23 октября суббота
СЕЙЧАС +4°С

Большой Новосибирск: метро до Бердскитима

Столицу Сибири превращают в мегаполис с разветвленной сеткой скоростного транспорта и полноценным дублером Большевистской — население увеличится на 2 млн

Поделиться

Поделиться

На минувшей неделе в Новосибирске был представлен план территориального планирования «Большого Новосибирска» — агломерации, в состав которой входит сибирская столица и земли в радиусе 100 км вокруг нее. Проект планировки новосибирской агломерации еще в прошлом году московскому институту «Гипрогор» заказал новосибирский министр ЖКХ Денис Вершинин. На эти цели областной бюджет выделил 38 млн руб. В начале апреля разработчики, за плечами у которых более 40 аналогичных разработок, продемонстрировали результаты своей работы.

На территории площадью 10 тыс. кв. км архитекторы нашли четыре точки роста. Разработчик схемы территориального планирования Новосибирской агломерации — российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» предложил сформировать вокруг Новосибирска три зоны опережающего развития. Еще одна — существует в нынешних границах города.

«Первая — вокруг аэропорта «Толмачёво», — рассказывает главный архитектор ОАО «Гипрогор» Константин Неустроев. — Мы ее назвали «Аэросити» — здесь уже начал формироваться огромный транспортно-деловой кластер, который нужно развивать в этом направлении. Вторая — в границах Бердска, Искитима и Линево. Здесь сложился явный кластер строительных материалов и изделий. Третья — центр Новосибирска, где уже давно сложился центр общественных пространств, который подходит для жилой и деловой застройки. Четвертая — «Наукополис», состоящий из территорий научного городка, Кольцово, Барышево, Краснообска, земель СО РАСХН, СО РАН, «Вектора». Здесь будет настоящий научно-производственный кластер».

По словам г-на Неустроева, никакого механического объединения территорий не будет. А новые районы «Большого Новосибирска» между собой со временем соединят линии метро и скоростного трамвая, которые позволят увеличить транспортную доступность окраин агломерации.

Поделиться

— Мы предположили, что границы Новосибирской агломерации лежат, грубо говоря, в радиусе 100 км вокруг новосибирского почтамта, а зона ее влияния распространяется на территорию около 36 тыс. кв. км».

Необходимость разработки схемы планирования агломерации в областном правительстве объясняют тем, что в регионе наконец-то появится научно обоснованная концепция размещения производственных сил на территориях вокруг Новосибирска. Схема позволит улучшить транспортную мобильность, поможет созданию инфраструктуры и увеличению объемов жилищного строительства.

По задумке чиновников, в правительстве сначала появится департамент по развитию агломерации, муниципалитеты подпишут специальное соглашение, проект которого сейчас разрабатывается, и создадут фонд развития агломерации, пополняемый из бюджетов всех уровней. Затем появится областная корпорация по развитию Новосибирской агломерации, которая будет выступать заказчиком и собственником межмуниципальных объектов, построенных для нужд жителей агломерации. Со временем это имущество можно будет приватизировать либо передать в областную или муниципальную собственность.

Представители соседних городов считают проект агломерации необходимым. Например, мэр Кольцово Николай Красников надеется, что нахождение в агломерации позволит обустроить соседнюю свалку и увеличить транспортную доступность наукограда. Идеолог создания агломерации, экономист Юрий Воронов уверен, что только в границах агломерации руководство СО РАН сможет найти общий язык с Барышевским сельсоветом. Добровольное объединение, по его словам, также поможет решить проблему с пляжем на Береговой, где «гадят новосибирцы, а убирать должен Бердск», и курьезную ситуацию в Огурцово, где сносят 40 домов, чтобы построить школу, несмотря на то что «поблизости уже есть школа, которая не принадлежит Огурцово». Исполнительный директор международного выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр» Вероника Шкарбань считает, что перенос деловой зоны из тесного центра с огромным количеством инфраструктурных проблем в новые районы, свободные для застройки, — давно назревшая необходимость.

А вот в мэрии Новосибирска от плана «Гипрогора» не в восторге. По словам архитектора Неустроева, в мэрии в штыки восприняли идею строительства наземного метро в южном направлении.

Не обрадовались чиновники и идее строительства заменителя Бердского шоссе и ул. Большевистской. «Мы считаем, что Большевистская должна отказываться от большегрузного транспорта, чтобы сделать комфортным проход к набережной, а весь трафик должен проходить по новой параллельной дороге, частью которой должна быть ул. Кирова. В мэрии, например, говорят, что этому мешает железная дорога. Мы отвечаем: постройте эстакаду или тоннель», — описывает спорные моменты г-н Неустроев. «Они спрашивали: это что, мы должны переделывать Генплан города? А мы им отвечали: да, должны, потому что генплан агломерации — это более основополагающий документ», — рассказывает он.

Слабое место, которое выделяют в проекте планировки новосибирской агломерации как его создатели, так и городские власти, — это сепаратистские движения среди жителей Академгородка. Вместе с тем центр маркетинговых исследований «ИнфоСкан» предоставил расширенные данные исследования мнения жителей Академгородка по поводу отделения этого района от города в самостоятельный муниципалитет. Самые активные сторонники отделения живут в Нижней Ельцовке (53 %) и Верхней зоне (26 %). За сохранение текущего статуса Академгородка выступают 50,7 % жителей Нижней зоны (за отделение — 3,2 %) и 54,7 % жителей Шлюзов (за отделение выступают 2,3 %).

Константин Неустроев считает, что особой значимости для проекта агломерации сепаратистские настроения не несут, и прогнозирует, что в ближних границах «Большого Новосибирска» к 2050 году будут проживать 3,5 млн человек.

Они будут жить в историческом центре города и многоэтажных кварталах вблизи делового центра у «Толмачёво», научного кластера на юге или строительного кластера у «Бердскитима», быстро добираясь в любой конец города на скоростном современном транспорте. Правда, для того, чтобы наполнить «Большой Новосибирск», соседним территориям придется смириться с оттоком местных жителей. «Это неизбежный процесс, который в скором времени сменится центробежной силой: насытившись урбанизированным бытом, новосибирцы поедут осваивать загородные территории», — резюмировал главный архитектор «Гипрогора».

Кирилл Маковеев

Коллаж Татьяны Кривенко (1)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...