NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

1 м/c,

сев.

758мм 74%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город «Характер сибиряков сформирован не каторгой»

«Характер сибиряков сформирован не каторгой»

Интервью с исследователем истории — о чаусских казаках, староверах-кержаках и Колывани, ставшей главным городом Сибири

Колывань, расположенная в часе езды от Новосибирска, с момента его рождения начала чахнуть, сжавшись с влиятельного по местным меркам города до поселка, нынче известного разве что как место жительства певицы Жанны Агузаровой. Впрочем, в последнее время Колывань обзавелась крупными культурными мероприятиями. Нынешним летом там прошел фестиваль исторических реконструкторов (собравший 6,5 тыс. зрителей) и фестиваль этнической музыки «Живая вода» (около 5 тыс. зрителей), прошлым же летом Колывань завлекла новосибирскую прессу и даже министра культуры НСО на День сала с поросячьими бегами. Идеологи превращения Колывани в туристическое место считают, что это только первые предзнаменования колыванского прекрасного будущего. О прошлом Колывани и ее перспективах корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с писателем и журналистом Александром Вериным, разрабатывающим проект историко-туристического комплекса «Чаусский острог» под Колыванью.

Справка: Верин Александр Анатольевич — родился в 1949 году в Омске, окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт и Новосибирскую партийную школу по специальности «журналист-политолог». Создатель и ведущий программы «Проселки» на ГТРК «Новосибирск»; также работал в колыванской и болотнинской газетах, на радио «Слово». Автор пяти книг стихов и прозы. В настоящее время готовит к выпуску книгу по истории Чаусского острога и Колывани.

Когда и зачем появился Чаусский острог?

Острог был задуман как ключ у переправы через Обь на Московском тракте на участке от крепости Тары (в Омской области) по барабинской степи далее в Восточную Сибирь и Китай. Еще в 1671 году на эти земли бежали старообрядцы, выходцы из Поморья, которые основали деревню Анисимово и еще несколько деревень. Они и помогли казакам, присланным из Томской крепости, за два летних месяца 1713 года поставить на притоке Оби Чаусский острог. Одновременно он должен был защищать от набегов кочевников-джунгар созданный в Среднем Приобье русскими крестьянами хлеборобский район. В него входила и деревня, поставленная на Оби по заданию кузбасского воеводы казаком Федором Криницыным по прозвищу Кривощек на земле аборигенов-чатов (наших союзников в битве с Кучумом, с которыми, впрочем, случались и стычки). Он должен был обеспечивать служивых людей хлебом. Потом в этом месте поставили мост для Транссибирской железной дороги — так возник Новосибирск.

Что видели люди XVIII века, въезжая в острог?

Есть множество описаний самого острога и его окрестностей, оставленных путешественниками, учеными, писателями. Они описывают огромную равнину, которая поднимается от Барабы к Колывани, с высокого берега Чауса до самого горизонта простирается пойма Оби со множеством проток и озер — даже в ненастную погоду прекрасно виден Новосибирск. Сам острог стоял в нынешнем селе Чаус, на низком берегу, прикрытый с тыла озером Подкаменным и высоким берегом — частью огромного плато, по которому теперь идет федеральная автодорога на Томск.

Вскоре рядом с острогом появилась крестьянская слобода. Здесь жили не только крестьяне, но и рудознатцы, охотники, рыбаки: в одной географической энциклопедии говорится, что главное богатство Колывани — рыба. Так что население острога и близлежащих деревень росло быстро. Поэтому, конечно, было тесновато.

Что случилось с самими сооружениями острога?

Собственно, сооружения острога простояли полвека. Необходимость в них отпала задолго до того, как они пришли в негодность. Уже через несколько лет натиск джунгар ослабел, и русские пахари ушли далеко на юг — к Алтаю. А произошло это благодаря не казакам, а мирным чаусским людям.

Какова тогда роль острога в развитии региона?

Теряя военное значение, острог превращался в серьезный административный центр Среднего Приобья. К сожалению, в истории Чаусского острога – Колывани многое напутано и доморощенными краеведами, и профессиональными историками. Но все они почему-то не обратили внимания на событие, которое изменило историю региона от Томска до Алтая: именно чаусские староверы-рудознатцы открыли алтайские руды и кемеровский уголь, подарив стране два ресурсных региона.

Петровской России очень был нужен металл — для войны и для казны, потому что шла война со Швецией, которая раньше все это поставляла. А на Алтае были медь, серебро и даже золото. На их базе и были построены в 1726 году знаменитые Колывано-Воскресенские заводы, к которым были приписаны крестьяне нашего региона. Вскоре заводы стали царской собственностью, поэтому огромным этим промышленным комплексом управлял Кабинет Его Величества. Хотя тут же действовала гражданская власть — губернаторов. В этой «матрешке» Чаусское волостное управление было ответственным за отправку приписных на заводы, организации транспортной (ямской) службы,

ну а чаусские казаки еще и выполняли карательные функции, подавляя выступления крестьян и отлавливая беглых.

В 1822 году при преобразовании сибирских губерний с двоевластием решили покончить: по указу царя Александра I должности губернатора и начальника Колывано-Воскресенских заводов объединили. А чтобы приблизить управление к заводам, губернским центром был назначен Чаусский острог, который по имени заводов переименовали в Колывань. Впрочем, томские чиновники завалили столицу петициями, и через год император отменил решение. Колывань стала окружным городом, но при этом в системе Алтайского горного округа его территория была в три раза больше — от Здвинска до Ояша, от Чауса до Сузуна.

Почему о роли Колывани в основном люди знают немного?

Историки ставят точку в развитии Колывани с появления Транссибирской магистрали. Несмотря на легенду о том, что колыванские купцы пытались поднести Гарину-Михайловскому мешок золота, чтобы мост строили в Колывани, они на самом деле не остались внакладе. Они просто перевезли свои дома на 50 верст южнее — и по сути дела основали наш город.

Колывань не была соперницей Новосибирску, а почти мамой — это надо помнить.

Сюда из Колывани приехало более 3 тыс. человек. Колыванец Владимир Жернаков стал первым городским головой. А дату открытия универсального магазина Евграфа Жернакова в свое время предлагали считать датой рождения города Ново-Николаевска.

Однако в 1920 году вспыхнуло знаменитое Колыванское «кулацкое» восстание против продразверстки. Оно охватило огромную территорию.

Подавили его армия и части военизированной охраны. Но крестьянская война шла по сути дела до 1929 года — Западная Сибирь признавалась особо опасной по бандитизму. В наказание за это роль Колывани в истории региона стали замалчивать. А затем стали противопоставлять «пролетарский» Новосибирск, который называли «чудом на Оби» (а еще — «босяком в шляпе»), реакционной купеческой Колывани. И про Колывань, а уж тем более про острог, где была «каталажка», забыли.

Что будет представлять собой историко-туристический комплекс «Чаусский острог»?

Реконструировать сам острог невозможно, от него не нашли даже фундамента. Новый, отвечающий требованиям художников и туристов, встанет над Чаусом — на Колыванском холме. Это место просто захватывает дух своим простором. Я объехал всю область, но — не в обиду другим — такого больше нигде не увидишь. На склоне у острога будет музей деревянного зодчества — надо спасать жемчужины из деревень. А на берегу реки разместятся открытая фестивальная площадка и площадка для международного лэнд-арта, где будут упражняться архитекторы и дизайнеры, чтобы архитектурная мысль не застаивалась. Они будут строить фигуры из дерева. Тут есть преемственность: вот деревянный острог XVIII века, а вот архитектурная мысль века XXI — и она тоже воплощена в дереве.

Внутри реконструированный острог будет напичкан мастерскими художников, сувенирными лавками, тут же будут конно-спортивная школа, гостиница и ресторан, паркинг. В музее под открытым небом будут проводить этнические фестивали, на фестивальной площадке — современные.

В этом году вслед за двумя региональными фестивалями («Сибирский огонь» и «Живая вода») в Колывани пройдут купеческий и казачий праздники, правительство области дает сигнал инвесторам: Колывань становится местом проведения массовых мероприятий. У нас в Новосибирске 1,5 млн жителей, которым хочется вырваться в выходные на свежий воздух. Не могут же все поехать в зоопарк.

Приезжают паломники в монастырь Александра Невского, приезжают на ту же «Живую воду». А вечером уезжают — они задержались бы, если бы было где ночевать, была возможность поехать на рыбалку, покататься на лодке, на лошадях…

Кому принадлежит идея создания комплекса «Колывань – Чаусский острог»? Каковы перспективы и сроки проекта?

Вашему покорному слуге. Благодаря работе над ним я зарылся в историю, нашел у алтайских и уральских исследователей эпопею открытия чаусскими рудознатцами руд на Алтае и угля в Кемерово и первым стал говорить о значимости этого события в истории и Новосибирской, и Кемеровской области, и Алтайского края. И указ 1822 года нашел на сайте Президентской библиотеки — он оказался доступным, никто просто не искал. Помогла привычка журналиста докапываться до сути, потому и заметил то, что пропустили историки. В итоге оказалось, что Чаусский острог, он же Колывань, 300 лет играли в регионе гораздо бьшую роль, чем принято считать.

Сначала я предложил главе Колыванского района Аверину идею возродить острог и объединить его с колыванскими стариной и природой. Через несколько месяцев мы пришли с первым вариантом к министру культуры Ярославцевой, обсуждали его с городскими музейщиками, художниками — так в проекте появились фестивальные площадки. А потом нас поддержал губернатор Юрченко, вынес концепцию на инвестиционном совете, ее утвердили. Но есть проблема: комплекс можно строить на основе государственно-частного партнерства, возможности правительства области обозначены четко — оно может только подготовить инфраструктуру и давать преференции инвесторам, а вот ими должны быть частные бизнесмены. Поэтому пока мы ищем инвесторов.

Что даст историко-туристический комплекс имиджу Сибири?

А вы лично как себе представляете имидж Сибири?

Если вкратце, то мне нравится говорить иностранцам, что я из Сибири.

И мы действительно особенные! Приходившие сюда старообрядцы-кержаки — это были люди-кремень. И этот характер прослеживается на протяжении всей истории. Характер сибиряков в наших местах сформирован не каторгой — у нас ее не было. Наши предки были людьми вольными, и выбор их был вольным. Но была ответственность перед государством, взамен исполнения которой люди требовали от власти ответственности. Иначе — бунт. И власть была вынуждена считаться с требованиями. Вот почему сибиряки — государственники, но не терпят насилия над собой.

А с развитием историко-туристического комплекса в Колывани вокруг Новосибирска образуется своего рода Золотое кольцо: Чаусский острог, Бердский острог, Сузунский монетный двор, село Пичуги на другом берегу Оби, где речка Ирмень, на которой казаки и чаты разгромили хана Кучума… Так мы показываем соседним регионам: ребята, помните, кто вас породил, кто отстроил.

Елена Полякова

Фото fotki.yandex.ru (пользователь alemigun)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления