19 октября вторник
СЕЙЧАС +4°С

«Жить приходилось в машине»

Депутаты предложили отбирать автомобили у нелегальных таксистов, а сами нелегалы рассказали, сколько зарабатывают на извозе и на что идут, чтобы увеличить свой доход

Поделиться

Поделиться

На заседании 11 сентября депутаты транспортного комитета Заксобрания НСО заявили, что проблема нелегальных такси в Новосибирске не решена. Министр транспорта НСО Сергей Титов сообщил депутатам, что правительство уже создало по опыту Кемеровской области межведомственную комиссию, которая работает над ужесточением мер борьбы с нелегалами.

«Мы рассматривали целевую программу обеспечения безопасности движения, — рассказывает Валерий Ильенко, депутат законодательного собрания НСО, директор ПАТП-5. — Сегодня статистика по данным ГИБДД и наркоконтроля говорит, что

Г-н Ильенко отверг предположения о личной заинтересованности депутатов: «Таксомоторными перевозчиками занимается «Транспортный союз Сибири» — организация общественная, а не коммерческая. На моем предприятии такси вообще нет, это не мой бизнес».

Директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова рассказала, что до вступления в силу федерального закона № 69-ФЗ (т.е. до сентября 2011 года. — Н.Г.) понятие «такси» нигде формально прописано не было. Сегодня легальное такси должно иметь цветографическую схему на кузове в виде квадратов контрастного цвета («шашечки»), оранжевый фонарь и разрешение на деятельность. Счетчики в машину нужно устанавливать, если расчет стоимости определяется из фактического километража (например, такси «Классик», «Такси24»), а если компания работает по фиксированным расценкам — они не нужны. Разрешения выдаются индивидуальным предпринимателям или организациям.

«Нелегалов мы делим на «серых» и «черных», — рассказывает Ирина. — У «черных» вообще ничего нет — просто в наглую ставят фонарь на крышу. «Серые» регистрируются как ИП, получают разрешение на пять лет, а потом сразу закрывают ИП. Но у них, как правило, нет путевого листа с собой.

Сейчас за это штраф всего 100 руб. А вот в Питере за это придется заплатить 30 тыс. руб. Хорошо бы нам так».

Валерий Ильенко рассказал, что в Кемерово автомобили нелегалов забирают на штрафстоянки до решения суда, который может совсем конфисковать машину. Сейчас ищутся возможности применить этот опыт в Новосибирске. «Не нужно из этого делать страшилку — разрешение можно получить за 20 дней и в добрый путь, никто никаких претензий предъявлять не будет, — уверяет депутат. — Ну а если не хотите, то будьте готовы доработаться до того, что у вас изымут автомобиль».

«Мы не хотим выгнать нелегалов с рынка. Мы хотим легализовать их», — уточняет г-жа Зарипова. По ее мнению, люди плохо информированы, а когда возникают проблемы, оказывается, что «черные» таксисты не несут никакой ответственности.

«Если по вине такси вы опоздали в аэропорт или в 3 часа ночи вас в поле высадили из-за конфликта — вы можете требовать компенсации. Но только у официальных перевозчиков», — подчеркнула Ирина.

На заседании была названа цифра: 6–8 тыс. нелегальных таксистов в Новосибирске. По данным НП «ТПС», их в три раза больше, около 25–29 тыс. В основном это подрабатывающие по ночам менеджеры и слесари. «Половина нелегалов — это те, кто кредитов понабрал, а теперь деваться некуда, — рассказывает Константин Б., нелегальный таксист. — Города не знают, общаться с клиентами не умеют. Только ценники сбивают».

Ирина Зарипова рассказала, что таксист зарабатывает в день около 5 тыс. руб. Для перехода на «легальный режим» потребуются некоторые издержки: «Фонарь — рублей 350, «шашечки» примерно 400, медик в любой лицензированной клинике — 30 руб. в день за штамп «к рейсу допущен». Плюс около 16 тыс. в год на налоги для ИП и 6–9 тыс. — раз в пять лет на курсы механика, чтобы иметь право самостоятельно контролировать техническое состояние авто».

«Если работаешь не в элитном такси типа «Дельфина», максимум — 3,5 тыс., — не согласен Василий И., еще один нелегал. — И то это в пятницу или субботу. В будни «полторашка» — уже хорошо.

Но это тяжело, долго в таком режиме не проработаешь — день, может два. Байки всякие, конечно, травят». Таксист поведал о коллеге, якобы заработавшем за месяц 100 тыс. руб., но при этом ночевавшем дома всего пару раз — жить приходилось в машине. По словам Василия, зарабатывать выше среднего могут только «прожженные, которые за копейку удавятся»: такие ни за что не вернут забытые вещи — все продадут. «Пьяный будешь — обманут. В безвыходной для тебя ситуации будут ценник ломить, как в «Домодедово» было, — рассказывает таксист. — Ничего святого».

Клиентов таксисты ищут разными способами. «Некоторые объединяются в группки по 3-4 машины, занимают, например, остановку и никого туда не пускают, — объясняет Костя Б. — Кто-то тупо кружит по городу. У меня есть знакомые в нескольких ресторанах и барах, если клиент просит вызвать такси — звонят мне. А кто-то стоит на одном месте на вокзалах, на рынке. Но за это нужно платить бандитам». Если водитель не платит и не уезжает — подойдут «ребята» и доходчиво все «объяснят». «Колеса могут проткнуть, фары разбить или в морду сунуть разок», — рассказывают таксисты.

Никита Гиевский

Фото Татьяны Кривенко

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...