25 июня областная ГИБДД объявила о новом наборе сотрудников — на этот раз потребовалось 70 молодых инспекторов ДПС. Кандидатам обещают зарплату от 37 тыс. руб., компенсацию авиаперелетов и льготную очередь в детсады. Руководство ведомства объясняет сложившийся дефицит сотрудников повысившимися требованиями — теперь в инспекторы берут только тех, у кого есть высшее юридическое образование. При этом служба в армии не является обязательным условием приема. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, какие трудности ожидают решившихся пойти работать в ДПС юристов, сколько всего ГАИшников в регионе и какие функции инспекции можно спокойно передать людям без погон.
Во вторник, 25 июня, на официальном сайте Управления ГИБДД по Новосибирской области появилось объявление о наборе сотрудников. Инспекции потребовалось 70 мужчин возрастом до 35 лет, имеющих высшее юридическое или техническое образование и права категории «В». Новым сотрудникам ГИБДД обещает платить от 37 тыс. руб. в месяц без задержек. Помощник начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области по кадрам Вячеслав Ушаков уточнил, что идет набор в два полка ДПС: один на Станционной, 24, а второй — на Немировича-Данченко, 145.
В качестве бонусов также указаны: оплата перелетов до места отдыха по РФ, льготная очередь в детские сады и путевки в санатории МВД РФ. Вячеслав Ушаков пояснил, что один раз в год полностью оплачивается перелет до места отдыха по России для сотрудника и одного члена семьи. При полетах за границу стоимость билетов компенсируется частично. Условно проводится прямая линия от Новосибирска до места назначения и производится расчет, какую долю этого отрезка занимает полет над территорией РФ. Исходя из этой доли, рассчитывается сама компенсация. Таким образом, выгоднее всего новосибирским ДПСникам летать в Европу.
Работа в ДПС состоит не только из бонусов и гарантий. Рядовой инспектор ДПС Алексей П. рассказал корреспонденту НГС о трудностях своей профессии: «Зимой, когда на Коммунальном мосту регулируешь движение, бывает, что очень холодно и дыхательные пути забиваются выхлопными газами от автомобилей».
Напомним, в начале 2013 года областная ГИБДД сообщала о дефиците в 50 сотрудников, однако в середине года цифра выросла до 70 человек. Усиление нехватки кадров выглядит странно на фоне резкого повышения уровня зарплат силовиков и полиции (ГИБДД в том числе) в 2012 году. Особенно с учетом «очередей» из соискателей, о которых рассказывал глава областной ГИБДД Сергей Штельмах в 2010 году.
«Главная причина дефицита — это изменившиеся квалификационные требования при наборе сотрудников. Теперь обязательным условием при принятии на работу в ДПС является высшее юридическое образование.
Первоначально некомплект образовался по естественным причинам — кто-то ушел на пенсию, кто-то уволился. Но быстро набрать сотрудников не удается как раз из-за повысившихся требований», — объяснил Вячеслав Ушаков.
Всего в ГИБДД по Новосибирской области трудится 2038 человек, из них 1020 — инспекторами ДПС. По словам Вячеслава Ушакова, средняя зарплата ДПСников сегодня как раз и составляет 37 тыс. руб. Такая же зарплата и у других сотрудников ГИБДД — в регистрационных, технических отделениях и в отделах пропаганды. Но у ДПСников есть преимущество перед «кабинетными» коллегами — ускоренная выслуга лет 1 год за 1,5 года. Те, кто долго работает, благодаря выслуге лет получают 40 с лишним тысяч.
Рассуждая о том, какие проблемы на дорогах Новосибирска удалось бы решить в случае резкого увеличения численности сотрудников ГАИ, Вячеслав Ушаков отметил, что «везде (во всех сферах ответственности ГАИ. — М.В.) немного не хватает людей».
«Главная задача — обеспечение безопасности дорожного движения, а ее основа это работа инспектора ДПС с водителями на дороге. Также важнейшая часть работы — пропаганда БДД, которая помогает предотвратить трагические случаи. А вот, например, госрегистрация транспорта — это, по сути, сфера услуг и косвенно относится к безопасности дорожного движения», — пояснил представитель ГАИ.
По словам инспектора отдела пропаганды УНИБДД по НСО Сергей Щекотина, новые сотрудники смогут работать на пешеходных переходах, работать по эвакуации неправильно припаркованных машин и с общественным транспортом. «Сейчас стоит экипаж на посту и двинуться оттуда ни-ни. А так мы можем послать дополнительные экипажи фиксировать нарушения правил, скажем, водителями мокиков и мотоциклистами. Сейчас многие инспекторы пошли в отпуска, а оставшиеся вынуждены работать «за себя и за того парня». Из-за этого многие сильно устают и работоспособность может снижаться. Вновь прибывшие смогут занять пустующие места и помочь коллегам», — рассказал инспектор.
Общественная дискуссия на эту тему оказалась более бурной. Юрист «Федерации автовладельцев России» Евгений Митрофанов убежден, что частные компании могли бы заниматься постановкой на учет автомобилей и снятием их с учета, а также выдачей государственных регистрационных знаков. По его словам, самое главное в Новосибирске сейчас — разобраться с дорогами. «У ГИБДД есть функция обследования качества дорог и выдачи предписаний муниципалитету, а также привлечения его к административной ответственности. Если бы наша ГАИ более активно выполняла эту функцию, то и мэрия жестче относилась бы к подрядчикам, осуществляющим некачественный ремонт», — сетует общественник.
Дипломант кафедры транспортной экономики Института планирования транспорта и уличного движения (Дрезден, Германия), новосибирец Норберт Шотт рассказал, что в Германии вопросом нарушений правил парковки занимаются сотрудники муниципалитета, а не сотрудники дорожной полиции. Штраф идет в муниципальный бюджет. Сама дорожная полиция сосредоточена на выполнении задач соблюдения водителями ПДД, таких как скорость движения и т.д.
Марк Волков
Фото Стаса Соколова (1), Сергея Ляшко (2)