16 июня среда
СЕЙЧАС +21°С

Единый экстренный вызов: ась?

Срочные номера «01», «02» и «03» меняют на единый «112» — вместо медиков и полицейских на звонки будут отвечать наспех обученные инвалиды

Поделиться

Поделиться

Справка: 112 — это единый номер телефона для вызова экстренных служб, который действует на территории стран Евросоюза: в Эстонии, Польше, Франции, Дании, Исландии, Германии и др. Внедряется с 1991 года по инициативе Швеции и по решению Совета Европы. Во многих странах ЕС используется наряду с номерами экстренной помощи, которые существовали до появления единого номера.

Новосибирская область попала в список субъектов РФ, которые в 2013–2014 годах получат федеральную субсидию для перевода экстренных служб на единый номер «112», доложил 17 июня на заседании правительства региона руководитель областного департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов.

Члены правительства утвердили соответствующие изменения в местную целевую программу. В документе прописали, что в 2013 году НСО получит из бюджета РФ 138 млн руб. на строительство основного Центра обработки вызовов. В 2014 году 70 млн руб. из того же источника пойдут на создание резервного центра. Чтобы не дожидаться фактического поступления федеральных денег и приступить к строительству в ближайшие месяцы, бюджет НСО выделит 160 млн из собственных средств.

Анатолий Дюбанов пояснил: «Служба 112» создается с целью координировать работу экстренных служб во время ликвидации сложных аварий и техногенных катастроф — чтобы пожарные, полиция и скорая помощь быстрее прибывали на место крупных чрезвычайных происшествий (ЧП). Программа будет считаться эффективной, если после запуска время «комплексного реагирования» сократится с 60 минут до 30–40 минут (на 15–25 %). Этот показатель заложен в проект федеральной программы и отсчитывается от поступления первого вызова до времени прибытия на место последней машины.

Единая диспетчерская разместится рядом с правительством региона — на ул. Свердлова, 14. В здании проведут реконструкцию — поменяют окна, утеплят фасад и укрепят фундамент. Работы начнутся уже этим летом и завершатся к концу 2013 года. Параллельно будет идти подготовка сотрудников — всего планируется набрать и обучить около 40 диспетчеров. На работу в колл-центре привлекут людей с ограниченными возможностями — их доля будет достигать 30 %. Они смогут беспрепятственно добираться до рабочего места — в здании появятся лифты, перила и коридоры для колясочников, уточнил Анатолий Дюбанов.

По его словам, для диспетчеров будут организованы специальные курсы — там они не только пройдут техническую подготовку, но и получат навыки беседы с человеком в состоянии тяжелого стресса. Особое внимание будет уделяться вежливости — диспетчеров научат не хамить и не разговаривать «через губу». В штате центра также появятся психологи и люди со знанием иностранных языков.

Сейчас все звонки на номер «112» автоматически переводятся на диспетчерскую полиции, но к концу 2013 года, когда заработает Центр обработки вызовов, по этому телефону жители Новосибирска смогут вызвать «скорую», пожарных, полицию и службу антитеррора.

Но для того, чтобы программа заработала на полную мощность, нужно будет оборудовать диспетчерские в районах Новосибирской области — эта работа завершится в 2015 году, пояснил Анатолий Дюбанов.

Трехзначный номер «112», по его словам, можно будет набрать на любом устройстве — стационарном или мобильном телефоне (в том числе без SIM-карты). Привычные «01», «02» и «03» в ближайшие годы продолжат работать, но в перспективе Минкомсвязи РФ может от них отказаться — «0» освобождают для междугородных звонков, известно Анатолию Дюбанову.

«Система 112» с 2008 года работает в трех регионах России — Курской области, Республике Татарстан и Краснодаре. По данным администрации Курской области, эксперимент удался: ежедневно на номер поступает до 2,5 тыс. звонков, при этом срок прибытия машин на место сократился в среднем на четверть.

Главный врач станции скорой медицинской помощи Ирина Большакова думает, что главная проблема, которая возникнет у новой службы, — подготовка диспетчеров.

По ее словам, сотрудники станции скорой помощи, которые сейчас принимают вызовы по телефону «03», имеют не только многолетний опыт работы, но и медицинские знания. «Во время беседы они видят некий образ и понимают, какую бригаду нужно вызвать — неврологическую, реанимационную, общепрофильную. Точность их предположений — выше 85 %», — описала Ирина Большакова, усомнившись в том, что подобные навыки можно получить на курсах.

Она объяснила, что сейчас на телефон «03» поступает, в среднем, 2–2,5 тыс. звонков в сутки, около 100 из них операторы направляют в «неотложку» поликлиник — это снимает нагрузку и позволяет выезжать только на самые экстренные случаи. Диспетчеры колл-центра, вероятно, не смогут сразу разобраться в таких тонкостях — и нагрузка на врачей возрастет.

Г-жа Большакова отметила, что любой вызов, который поступает в «скорую» и требует привлечения пожарных или полиции, тут же передается в эти службы. В конечном итоге, на скорость прибытия «скорой» — самый важный показатель для человека, который ожидает помощи, — влияет не ведомственная разобщенность. Главная причина, которая в час пик может задержать бригаду в пути, — это городские пробки. Подстанции скорой помощи, по приказу Минздравсоцразвития, располагаются в 20-минутной доступности от пациентов — но ночью за это время можно доехать до «Толмачёво», а днем, из-за загруженности улиц, — не выехать даже в соседний квартал, рассуждает г-жа Большакова.

Директор Новосибирского НИИ Всероссийского добровольного пожарного общества Анатолий Чистиков поддерживает запуск единого телефона по принципу американской службы 911. В США у человека не возникает вопросов, куда звонить — 01, 02 или 03, — он сразу набирает трехзначный номер и получает помощь, не тратя время на размышления. К тому же у нас, по наблюдениям г-на Чистикова, дозвониться в полицию или «скорую» трудно — линия бесконечно занята, а «Служба 112» предполагает более совершенные каналы связи — проблемы с дозвоном возникать не должно.

Сотрудник одной из станций «скорой помощи» на условиях анонимности признался корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что опасается за анонимность личных данных своих пациентов, когда доступ к информации о вызовах получат все силовые ведомства. «Появляется контроль над медицинской сферой, как в полицейском государстве. Вы вызвали «скорую» из-за боли в животе или сделали аборт — а полиции сразу все становится известно. Сейчас доступ к такой информации они получают только по запросу из суда», — высказал свое мнение собеседник.

Дарья Староверова

Фото thinkstockphotos.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...