по большей части ассоциировалась не столько с происходящим на экране, сколько с непоседливым пинающимся соседом. Сопровождение взрывов и молний вспышками стробоскопа в зале тоже скорее убавляло, чем прибавляло эффект присутствия.

Действительно усиливал общее впечатление от фильма только ветер. Большинство опрошенных зрителей реагировали схоже: любопытный опыт, были волнующие моменты, но «лучше — в IMAX». «Есть ощущение, что некоторые спецэффекты не совсем синхронизированы, вода, например, брызгала слишком рано», — отметил программист Артем. «Интересно сходить один раз. Все-таки это скорее аттракцион, чем новый формат кино», — заметила журналист Анна.

Первый зал, показывавший специальные короткометражки в формате 4D, открыла в Новосибирске компания Art&Science Cinema Distribution в 2008 году. Сейчас, по данным 2ГИС, в городе 10 таких аттракционов. Но их аудитория в основном — дети. 4DХ же не только предлагает ощутимо более качественные спецэффекты, но и имеет куда более широкую потенциальную аудиторию: блокбастеры в Новосибирске за уик-энд смотрит 10 и более тысяч человек.

Директор Art&Science Cinema Distribution Галым Саинов оценивает перспективы нового формата довольно оптимистично и не исключает, что в обозримом будущем таких залов в городе станет больше: «Хорошо, что он к нам зашел. Это говорит о том, что мы не деревня, а большой город».

Стоит ли ждать, что в обозримом будущем массаж ног и пена с потолка станут неотъемлемой частью массового развлекательного кино? Сергей Китин уверен: сотрудничество производителей «Аватара», «Железного человека-3», «Трансформеров-3», «Гадкого я-2» с корейской компанией означает, что Голливуд верит в будущее формата.

Нужно отметить, что писатели прошлого, воображавшие мир будущего, не сомневались, что кино будет все больше задействовать органы чувств. Так, Олдос Хаксли в 1930-е годы в «Дивном новом мире» описывал как при просмотре «стереоскопического ощущального фильма с синхронным органо-заховым сопровождением» каждый волос медвежьей шкуры, на которой блондинка занимается любовью с тремя героями, спасшими ее от маньяка, был «четко и раздельно осязаем» публикой. С запахами и вибрирующими сиденьями экспериментировали в 1950-е годы в США; влияния на кинопроцесс в целом опыты не имели. Но и трехмерное кино прозябало на обочине полвека — пока за пару лет не захватило мир.

Джефф Кинг, профессор Университета Брунеля в Лондоне, написавший несколько книг об американском кино, сомневается, что за технологиями вроде 4DХ — будущее массового кино, и напоминает, что даже IMAX остается форматом ограниченного потребления. Впрочем, 4D-кино ближе к аттракционам Диснейленда. «Такие аттракционы могут стать более распространенными, но едва ли в обозримом будущем вытеснят более традиционный формат кино, — прокомментировал господин Кинг для НГС.НОВОСТИ. —

Просто потому, что они слишком дороги, чтобы появиться в каждом кинотеатре. Что касается отдаленного будущего… Кто знает? Но люди предсказывали многое, что не сбылось. Например, голографическое кино, окружающее нас со всех сторон.

Такие предсказания обычно касаются очень дорогостоящих технологий, которые недостижимы, пока кинобизнес ожидает такой высокой прибыли, как сейчас. Перемены происходят не тогда, когда что-то становится просто возможно (технически. — Е.П.), а тогда, когда индустрия усматривает в этом возможность получить больше денег».

Елена Полякова

Фото thinkstockphotos.com (1), Татьяны Кривенко (2, 3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления