
Поделиться
26 июля губернатор Новосибирской области Василий Юрченко заявил, что правительство региона рассматривает несколько моделей для постройки четвертого моста с рабочим названием «Центральный». В том числе возможен вариант, при котором частная компания построит мост в кредит, а государство примет мост в собственность после возвращения инвестиций застройщику. «Этот мост, я считаю, может быть платным», — в частности, сказал господин Юрченко. Мэр Владимир Городецкий на пресс-конференции 29 июля согласился с губернатором. Опрос на НГС показал, что почти половина горожан согласны платить за проезд, если по мосту можно будет ездить без пробок.
На встрече с журналистами 26 июля губернатор Новосибирской области Василий Юрченко рассказал, что правительство ведет переговоры с несколькими компаниями о строительстве четвертого моста за счет частных инвестиций. Губернатор предлагает компаниям войти в проект, получить загрузку производственных мощностей, а в будущем получить прибыль. «Грубо говоря, построить в кредит», — пояснил господин Юрченко. По одной из моделей возвращения инвестиций новый мост может стать платным, заявил губернатор. На пресс-конференции 29 июля мэр Новосибирска Владимир Городецкий сообщил: каким именно будет проект — пока не ясно, но он не стал бы исключать и возможность платного проезда по мосту.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области корреспонденту НГС.НОВОСТИ заявили, что городу требуется не три, а минимум пять мостов через Обь. Строительство мостов такого класса за счет средств областного и городского бюджетов невозможно. «Такие объекты сооружаются с привлечением средств федерального бюджета.
Изучаются и рассматриваются другие варианты финансирования строительства с привлечением частных инвесторов, что позволило бы не откладывать строительство. Например, государственно-частное партнерство. А также просчитывается модель, предусматривающая возможность построить объект за счет инвестора и сделать его платным». В случае выбора последнего варианта у жителей Новосибирска останется альтернативная возможность пользоваться тремя бесплатными мостами через Обь, напомнили в пресс-службе министерства.
Сейчас власти занимаются разработкой предпроектных изысканий, рассказал Владимир Городецкий. «Ведем подготовку к тому, чтобы строительство мостов было непрерывным», — заявил мэр.
По предварительному проекту ООО НПО «Мостовик» в рамках обоснования инвестиций четвертый мост, он же «Центральный», соединит Южную площадь и площадь Энергетиков. На Южной площади будет создана трехуровневая развязка, обеспечивающая непрерывное движение по ул. Фабричной, Каменской магистрали и Красному проспекту. На площади Энергетиков предполагается создание транспортной развязки проезда Энергетиков и ул. Станционной и Ватутина, по которой станет возможен прямой выезд на Димитровский мост. Четвертый мост снизит интенсивность транспортного потока в центре города и разгрузит другие мосты. «Коммунальный мост перегружен в 1,5–2 раза, — говорит Александр Гаценко, главный архитектор НПО «Мостовик», — еще один мост неизбежно потребуется».

Поделиться
Проектировщики «Мостовика» предлагали властям два конструктивных решения моста: вантовый, с канатами и балочно-подпружный, привычного вида. Власти выбрали второй вариант, он оказался дешевле примерно в 1,5 раза.
Главный архитектор города Владимир Фефелов отмечает: дело не в цене, а в том, что «проблема существует с «Толмачёво». Существуют высотные ограничения при глиссаде перед посадкой самолета».
Первой платной дорогой в России стал в 1998 году мост через Дон в Воронежской области. Сегодня есть небольшие, от 6 до 80 км, платные отрезки в Псковской, Липецкой и Ленинградской областях. Трасса Алтай – Кузбасс (137 км) в Алтайском крае была платной до 2011 года. Стоимость проезда по таким дорогам сильно различается: от 20 руб. для легковых машин на упомянутой алтайской трассе до 1000 руб. для автобусов и грузовиков в Псковской области. Большинство платных дорог существовали недолго — они либо закрываются, как нерентабельные, либо становятся со временем бесплатными.
Самый близкий Новосибирску пример — платный мост через Обь в Барнауле. 13 лет, с 1998 по 2011 год, второй мост на въезде в город был платным — от 10 до 40 руб., в зависимости от типа автомобиля, что вызывало недовольства и акции протеста среди местного населения.
Въезд в город был возможен по альтернативному пути — старому Коммунальному мосту, а на время ремонта старого моста новый временно становился бесплатным. По заявлению губернатора Алтайского края Александра Карлина плата за проезд в течение нескольких лет была оправданной мерой — тем самым частично компенсировались затраты на строительство моста.
В самом Новосибирске платных дорог еще не строили. Встречаются лишь небольшие частные мостики на территории Новосибирской области, где владельцы берут плату за переправу. Такого типа бизнес, например, организован при пересечении реки Каракан, близ села Завьялово. Альтернативным решением в этом случае считается переправа вброд. Похожие мосты есть и в соседних регионах — мосты на пути к озеру Ая, к «Бирюзовой Катуни», через реку Урюп и прочие. Цены на проезд — в пределах от 15 до 50 руб.
Эксперты считают, что новосибирцы будут пользоваться платным мостом. «Мы в любом случае пользуемся таксометром, — рассказывает Евгений Рыдкин, директор такси «Мой город». — Любые дополнительные расходы — платные парковки, проезд на пляж и тому подобное — всегда оплачивает клиент. Соответственно, каждый нормальный таксист предложит пассажиру выбор: либо мы едем платно, но быстро, либо бесплатно но, возможно, еще дороже».
«Для транспортных компаний принцип «время — деньги» очень актуален, — говорит директор транспортной компании «Автоком» Василий Прудников. — Мне выгодней заплатить 100 или пусть даже 200 руб., но при этом сэкономить, например, час. Главное, чтобы ценообразование было адекватным». С этим мнением согласен автоэксперт «Транспортного союза Сибири», директор ООО «НАТТЭ» Олег Дугушкин: «Все будет зависеть от интенсивности движения по другим мостам города.
Если небольшая плата позволит спокойно проехать, а не толкаться в пробке — уверен, люди будут этим пользоваться».
Опрос на сайте НГС показал, что многие горожане лояльно отнеслись к идее платного проезда по четвертому мосту: более 40 % аудитории сочли, что оплата проезда — временная или постоянная — возможна, если она избавит горожан от пробок.
Никита Гиевский
Фото thinkstockphotos.com (1), Екатерины Калиневич (2)
Видео предоставлено мэрией Новосибирска