Реклама
СЕЙЧАС +4°С
Все новости
Все новости

Стадный инстинкт

Перед подорожанием тарифов на транспорт пассажиров охватила истерия — они скупили больше полутонны жетонов метро

Поделиться

Новосибирский метрополитен столкнулся с массовой скупкой жетонов перед февральским удорожанием проезда на 3 руб., утверждает мэрия Новосибирска. За неделю в карманах новосибирцев осело более 100 тыс. жетонов. Теоретически по ним может проехать половина пассажиров, ежедневно спускающихся в подземку. В метро информацию о скупке жетонов комментируют неохотно, уверяя, что все это слухи и «искусственно созданный ажиотаж». Продавцы продуктов и бытовой техники регулярно сталкиваются с взрывным спросом на отдельные товары и утверждают, что бороться с ним можно только повышением цен. Экономисты утверждают, что единственным выгодополучателем от массовой скупки жетонов является новосибирская подземка. Поведение новосибирцев в случае с жетоном вызывает у них улыбку.

Жители Новосибирска за неделю скупили про запас 100 тыс. жетонов на метро перед повышением с 1 февраля стоимости проезда на 3 руб., сообщило во вторник РИА Новости со ссылкой на мэрию Новосибирска. В частности, в мэрии утверждают, что обычно количество проданных и оставленных в турникетах жетонов совпадает, а на начало прошлой недели руководство новосибирской подземки не досчиталось более 100 тыс. жетонов. Исходя из того, что один жетон весит 5 г, общий вес скупленных жетонов составляет 500 кг.

Вечером в четверг, 24 января, заместитель директора Новосибирского метрополитена Роман Дронов отказался комментировать тему массовой скупки жетонов. Ранее он сообщил газете «Комсомольская правда», что ситуация со скупкой жетонов — «это искусственно созданный ажиотаж, не более того».

Представители новосибирской розницы утверждают, что регулярно сталкиваются с наплывом потребителей, желающих купить товар, цена на который вот-вот поднимется. Специалист коммерческого отдела сети супермаркетов электроники DNS Иван Моисеев вспоминает недавний взрывной спрос на жесткие диски: «Помните, когда из-за наводнений стояли азиатские заводы по производству частей жестких дисков? Всем резко винчестеры понадобились. Конечно, высока была доля перекупщиков. Доходило до того, что покупали медиаплееры и выковыривали оттуда диски».

Поделиться

В продуктовом ритейле из самых свежих случаев вспоминают недавнее повышение цен на водку. «Утверждать, что новосибирцы скупали водку именно из-за того, что она должна была подорожать с 1 января, я не берусь — был же еще предновогодний наплыв, но среди покупателей были и те, кто покупал впрок», — говорит коммерческий директор «Быстронома» Тимофей Герасько.

Ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН, доктор экономических наук Владимир Клисторин утверждает, что запас товаров впрок — это стандартная реакция на инфляцию. «В СССР деньги почти не обесценивались, поэтому инфляция проявлялась в дефиците товаров, — вспоминает он.

— Люди скупали впрок все, что «выбрасывали» в магазины. Сейчас дефицита нет, но есть подорожание. Реакцию населения можно назвать объяснимой, но она ненормальная. Такая реакция свидетельствует о неуверенности новосибирцев в завтрашнем дне, низком доверии к действиям компаний».

По мнению доктора Клисторина, единственным выгодополучателем от массовой скупки жетонов стал Новосибирский метрополитен. «Компании только мечтают о том, чтобы их услуги оплачивали авансом, они делают для этого все возможное, метрополитен добился авансовой оплаты ста тысяч поездок, — объясняет экономист. — А потребители просто обменяли свои деньги на неликвидные пассивы в виде жетонов в метро. Законсервировали деньги вместо того чтобы их потратить».

Психотерапевт Александр Буцких считает, что скупая жетоны впрок по старой цене, новосибирцы руководствовались двумя соображениями: рациональным и нерациональным.

«Рациональное соображение — это желание сэкономить 6 руб. в день, 180 руб. в месяц, — говорит он. — Нерациональное соображение — тяга к консервации и, конечно, стадный инстинкт. Законсервировать момент, когда им было комфортно, когда им было привычно, остаться ненадолго в более низких ценах, не думая о том, что все равно придется платить 18 руб. за проезд». Тимофей Герасько из «Быстронома» уверен, что поведение горожан поддается другому объяснению: «Любой рекламщик вам скажет, что покупатель согласится на покупку, если ему кажется, что он действует или умно, или экономно. Те, кто скупал жетоны, были уверены, что они умные и экономные одновременно. Все совпало, покупка совершена».

Кирилл Маковеев

Фото Ирины Малыгиной (1), Стаса Соколова (2)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter