21 сентября вторник
СЕЙЧАС +6°С

Налог на бедность

Правительство меняет акцизы на алкоголь, табак и бензин, пополнить казну призваны самые бедные слои населения

Поделиться

Поделиться

Новые акцизы, которые вступят в действие с 1 января 2013 года, еще в 2011 году были приняты Госдумой и утверждены президентом Медведевым в виде обновленной статьи 193 Налогового кодекса РФ. Касаются они алкогольной продукции, изделий из табака, ГСМ и легковых автомобилей. Ставки на последние в структуре стоимости авто играют крайне незначительную роль, а вот остальные серьезно участвуют в процессе ценообразования.

Платят акцизы производители товаров в федеральный бюджет, но в итоге, как считает доцент кафедры финансов и кредитов САФБД Валентин Прохоренко, все ложится на плечи потребителей: «Акцизы можно считать косвенными налогами для населения. Для государства главное деньги собрать, и первая цель повышения акцизов как косвенных налогов — это фискальная. В процессе можно говорить о борьбе за здоровье людей, но это лукавство. На самом деле важно пополнить бюджет».

Табачное дело

Акцизы на табак и табачные изделия в 2013 году вырастут, по заявлению Минфина, для сигарет на 31 %, а для папирос — на 57 %. Если в 2012 году акциз составлял не менее 590 руб. за 1000 сигарет или папирос (11,8 руб. за пачку), то в 2013-м сбор на тысячу «курительных палочек» составит не менее 730 руб., т.е. 14,6 руб. за пачку. В 2014 году эта цифра будет уже не менее 1040 руб. (20,8 руб. в стоимости пачки сигарет). Кроме повышения акцизов табак ожидают и другие «новшества».

В следующем году его нельзя будет купить в киосках и магазинах площадью менее 50 кв. м. Повышение акцизов, как сказано в письме Минфина № 03-07-06/285 от 28 ноября 2012 года (подписано зам. директора департамента Минфина РФ Н.А. Комовой), это часть стратегии в борьбе с курением, поэтому

«…ставки акцизов на табачную продукцию должны индексироваться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с другими подакцизными товарами. … При этом, как показывает практика, снижение акцизов в условиях рыночного ценообразования не сопровождается соответствующим снижением цен, а лишь приводит к увеличению доходов производителей подакцизных товаров и сокращению бюджетных доходов…».

Спиртовые сборы

Акциз на сам спирт повысится с 44 до 59 руб. за литр. Акцизы на продукцию крепостью слабее 9 % вырастут на 18–19 %, а крепче 9 % — на 33,3 %, в результате чего бутылка самой дешевой водки в магазине будет стоить не дешевле 170 руб. На 16 % увеличивается акциз на вино. В крепком пиве (свыше 8,6 %) акцизная составляющая вырастает с 21 до 26 руб. за литр, в пиве крепостью от 0,5 до 8,6 % — с 12 до 15 руб. за литр.

Акцизы с 2008 года уже увеличились в 5 раз, рассказал директор по внешним связям компании «Балтика» Алексей Кедрин:

«Увеличение акциза на 3 руб. не означает, что ровно на эту сумму увеличится стоимость продукции.

Схема ценообразования учитывает различные факторы. При этом акциз остается главным инструментом регулирования ценообразования на рынке алкогольных напитков и формирует ту или иную степень доступности алкоголя. Опасно то, что при неравномерном повышении акциза на пиво и на крепкий алкоголь возникает перераспределение спроса в сторону крепкого алкоголя, в том числе контрафактного».

Горячее горючее

В отрасли ГСМ с 01.01.2013 не повысятся акцизы только на топливо стандарта Евро-5 и то только в первой половине года. Во второй и они и все остальные повысятся на 6 %. Такого топлива, по словам руководителя Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлии Золотовской, в Новосибирске нет. На все остальные виды топлива акцизы увеличатся с 1 января. Больше всего подорожает Евро-2 с 8225 руб. за 1 тонну до 10 100 руб. Акциз Евро-3 увеличится с 7882 руб. за 1 тонну до 9750 руб. Евро-4 с 6822 руб. за 1 тонну до 8560 руб.

Акцизы на дизельное топливо, не соответствующее классам 3, 4, 5, вырастут с 4300 руб. до 5860 руб. за тонну, Евро(дизель)-3 — с 4300 до 5860 руб., Евро(дизель)-4 — с 3562 до 4934 руб., Евро(дизель)-5 — с 2962 до 4334 руб. за тонну.

Юлия Золотовская считает, что все виды топлива подорожают пропорционально. Доля всех налогов и сборов в топливе сейчас составляет 60 %, остальные 40 % — это все остальное: производство, транспорт и наценки всех уровней.

Если ставки новых акцизов пересчитать из килограммов в литры с учетом плотности бензина 0,76, то выходит, что литр 92-го (Евро-3) подорожает минимум на 1,41 руб.

Депутат ГД Анатолий Локоть уверен, что подорожание бензина скажется на всех товарах и услугах: «Когда несколько лет назад вводили дополнительный налог на бензин, нам обещали, что будет уменьшаться, а потом и вовсе исчезнет транспортный налог. Это было логично — кто больше ездит, тот больше и платит. Но этого не происходит. Возрастают поборы, растет номенклатура налоговых сборов и поводов залезть в карман граждан. Эта политика антисоциальная по своей сути».

Валентин Прохоренко, который занимался аналитикой в области налогов не одно десятилетие, привел пример. В СССР доходы от алкоголя в бюджет составляли более 30 %.

Сейчас Валентин Прохоренко оценивает их долю в 3–5 %, остальное оседает в карманах частных производителей, притом что денег на водку, в абсолютном выражении, люди не стали тратить меньше. Не повышать акцизы, по мнению Валентина Прохоренко, государство не может, но даже если оно и откажется от повышения одних косвенных налогов, то обязательно соберет эти деньги в другом месте:

«Опыт показывает, что если государство заявляет о снижении какой-то ставки на определенный процент, то где-то рядом что-то повысится. И если государство начинает разговоры о каком-то изменении в налоговой политике, то вывод один — население будет платить больше».

Сергей Стюард

Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...