В Новосибирске водитель грузовика, задремавший за рулем, 29 марта протаранил на ул. Восход 5 автомобилей, стоявших на светофоре. Чиновники Минтранса РФ в борьбе с «сонными» ДТП сделали с 1 апреля обязательной установку тахографов в грузовиках тяжелее 3,5 тонн и междугородных автобусах. И освободили от этой обязанности владельцев городских пассажирских маршрутов. Почему перевозчики не спешат устанавливать приборы, которые заботятся о водителе, и нужны ли «черные ящики» в маршрутках и такси, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: Тахограф — бортовой прибор, контролирующий и регистрирующий скорость движения автомобиля, пройденный километраж, а также время нахождения водителя за рулем. В некоторых марках иностранных грузовиков, таких как MAN и Scania, устанавливается на заводе. Отечественные грузовые автомобили, сходящие с конвейера, тахографами не оснащены.
ДТП, виновником которого стал заснувший за рулем водитель, произошло в Новосибирске в пятницу, 29 марта. Около 22 часов водитель мини-грузовика KIA Bongo, который поднимался по ул. Восход со стороны Коммунального моста, на перекрестке с ул. Кирова протаранил пять автомобилей: Chevrolet Lacetti, BMW X5 Lumma, Toyota Cresta, Toyota Carina и ВАЗ-2107. Водители и пассажиры, находившиеся в них, не пострадали. По этой причине ДТП не попало в официальную сводку ГИБДД — разбираться с происшествием будут страховщики.
Еще одно ДТП, произошедшее также по вине спящего водителя, случилось 22 марта на Советском шоссе: водитель такси «Блюз» на перекрестке с дорогой до Краснообска врезался в цементовоз. Таксист погиб. Проведенная полицией проверка показала, что он заснул, потому что находился за рулем 15 часов.
В ПДД есть отдельный пункт, запрещающий управление транспортным средством в состоянии утомления. Однако отягчающим фактором — как, например, алкогольное опьянение — сонливость за рулем при расследовании ДТП не считается.
Череда «сонных» ДТП спровоцировала дискуссию: нужны ли тахографы в общественном транспорте и такси. С 1 апреля эти приборы, регистрирующие скорость движения автомобиля, километраж и периоды отдыха водителя, должны появиться в междугородных автобусах, предназначенных для перевозки более 8 человек, а также грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн. Попытки заставить водителей устанавливать тахографы чиновники делают с 1996 года, однако переломным моментом эксперты считают недавнее вступление России в ВТО. Несмотря на то что наличие тахографа для грузовых и крупных пассажирских транспортных средств теперь обязательно, реальность пошла вразрез с новым постановлением Минтранса РФ:
«Установке подлежат порядка 54 тыс. единиц транспортных средств [, зарегистрированных в области]. Сейчас установлено только около 500 тахографов», — привели официальную статистику в ГИБДД Новосибирской области.
В числе этих транспортных средств — 200 автобусов, которые курсируют по области. «Подлежит оснащению еще порядка 300 единиц автобусов. По расчетам, их оборудование возможно завершить к 1 июля 2013 года», — заявил НГС.НОВОСТИ Василий Волокитин, начальник управления организации пассажирских перевозок областного минтранса.
По мнению директора «НовосибМТЗсервис» (одной из семи компаний, допущенных минтрансом к установке тахографов в Новосибирске) Сергея Васильева, причина кроется не только в высокой — до 43 тыс. руб. — цене тахографа. «Все ждали апреля и думали, что вот-вот отменят [постановление], пролонгация какая-то будет. А с 1 апреля люди звонят, но мы им помочь уже не можем. Вступил в силу приказ Министерства транспорта № 36, согласно которому с 1 апреля необходимо ставить тахографы нового образца, в которых должен стоять блок СКЗИ — так называемый «черный ящик», куда записывается вся информация. Данные тахографы заводы-изготовители еще не начали выпускать», — разводит руками Васильев.
Приборы с «черным ящиком», по словам сотрудников автосервисов, появятся у них не раньше конца апреля и стоить будут порядка 60 тыс. руб. А пока каждый водитель рискует штрафом 1–3 тыс. руб.
В городском и пригородном пассажирском транспорте, согласно тому же приказу № 36 Министерства транспорта РФ, тахографы ставить не обязательно, хотя ранее такое требование было, но не соблюдалось и практически никем не контролировалось. Однако проблема переработки актуальна и для таксистов, и для водителей общественного транспорта.
«Мы требуем от водителя 8 часов работы. Другой вопрос, что мы покрываем интересы фирмы, за это время он себе как раз «на план» и заработает. А ему надо еще поработать побольше, чтобы заработать себе на карман. И дальше он для себя определяет, на сколько у него хватает сил.
Таксисты с усталостью борются разными способами — например, кофе пьют, дремлют в машине в ожидании заказа…» — рассказывает директор такси «Лидер» Вячеслав Шевченко.
Однако установку тахографов он считает нецелесообразной, так как многие — особенно мелкие компании и таксисты-частники — не потянут высокую стоимость прибора и либо уйдут в нелегальные перевозчики, либо прекратят заниматься извозом. А оставшиеся на рынке вынуждены будут поднять цены на свои услуги.
О том, что водители городского и пригородного транспорта устают сильнее шоферов фур, говорят и сами транспортники: по их словам, в число причин можно включить пробки, плохо очищенные дороги, особенности работы с людьми и т.д. Установку тахографов эксперты при этом считают лишней, очень затратной и совершенно не нужной. Однако по той лишь причине, что эти приборы будут дублировать уже существующие системы контроля. «Может быть, переработка и присутствует, но система ГЛОНАСС позволяет отследить режим труда и отдыха водителя. Там четко все по навигации видно — сколько водитель отработал. Тахографы будут просто дублировать систему ГЛОНАСС», — считает Валерий Новоселов, президент некоммерческого партнерства «Транспортный союз Сибири».
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com
Видео cam.211.ru