5 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -2°С

«5-балльная система ставит клеймо»

Учителя, педагоги и психологи Новосибирска сошлись на том, что школы должны отказаться от «пятерок»

Поделиться

Поделиться

Сергей Бегунов, директор гимназии № 11 «Гармония»: «Оценка и отметка — это разные вещи. Люди недопонимают: оценка есть, отметки нет. Мы отказались от отметки, но не от оценки. Оценка у нас есть, и она разнообразна: есть вербальная оценка, есть дихотомическая оценка — положительная или отрицательная, есть описательная — дескриптивная оценка. Ребенок знает, и родители знают, на каком уровне находится ребенок. А вот отметка, которая одних возвышает, других унижает и является бичом и кнутом, — мы от этого отказались.

Тогда он испытывает угнетение, психологический дискомфорт, стрессы бесконечные. Отсюда возникают неуспевающие или ненависть к учителю или к школе в целом. [Оценивание знаний школьников важно] для детей, конечно. Ребенок должен быть самостоятельным, он должен самосовершенствоваться, идти в гимназию, в школу не за отметкой, а за знаниями. Если над ним не будет довлеть эта отметка, он будет знать, что «мне нужна не отметка — мне нужны знания». Ему нужно, прежде всего».

Юлия Захир, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования: «Подход к безотметочному обучению — не новый, он практикуется школами уже более 10 лет. Я, и как бывший учитель, и как родитель, и как коллега тех сотрудников, у которых дети и внуки учатся в школе, безусловно, к этому отношусь положительно, если это умело применяется учителями.

Пятибалльная система не плоха, она просто нечувствительна к измерению результата. Никто не может определить, в чем принципиальная разница между «4–» и «3+». Попытки учителей этими минусами и плюсами расширить 5-балльную шкалу не приводят к результату — у нас остается 3-балльная шкала: «3», «4», «5». Вторая претензия к 5-балльной шкале — отсутствие четких критериев выставления оценок. «Пятерка» в разных школах — это разная «пятерка», она зависит от контингента детей, от среднего уровня подготовленности класса и других условий.

Кроме того, в мировой практике практически нигде, ни в одной стране мира, нет этих двух претензий к шкалам оценивания — есть любые другие, только не эти. 3-балльной системы, как у нас, нет ни у кого.

Мне кажется, что школьные оценки важны для детей. Но я сомневаюсь, что они имеют особое влияние до тех пор, пока не вернулись к учету среднего балла аттестата при поступлении в вуз. Это влияние минимизировано, если не равно нулю».

Анна Танакова, педагог-психолог центра психолого-педагогической поддержки «Апрель»: «Я думаю, что плюсов в этом значительно больше, нежели минусов. Во-первых, надо развести понятия «оценка» и «отметка». У нас, к сожалению, учителя, педагоги эти два понятия сливают в одно, хотя это принципиально разные вещи. В начальной школе система вроде бы безотметочная, но на самом деле она отметочная. Допустим, не ставятся «3», «4», «5», но при этом — какие-то изображения, символы, которые все равно ребенок считывает именно как определенную отметку.

Отметка, получается, в большей мере работает на некую внешнюю мотивацию.

Гораздо ценней, когда у ребенка есть еще нечто более глубинное, когда «мне интересно», «для меня важно» взрослый может на понятном мне языке объяснить, для чего это может в жизни пригодиться. И это должно быть не просто какое-то абстрактное объяснение — «будешь плохо учиться — будешь работать дворником».

Общеизвестный факт, что в жизни самые адаптивные и, порой, неадекватно мыслящие зачастую бывают «троечники». «Пятерочники» очень часто бывают очень нормированные, очень правильные, а «троечники» часто способны выдавать что-то порой неожиданное, иногда они в жизни устраиваются действительно лучше, примеров этому множество».

Владимир Кириллов, координатор общественной организации «Родительский комитет»: «Плохо-хорошо» у ребенка должно возникать в очень раннем возрасте. Это же форма мотивации ребенка. А что пришло на смену оценок? Как тогда еще мотивировать ребенка на получение знаний? Как дать ему самому понимание и нам, его родителям, каково качество получаемых знаний ребенком? Это, наоборот, разрушение системы оценки качества образования.

5-балльная система — это система оценки качества. Она есть, а хорошая или плохая — это уже предмет аналитики.

Оценки важнее родителям, конечно, если ты думаешь о будущем своего ребенка, какого качества он получает знания. Ты видишь, что он приносит тройки, приносит четверки, например, а месяц назад приносил пятерки — значит, есть проблема. Начинаешь разбираться, у него изменилась мотивация либо он начал заниматься спортом и у него стало меньше времени… Либо в школе, в классе, возникла нездоровая ситуация, потому что приняли новенького ребенка, а он «блатной» и не хочет учиться, срывает уроки и заражает всех неадекватным поведением. Я, как родитель, буду разбираться в причинах снижения оценок, а если же у меня нет оценок, как я тогда буду оценивать объем и качество получаемых знаний в школе ребенком?».

Татьяна Сухова, председатель частной школы «Умка»: «Третий год у нас уже нет отметок в начальной школе, сейчас — вообще во всей школе. У нас процентно-рейтинговая система — дети получают оценку в процентах. То есть это качественное оценивание: сколько ты процентов наработал — 50 %, 80 % или 90 %. Это позволяет детям управлять своей успешностью в этом процессе.

В Швеции, например, вообще нет оценок. И это не значит, что там дети глупее, чем где бы то ни было. В 5-балльной системе мало оценок. Всего качественных оценок три: 3, 4, 5. Этого очень мало для того, чтобы оценить знания.

В начальной школе они (оценки. — А.К.) важны для родителей, чтобы родители понимали, куда движется ребенок. В средней, в традиционной школе оценка становится средством управления поведением ребенка, я считаю. Очень часто учителя пользуются тем, что оценку ставят за поведение: плохо себя ведешь — 2, не принес дневник — 2, не принес тетрадь — 2. Моменты самоорганизации и управления своим поведением они оценивают и ставят в журнал как оценки по знаниям. Это не есть хорошо».

Алина Кузменкина

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку