NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

с-в.

759мм 40%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город За к…зла ответят

За к…зла ответят

Госдума приняла законопроект о больших штрафах за нецензурную брань, который запрещает употреблять ругательства «дурак», «козел» и «олень»

18 января депутаты Госдумы единогласно приняли в первом чтении законопроект о штрафах за употребление нецензурной лексики в СМИ. Одним из соавторов законопроекта явился депутат от Новосибирской области Илья Пономарев. Корреспондент НГС.НОВОСТИ расспросил депутатов, что сподвигло их на создание нового закона, и узнал, что сами они отнюдь не брезгуют матерным словом. Более того, выяснилось, что авторы законопроекта не вполне понимают, что такое ненормативная лексика. Юристы считают, что подобная инициатива может способствовать политической цензуре, а филологи предсказывают хаос в лингвистических экспертизах. К примеру, слово «козел» может трактоваться как цензурное, так и нецензурное.

Законопроект, за который 18 января единогласно проголосовали депутаты, был предложен воспитанником Селигера Робертом Шлегелем, а также, среди прочих, справедливороссом Ильей Пономаревым, депутатом от Новосибирской области. Он предусматривает крупные штрафы за изготовление или распространение продукции средств массовой информации, содержащей нецензурную брань. Газета, журнал, интернет-издание, радиостанция или телестудия в случае доказанного правонарушения должны будут заплатить от 20 тыс. до 200 тыс. руб., при этом предмет правонарушения должен быть конфискован. Добрые депутаты также отмечают, что об аресте имущества проштрафившегося издания речи не идет. На данный момент законопроект проходит стадию доработки.

С ним полностью согласен коммунист Анатолий Локоть, считающий, что закон о нецензурной лексике защитит российских женщин и детей. При этом оба депутата не скрывают, что сами, как и другие депутаты, материться любят. «У меня даже было высказывание, что выступление без крепкого слова это доклад получается», — улыбается господин Локоть.

«И сам я, и другие депутаты выражаемся постоянно, — соглашается Илья Пономарев. — Однако мы это делаем не в прямом эфире. Со СМИ ситуация другая, их могут услышать миллионы, в том числе женщины и дети».

В печатном тексте нецензурную лексику следует, если она необходима (например, в случае цитирования), приводить с многоточием, в телевидении и радио — «запикивать», считает депутат. «Если на радио звучит группа «Ленинград», которую я очень люблю, мат либо запикивается, либо ставится приличная версия», — продолжает господин Пономарев.

Ни у Анатолия Локтя, ни у Ильи Пономарева нет сомнения, что в словарях есть четкое определение, какое слово является цензурным, а какое — нет. Между тем лингвисты утверждают, что такое мнение ошибочно.

Так, доктор филологических наук Галина Мандрикова объяснила, что мат и нецензурная брань (и в существующем законодательстве, и в законопроекте говорится именно о «нецензурной брани») не тождественны.

Согласно классификации авторитетного лингвиста Владимира Жельвиса, нецензурная (грубейшая бранная) лексика делится на пять частей. Первая — собственно мат, или матизмы, — это производные от малого количества слов, имеющих отношение к совокуплению и половым органам. Вторая — скатологизмы — относятся к «телесному низу», менее грубому обозначению частей тела «ниже пояса», продуктам и процессу выделения, а также прочим табуированным физиологическим процессам. Третья — зоовокативы — это ругательства, сравнивающие человека с животными (сюда относятся, вместе с «сукой» и «кобелем», «козел», «баран», «собака», «олень» и т.д.). Четвертая — богохульства (например, «с…нь господня»). Пятая — номинации, другие грубые ругательства, оскорбляющие по социальному, гендерному, интеллектуальному и другим признакам («дурак», «пид…с»).

В определении слова как нецензурного есть много тонкостей. Например, слово «дерьмо» будет грубым, но не нецензурным, обозначая «экскременты», но станет таковым, являясь ругательством, обращенным к человеку, действию или ситуации. То же и с «дураком» и «козлом».

«Закон очень мутный, — резюмирует госпожа Мандрикова, проводившая лингвистические экспертизы. — У экспертов нет единого мнения, что такое нецензурная лексика в СМИ. Как эксперт захочет, так и поступит. Манипулировать этим законом можно легко».

При этом госпожа Мандрикова согласна, что проблема мата в современной России стоит остро. Эксперт не считает, что за последние годы мат в обществе стал звучать чаще, однако, по ее мнению, детского и студенческого мата стало больше. «В стенах НГТУ я это слышу от девушек-студенток. Раньше такого не было. 10 лет назад мы даже отчислили за мат одну девушку с филологии». Слова о том, что мат «молодеет», подтвердили и директора новосибирских школ: по их словам, резко увеличилось количество выражающихся нецензурно дошкольников.

К законопроекту руководители школ в основном отнеслись положительно, однако предположили, что дети в России матерятся не из-за того, что почерпнули подобную лексику в СМИ, а потому что так изъясняются в семье и на улице.

Административное наказание за нецензурную брань в общественных местах составляет 15 суток или штраф от 500 до 1000 руб. Протоколы по статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях («Мелкое хулиганство») в 80 % случаев составляются в отношении матерящихся субъектов. Количество протоколов несопоставимо с масштабом проблемы. Так, в новогодние каникулы за мелкое хулиганство в Новосибирской области было привлечено к ответственности всего 344 человека. Участковые объясняют, что не могут справиться с матом: они боятся обвинения в превышении полномочий и испытывают дефицит кадров.

Владимир Иткин

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления