NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

2 м/c,

с-в.

757мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Дороги и транспорт Стадный инстинкт

Стадный инстинкт

Перед подорожанием тарифов на транспорт пассажиров охватила истерия — они скупили больше полутонны жетонов метро

Новосибирский метрополитен столкнулся с массовой скупкой жетонов перед февральским удорожанием проезда на 3 руб., утверждает мэрия Новосибирска. За неделю в карманах новосибирцев осело более 100 тыс. жетонов. Теоретически по ним может проехать половина пассажиров, ежедневно спускающихся в подземку. В метро информацию о скупке жетонов комментируют неохотно, уверяя, что все это слухи и «искусственно созданный ажиотаж». Продавцы продуктов и бытовой техники регулярно сталкиваются с взрывным спросом на отдельные товары и утверждают, что бороться с ним можно только повышением цен. Экономисты утверждают, что единственным выгодополучателем от массовой скупки жетонов является новосибирская подземка. Поведение новосибирцев в случае с жетоном вызывает у них улыбку.

Жители Новосибирска за неделю скупили про запас 100 тыс. жетонов на метро перед повышением с 1 февраля стоимости проезда на 3 руб., сообщило во вторник РИА Новости со ссылкой на мэрию Новосибирска. В частности, в мэрии утверждают, что обычно количество проданных и оставленных в турникетах жетонов совпадает, а на начало прошлой недели руководство новосибирской подземки не досчиталось более 100 тыс. жетонов. Исходя из того, что один жетон весит 5 г, общий вес скупленных жетонов составляет 500 кг.

Вечером в четверг, 24 января, заместитель директора Новосибирского метрополитена Роман Дронов отказался комментировать тему массовой скупки жетонов. Ранее он сообщил газете «Комсомольская правда», что ситуация со скупкой жетонов — «это искусственно созданный ажиотаж, не более того».

Представители новосибирской розницы утверждают, что регулярно сталкиваются с наплывом потребителей, желающих купить товар, цена на который вот-вот поднимется. Специалист коммерческого отдела сети супермаркетов электроники DNS Иван Моисеев вспоминает недавний взрывной спрос на жесткие диски: «Помните, когда из-за наводнений стояли азиатские заводы по производству частей жестких дисков? Всем резко винчестеры понадобились. Конечно, высока была доля перекупщиков. Доходило до того, что покупали медиаплееры и выковыривали оттуда диски».

В продуктовом ритейле из самых свежих случаев вспоминают недавнее повышение цен на водку. «Утверждать, что новосибирцы скупали водку именно из-за того, что она должна была подорожать с 1 января, я не берусь — был же еще предновогодний наплыв, но среди покупателей были и те, кто покупал впрок», — говорит коммерческий директор «Быстронома» Тимофей Герасько.

Ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН, доктор экономических наук Владимир Клисторин утверждает, что запас товаров впрок — это стандартная реакция на инфляцию. «В СССР деньги почти не обесценивались, поэтому инфляция проявлялась в дефиците товаров, — вспоминает он.

— Люди скупали впрок все, что «выбрасывали» в магазины. Сейчас дефицита нет, но есть подорожание. Реакцию населения можно назвать объяснимой, но она ненормальная. Такая реакция свидетельствует о неуверенности новосибирцев в завтрашнем дне, низком доверии к действиям компаний».

По мнению доктора Клисторина, единственным выгодополучателем от массовой скупки жетонов стал Новосибирский метрополитен. «Компании только мечтают о том, чтобы их услуги оплачивали авансом, они делают для этого все возможное, метрополитен добился авансовой оплаты ста тысяч поездок, — объясняет экономист. — А потребители просто обменяли свои деньги на неликвидные пассивы в виде жетонов в метро. Законсервировали деньги вместо того чтобы их потратить».

Психотерапевт Александр Буцких считает, что скупая жетоны впрок по старой цене, новосибирцы руководствовались двумя соображениями: рациональным и нерациональным.

«Рациональное соображение — это желание сэкономить 6 руб. в день, 180 руб. в месяц, — говорит он. — Нерациональное соображение — тяга к консервации и, конечно, стадный инстинкт. Законсервировать момент, когда им было комфортно, когда им было привычно, остаться ненадолго в более низких ценах, не думая о том, что все равно придется платить 18 руб. за проезд». Тимофей Герасько из «Быстронома» уверен, что поведение горожан поддается другому объяснению: «Любой рекламщик вам скажет, что покупатель согласится на покупку, если ему кажется, что он действует или умно, или экономно. Те, кто скупал жетоны, были уверены, что они умные и экономные одновременно. Все совпало, покупка совершена».

Кирилл Маковеев

Фото Ирины Малыгиной (1), Стаса Соколова (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления