NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

облачно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

зап.

759мм 56%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город Тайное захоронение оловокомбината

Тайное захоронение оловокомбината

На дне реки Тулы обнаружены залежи нефти — после вскрытия они отравили воду и полились в Обь рядом с метромостом

На дне небольшой реки в левобережной части Новосибирска обнаружены залежи нефтепродуктов, которые отравляют воды одного из притоков Оби. Чиновники обещают убрать источник загрязнения до наступления холодов и уверены, что найти того, кто отравил воду, нереально. Экологи осторожно предположили, что масляные пятна на воде могли дать захороненные возле Тулы отходы оловозаводского комбината. О том, как и от чего спасают речку Тулу и почему водозабору «Горводоканала» не страшна не только нефть, но и бочка цианистого калия, — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.

В Кировском районе спасают от нефтяного загрязнения реку, которая, по большому счету, никому не нужна: вид на нее скрывают заросли кустов и заборы, а берега заваливают мусором дачники и жители частного сектора. Радужные пятна по реке Туле поплыли 22 сентября: тревогу забили садоводы, которые заметили следы нефтепродуктов по соседству со своими огородами. Одновременно в департамент природных ресурсов НСО обратились работники подрядной организации «Кузбассинвестстрой», которая по заказу областного правительства занимается расчисткой русла Тулы.

«Предположительно, это вещество какого-то битумного свойства. Скорее всего, кто-то когда-то в ливневку это все слил. Его просто тиной затянуло, и не было ни пленки радужной, ничего. А сейчас силами подрядной организации ведется очистка русла, и как раз дошли до этого места.

Естественно, сейчас чистить это надо всё — чтобы люди успокоились», — рассказал НГС.НОВОСТИ Сергей Хоменко, начальник отдела государственного экологического надзора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. Работы, по его словам, будут продолжаться до наступления холодов.

Сергей Хоменко предположил, что нефтепродукты попали на дно реки больше года назад из ливневой канализации, труба которой торчит из берега прямо напротив очага загрязнения. Найти того, кто это сделал, по мнению специалиста, невозможно. Что именно было вылито в Тулу, станет известно после экспертизы, на которую отдали образцы вещества. Вред реке, заверяют в департаменте, не нанесен — специалисты, пройдя вниз по течению 5 км, не обнаружили ни следов нефти, ни ущерба ихтиофауне.

Тула — одна из самых длинных малых рек Новосибирска: она берет начало в Ордынском районе, ее длина составляет более 70 км. В черте города она неразличима с 10 м: берега густо заросли кустами и крапивой. Запах бензина чувствуется много раньше:

он бьет в нос прежде, чем замечаешь Тулу. На кромке воды автор обнаружил горы мусора. В мутной толще не двигалось ничего, даже вездесущих водомерок тут заменяли пластиковые бутылочные пробки. Все, что не оседает на берегу, течение выносит в Обь чуть выше метромоста.

На левом берегу города Тула — единственная речка. Правый полноводнее: тут протекают Зырянка, Нижняя Ельцовка (Советский район), Камышенка, Плющиха (Октябрьский район), Каменка (большая ее часть заключена в трубопровод, протекает под тремя районами), 1-я и 2-я Ельцовки (Заельцовский район). Отдельным пунктом идет Иня — она несет свои воды с Кемеровской области. Эколог Евгений Книжник, член совета межрегиональной благотворительной общественной организации «Сибирский экологический центр», охарактеризовал состояние малых рек Новосибирска коротко: «печальное».

«Исторически так сложилось, что по берегам всех малых рек находится частный сектор. Вывоз отходов из частного сектора не организован толком до сих пор. Поэтому там скапливаются свалки. Кроме того, у нас большое количество выпусков ливневой канализации в малые реки. И некоторые предприятия, не очень хорошие, вместо ливневой канализации сбрасывают туда промышленные стоки. И, кстати, поэтому большинство наших рек зимой не замерзает», — рассказал г-н Книжник, отметив, что самую грязную речку назвать сложно — состояние у всех одинаково плачевное.

Нефтяные пятна в Тулу, по мнению эколога, могут выделять тайно захороненные десятилетия назад отходы Оловозаводского комбината.

«Если бы это был слив — подъехала машина, вытащила шланг и слила, — то эти нефтепродукты убежали бы за 2–3 минуты. А если река проточная, а нефтепродукты держатся в ней, значит, загрязнение происходит постоянно», — резюмировал эксперт.

В Новосибирском областном обществе охотников и рыболовов с сожалением констатировали: в малых реках уже не осталось рыбы, за исключением той, что заходит в них из Оби в поисках корма. Среди рыбаков Тула, как и Иня и Нижняя Ельцовка, считается относительно рыбным местом: тут все еще ловят окуней, плотву, щук и судаков. Старожилы вспоминают: еще 10 лет назад в районе пересечения с Бердским шоссе на Ине можно было поймать краснокнижного хариуса, однако загрязнение воды «вытеснило» его в верховья, на границу с Кемеровской областью.

В МУП «Горводоканал» рассказали: система очистки способна справиться с любым загрязнением. Вода на водозаборах, по словам главного технолога Владимира Новошинцева, уже относительно чистая — выше по течению нет крупных городов (кроме Барнаула), зато есть водохранилище, в котором вода успевает отстояться.

«Система многоступенчатая. Первая — это крупный мусор: отсеиваются палки, рыба и так далее. Вторая — физико-химическая: добавляются реагенты, с помощью которых та взвесь, которая есть в воде, осаждается. И третья ступень — это фильтры, которые вода проходит с загрузкой породой (песок, альбитофир). И уже обеззараживается в резервуарах чистой воды и подается в город. Плюс еще ультрафиолетовое облучение — от вирусов и бактерий: на левом берегу УФО стоит на чистой воде, на правом — на грязной», — перечисляет Владимир Новошинцев.

Такое загрязнение, как нефтяное пятно на поверхности воды, по словам собеседника, не способно повлиять на качество питьевой воды в Новосибирске.

«В любой реке есть нефтепродукты — они спокойно чистятся. Хлор и ультрафиолет убивают все. Мы делали расчеты для обывателя: даже если бочку-цистерну сбросить цианистого калия — и все равно мы хлором убьем или на первой стадии, или в конце, на «выходе», — заверил главный технолог «Горводоканала».

Александр Агафонов

Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2), Татьяны Кривенко (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления