Реклама
СЕЙЧАС -4°С
Все новости
Все новости

Лоскутов: «Здесь находишься в атмосфере бессмысленности»

Самый известный художник Новосибирска обвинил городские власти в бездарности и рассказал, почему он покинул родной город

Поделиться

Самый современный художник Новосибирска Артем Лоскутов запомнился городу «Монстрацией» и сражениями с прокуратурой и верующими. Несколько дней назад он уехал в Москву и тем самым снова раздразнил общественность. О причинах своего отъезда, новосибирской атмосфере бессмысленности, а также о том, что нужно делать на посту главного городского художника, Лоскутов рассказал в интервью корреспонденту НГС.НОВОСТИ.

Справка: Лоскутов Артем — 27-летний художник из Новосибирска, идеолог ежегодного шествия с абсурдными лозунгами «Монстрация», лауреат российской премии «Инновация», режиссер фильма «Нефть в обмен на ничего», распространитель футболок в защиту Pussy Riot, участник автопробега «За легализацию петрушки». Журнал Forbes включил Артема Лоскутова в список деятелей искусства, подвергавшихся преследованиям за политические протесты.

Артем, неужели Новосибирск такой плохой, что выбора и не было — пришлось уезжать? Или причиной отъезда стала выталкивающая художника обстановка в городе?

По-моему, должно совершенно спокойно восприниматься то, что я хотел бы пожить и поработать в Москве, а это сейчас приобретает такой ореол, будто я сел на корабль, как Магеллан, и поехал вокруг света и всё, навсегда. Не та ситуация. Мы же живем в XXI веке, когда должна быть мобильность, когда люди должны иметь возможность свободно перемещаться между городами и между странами.

Я просто понял, что в Новосибирске конкретно этой осенью-зимой у меня никаких дел нет и не хочется ничего там делать, потому что складывается такая обстановка в городе конкретно для меня. И естественно — у каждого города есть свой набор возможностей, тут не надо ничего объяснять: совершенно объективно

В Новосибирске материал для работы какой-то получается у меня один и тот же. Сейчас ничего такого сильно прям выталкивающего, агрессивного не происходило. Были различные истории с арестами и заведением уголовных дел, но они были раньше и не приводили к выталкиванию. Сейчас происходит какая-то мелкая возня, но желание участвовать в ней пропадает. Беседы с прокуратурой — это когда-то было интересно, а сейчас перестало, хотя я вижу, что прокуратура настроена на очень плотное сотрудничество, но история себя исчерпала. Нужно найти новую тему, новый контекст.

Что будет с «Монстрацией»? Есть кому ее передать, если что?

Еще один раз точно будет, а что будет дальше — надо смотреть после этого раза. В Москве почти наверняка я в ней участвовать не буду. Не нужно ее там начинать. Это новосибирская история, которую нет смысла воспроизводить.

Пока какого-то инициативного адекватного человека, который бы горел желанием «Монстрацию» продолжить, я не вижу. Есть неадекватные парикмахеры, выдающие себя за юристов, но это не те люди, которым я бы мог что-либо доверить. А если такие люди появятся, я с удовольствием готов обсудить, передать ответственность.

С какими чувствами к городу, его жителям и местной власти уезжают художники?

Поделиться

Сейчас мне кажется, что то, что происходит с городом в плане управления, власти, городских руководителей, — это ситуация очень пессимистичная. Мы пока не дошли до того, когда у нас что-либо решали группы граждан гражданского общества. Есть зародыши, но это все на очень зачаточном уровне. Так вот, мы смотрим на городскую власть и ждем от нее только хохм, только новых идиотских бессмысленных оговорок, и это все. Это смешно, с одной стороны, но, с другой стороны, это очень грустно, потому что ты не ждешь от города развития, новых интересных проектов. Не видишь среду, в которой можешь себя как-то проявить. Можешь быть только зрителем стендап-камеди от нашего мэра. Довольно грустное зрелище.

Ты понимаешь, что находишься в атмосфере бессмысленности и непродуманных проектов, их существование можно объяснить только желанием спилить что-то.

В 2013 году проходит фестиваль бега — хорошо, что есть такая традиция, но на него привозят Влада Топалова. Что это вообще такое и для кого? Мы же не Северо-Чемской микрорайон для праздников такого формата с людьми из прошлого. Та работа, что в городе ведется, размерам и возможностям его не соответствует.

Опять же, эта ситуация — она не навсегда. Более того, она может измениться, выборы намечаются через год. Я серьезно допускаю, что Новосибирск станет городом оптимизма, в котором жители будут чувствовать себя лучше, чем сейчас. И я в том числе.

К тому же не все уезжают. Например, вот Слава Мизин, занимаясь современным искусством, ездит по всему миру. Приезжаешь в Европу, а там все знают «Синих носов».

Не давило ли на тебя то, что большинство новосибирцев не понимают твоего творчества?

Что такое большинство, кто проводил эти исследования? Не могу сказать, что Новосибирск как-то сильно критичен ко мне, есть та же «Монстрация», на которую приходит значительное количество людей, и на них приятно смотреть.

Работа цепляющая, спорная не может всем нравиться, это не обнаженная женщина, стопроцентный успешный сюжет. Хотя есть же люди, которые пикеты против этого будут устраивать, а другие скажут: толстая она, грудь маленькая. Или сильно красивая, зачем такое надо? Рисуете такое, унижаете людей обычных. Это нормальная ситуация, я не думаю, что я в какой-то черной полосе.

Какое искусство нужно тогда жителям Новосибирска?

Город большой, и должны быть возможности увидеть разное искусство. Вопрос в другом: есть системная российская проблема. Искусство после конца XIX века — нигде его не проходят, его не изучают ни в школах, ни в архитектурной академии. Заканчивается все обычно портретами Ленина. Никто не учит, что было дальше, что такое Малевич, супрематизм, Кандинский, что такое вообще русский авангард. То, чем Россия представлена за рубежом, никто не изучает здесь.

Культурное будущее города — каким оно видится?

Ну вот убрали министра, что с культурой будет дальше — непонятно. Пока у меня нет поводов для оптимизма. Тот же Центр современного искусства, на мой взгляд, сейчас пребывает в заморозке — в связи с наездами и политическими разборками. Как обтекаемо говорят политики, Новосибирску есть куда расти.

Тогда расскажи о своих планах, есть ли четкое понимание, где жить, чем заниматься?

Где жить — есть четкий план, вот жилье снимаю. Чем заниматься — общаюсь с разными людьми, смотрю, где себя можно применить. Опять же благодаря новосибирским историям с правоохранителями у меня появился широкий круг знакомых, с которыми можно сотрудничать и делать проекты.

Останется ли место политике и борьбе на стороне оппозиции?

Вот что-то не помню, чтобы я открыто говорил, что есть какая-то определенная сторона оппозиции, на которой я нахожусь. С теми же Собчак или Гудковым я себя не идентифицирую. Да, я как гражданин, испытывающий определенные чувства к своей стране, городу, участвую и буду участвовать в общественной жизни. Но я не стремлюсь попасть во власть. Но как-то регулировать, критиковать, когда есть повод — высказываться, буду; мне кажется, любой гражданин должен в меру сил время от времени этим заниматься. Стопроцентное одобрение — это уже пройденный путь на много раз, это путь в тупик.

Если бы ты стал главным художником Новосибирска, что бы сделал в первую очередь?

Главный художник? Это человек, который соболей всех этих ставит? В общем, как гражданин я бешусь, когда вижу рекламную конструкцию посреди пешеходной дороги, которая стоит так, чтобы ты прям уперся в нее головой… Разношерстные заборчики, ужасные клумбы с висящими спиральками. Я бы не стал себя выдавать за знатока композиции, у меня нет художественного образования, я самоучка. Но я чувствую, что это отвратительно. Не думаю, что компетентный человек искренне хотел бы, чтобы так выглядел наш город.

Должна серьезная смена состава в муниципалитете произойти, а то сейчас как будто сложилась круговая порука, как будто по-другому нельзя.

Вот губернатор говорил — надо убирать конструкции. Такое ощущение, что их убирают да ставят в другом месте. Реклама — это то, что бросается в глаза в первую очередь. Потом отвратительные памятники — их мало, но есть, соболя как самый яркий пример. Из нашей набережной можно было бы сделать прекрасное место: установка памятника царю не привела ее к месту, удобному для прогулок горожан. Должны быть места, где человек позволит себе комфортно пройтись полчаса — и не только в центре. Причем они не только летом должны быть доступны, но и зимой, чтобы люди могли встречаться не только в квартире и в кабаке. Молодежь ездит в торговые центры гулять — больше некуда. Не знаю, в компетенции ли это художника или нет, но с этим наверняка стоило бы поработать.

Мария Морсина

Фото Стаса Соколова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter