21 апреля среда
СЕЙЧАС -2°С

Тупик Красного проспекта

Новосибирск лишился права самостоятельно решать судьбу территории бывшего аэропорта «Северный»

Поделиться

Поделиться

Мэрия Новосибирска проиграла суд по иску к государству, оформившему в собственность земельный участок закрывшегося аэропорта «Северный». Арбитражный суд НСО рассмотрел иск городских властей о признании незаконной регистрации в декабре 2011 года права собственности Российской Федерации на земельный участок в районе ул. Аэропорт, 2/3, оформленной областным управлением Росимущества.

Как следует из материалов дела, на участке площадью 215,7 га располагались постройки аэропорта «Северный» — здание аэровокзала, привокзальная площадь, летное поле с полосами подходов, взлетно-посадочная полоса, стоянка для самолетов и др. В 2010 году ОАО «Новосибирск авиа», управлявшее аэропортом, обанкротилось. А мэрия в плане городского развития отвела территорию аэропорта под строительство деловой зоны.

Банкротящееся предприятие «Новосибирск авиа» купил в 2006 году предприниматель Вольдемар Басалаев. 27 сентября 2011 года в ходе торгов по продаже банкрота было продано 9 лотов: 7 из них — основные здания, в том числе аэровокзал, и несколько земельных участков общей площадью 3,7 га — достались УК «Красный проспект». Как писала газета «Коммерсантъ», ее гендиректор Сергей Кропотов, известный работой на посту заместителя губернатора Кемеровской области Михаила Кислюка в середине 90-х годов, создал компанию «с целью возможного строительства жилья на территории северной части Новосибирска». На тот момент большие земельные резервы еще оставались — из-за них в том числе сейчас спорят мэрия и РФ.

Суд, рассмотрев иск мэрии, пришел к выводу, что у государства были правовые основания для регистрации в собственность земельного участка: по закону все постройки аэропорта до 2006 года фактически принадлежали РФ.

Последующее отчуждение имущества в пользу «Новосибирск авиа» не лишило РФ права на спорный участок.

Поделиться

Директор юридического агентства «Право и недвижимость» Григорий Нефедев объяснил, что земли могут принадлежать РФ, быть федеральными, или находиться в муниципальной собственности, т.е. принадлежать городу. «И каждый этой землей распоряжается в пределах компетенций, установленных законом. Противоречия у нас возникают, когда земля принадлежит РФ, в подчинении Москвы, но находится на территории муниципалитета, в границе города. Я как мэр был бы заинтересован, чтобы самому распоряжаться лакомыми кусочками земли», — рассуждает Григорий Нефедев.

Главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов говорит, что судебные споры не повлияют на судьбу территории — там будет жилая и общественно-деловая зона, что предполагает проект планировки. Начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска Игорь Лукьяненко сообщил, что если РФ одержит верх в суде, то точно так же будет продавать земли с аукциона:

«Мы просто хотели там территории общего пользования делать, переформировать земли и включить продолжение Красного проспекта, а продать только то, что под застройку попадает. Красный проспект получится, но нам придется выкупать земли».

Доцент кафедры архитектуры гражданских зданий НГАХА Игорь Поповский называет такие споры одной из важнейших проблем вековой истории: «В свое время царский Кабинет не дал городу припойменные части реки, там, где Фабричная, Каменка, потому что видел для себя прибыль от аренды. В результате у нас не появилась, например, фабрика Морозова, и многие промышленники сюда не пошли — из-за того, что аренда и двойные налоги были просто обременительны.

В этих местах выросли промышленные и жилые нахаловки. Федералы не смогли уследить за территорией, и они деградировали».

Директор девелоперской компании «Система» Валентин Тиунов уверен, что эти территории продадут под жилую застройку: «Просто деньги уйдут в федеральный бюджет, а не в муниципальный. Эта земля всех интересует, потому что привлекательна для застройки. Там можно построить 4–5 млн кв. м жилья, поэтому потянуть проект сможет только крупный девелопер. Остальным застройщикам будет тяжело — конкурировать с таким местом и объемами при грамотной концепции никто не сможет. Эта стройка масштаба крупного микрорайона».

По информации участника строительного рынка, не пожелавшего раскрывать свое имя, пока идут судебные споры, РФ успела продать половину земли акционерам холдинга «Кузбассразрезуголь», которые привлекут для строительства на территории аэропорта ГК «ПИК», одного из ведущих российских девелоперов в области жилой недвижимости.

«Вопрос развития агломерации в России представляет собой большие сложности. Вместо того чтобы создавать регионы вроде большого Лондона или большого Парижа, Москва захватывает территории, возникают конфликтные ситуации, — сожалеет Игорь Поповский.

— Отсутствие развития в районе Северного аэропорта — это очень грустная ситуация, потому что это место могло бы быть новым Сити. Оно могло развить Красный проспект и разгрузить центральную часть города».

Президент ассоциации «Аэропорт» Алексей Чертенков не верит в восстановление старого аэропорта: «Этот аэропорт интересен под малую региональную авиацию, с которой у нас до сих пор тяжело. Учитывая тот объем, который у нас сейчас есть в авиаперевозках, с ним и «Толмачёво» справится. Ожидать, что в обозримой перспективе есть возможность создать экономически оправданный проект аэропорта «Северный», я не могу».

Елена Сафронова

Фото thinkstockphotos.com (1), Славы Степанова (2)

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...