Администрация Новосибирского района НСО объявила о закупке 12 автомобилей Toyota на 10 млн руб. Борец с коррупцией Алексей Навальный нашел в конкурсной документации ряд нарушений и сообщил о них в УФАС по НСО. Комиссия жалобу отклонила, но конкурс аннулировала, обнаружив в нем грубые нарушения. Чиновники не намерены отказываться от покупки — они задумали избавиться от старых «Волг», на ремонт и обслуживание которых уходят миллионы из бюджета. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила, какие автомобили заказывают чиновники и с какими трудностями им при этом приходится сталкиваться.
В середине мая администрация Новосибирского района НСО разместила на портале госзакупок три аукциона — на поставку пяти автомобилей Toyota Corolla комплектации «комфорт плюс» на сумму 3 млн 323 тыс. руб., шести автомобилей Toyota Corolla «престиж» на сумму 5 млн 224 тыс. руб. и одной Toyota Camry «люкс» на сумму 1 млн 509 тыс. руб. Для служебного и личного пользования чиновникам потребовались автомашины 2013 года, без пробега, с аудиосистемой и подогревом сидений. Цвет желаемых авто — серебристый металлик (для класса «комфорт плюс») и белый (для классов «люкс» и «престиж»).
3 июня в УФАС по НСО поступила жалоба от известного борца с коррупцией Алексея Навального. Его претензии касались двух аукционов на покупку 11 «Королл». Оппозиционер указывал, что заказчик допустил ряд нарушений закона — внес в проект госконтракта пункт, позволяющий изменить условия по согласованию сторон, ограничил в техническом задании год выпуска 2013-м и не написал, какие компании опрашивались при формировании цены. Составитель жалобы потребовал провести внеплановую проверку, найти и оштрафовать виновных.
Комиссия признала необоснованной жалобу оппозиционера. Как пояснил заместитель руководителя УФАС по НСО Андрей Швалов, год выпуска, указанный в документации, — это объективный критерий, который не ограничивает конкуренцию, к тому же техника, покупаемая для государственных и муниципальных нужд, по закону о госзакупках должна быть новой.
У проверяющих возникли другие претензии к заказчику. Как пояснил Андрей Швалов, техзадание составлено в расчете на определенные модели — «Тойота Королла Комфорт плюс 1Z» и «Тойота Королла Престиж 0У». Это ограничивает конкуренцию на торгах, поэтому аукцион аннулировали. Чиновники могут устранить нарушения и снова провести запрос котировок.
Заместитель главы администрации Новосибирского района НСО Дмитрий Эссауленко уверил, что заказчик так и сделает. По его словам, 12 новых иномарок в гараже администрации встанут на место 20 старых «Волг», которые уйдут с аукционов или, при необходимости, отправятся в сельсоветы.
Новые машины будут возить чиновников администрации, расположенной на Красном проспекте, только по служебной надобности — как по городу, так и в отдаленные районы. Для разъездов по полям, которые в рабочем графике чиновников появляются не часто, используется более проходимая техника из автопарка сельсоветов, уверил г-н Эссауленко.
Он подчеркнул, что машины в индивидуальном пользовании останутся только у главы района и пяти его замов. Начальники отделов и управлений этой привилегии лишатся — перед каждой поездкой они будут заказывать автомобиль через диспетчерскую.
До сих пор, по словам г-на Эссауленко, самой дорогой машиной в гараже администрации была служебная «Камри» главы района Василия Борматова, выпущенная около 5 лет назад. После проведения аукциона он пересядет на «люксовую» модель стоимостью 1,5 млн руб. Остальные 11 «Тойот» г-н Эссауленко назвал скромными автомобилями среднего класса. По его мнению, их покупка сэкономит около 1,5 млн руб. в год: примерно столько бюджет района тратит сейчас на содержание и ремонт ветшающих «Волг».
По словам депутата Законодательного собрания НСО и председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергея Титкова, в последние 5 лет чиновники избавляются от российского автопрома и пересаживаются на «Тойоты». Машины представительского класса — «Ауди» и «Мерседесы» — в служебном пользовании только у первых лиц, знает г-н Титков. Министры ездят на «Камри», депутаты — вызывают авто через диспетчерскую или ездят на работу на собственных машинах, поделился он.
Начальник ГУП НСО «Хозяйственное управление» (заведует автопарком правительства НСО) Борис Иванов рассказал, что всего в гараже регионального правительства 60 автомашин. 50 из них — «Камри», остальные — старые «Волги» и микроавтобусы.
«У губернатора «Мерседес» 2005 года, — неохотно поделился г-н Иванов. — Это еще Толоконский покупал. Но он (Юрченко. — Д.С.) ездит, да, потому что ему скандалы не нужны. А с другой стороны, она и ломается постоянно. Вот представляете, сидят 50 человек, ждут его, вот-вот он приедет, а он звонит и говорит: а у меня тут печка потекла».
В пресс-службе Заксобрания НСО не стали скрывать, что председатель регионального парламента ездит на Audi Q7. По данным открытых источников, стоимость такого автомобиля колеблется от 1 млн за модель 2007 года до 2,7 млн за вариант из салона. Мэр совершает служебные поездки на Audi — в 2012 году в гараже мэрии было две представительницы этого класса: Audi A8 за 2,3 млн руб. и Audi A6 за 1,5 млн руб, обе 2007 года выпуска. Заместители градоначальника в рабочих целях используют Toyota Camry.
По словам Андрея Швалова, закупки автомобилей нечасто попадают в поле зрения УФАС по НСО. Статистику на этот счет он предоставить отказался, но назвал самое распространенное для таких аукционов нарушение — когда техническая документация «затачивается» под определенную модель, как в случае с покупкой «Тойот». «Нарушение такое мы считаем грубым. Оно предусматривает как минимум отмену торгов, [как максимум] административную ответственность для составителей техзадания до 50 тыс. руб.», — пояснил г-н Швалов.
Представитель новосибирской компании, которая регулярно участвует в аукционах в последние два года, на условиях анонимности рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что представители госструктур часто договариваются с поставщиками еще до объявления конкурса:
выясняют, модели каких комплектаций есть на складе у дилеров, и описывают их в документации. «Контракт заключается с единственным участником по максимальной цене, не исключено, что 5 или 50 процентов уходят в руки заказчику», — предположил собеседник. Такую хитрость он отнес к разряду «хронических». По его словам, комиссии УФАС ее обнаружить трудно, ведь если документы составлены грамотно, подвох заподозрить практически невозможно, считает эксперт.
Дарья Староверова
Фото toyota.ru