Город Они не сдают ЕГЭ

Они не сдают ЕГЭ

Почти половина самых умных детей НСО учится в шести престижных школах, четыре из них в Академгородке

В НСО завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняли участие 2089 школьников. Олимпиады — тот случай, когда отрицать наличие престижных школ невозможно: 44 % победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников обучаются в 6 образовательных учреждениях Новосибирска.

На первом месте по количеству дипломов — гимназия № 1 (72 диплома), на втором — специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ), более известный под старым названием ФМШ (57 дипломов), на третьем — лицей № 130 (40 дипломов). Далее следует гимназия № 10 (27 дипломов). И, наконец, пятое место делят гимназия № 3 и гимназия № 6 «Горностай» (по 21 диплому).

Как поясняет Егор Ильин, методист областного центра дополнительного образования детей, перечень школ остается довольно стабильным из года в год. Единственной новостью в нынешнем году стал прорыв на первое место гимназии № 1, опередившей СУНЦ НГУ. Как поясняют в областном центре дополнительного образования, победители олимпиад, появляющиеся в «обычных» школах, обычно переводятся в лицеи и гимназии и в дальнейшем пополняют уже их статистику.

Всероссийская олимпиада школьников начинается со школьных олимпиад, где участвуют все желающие и определяются кандидаты для районного этапа олимпиады. Его лучшие участники в свою очередь попадают в региональный этап, а он определяет уже участников заключительного — федерального. Дорога и проживание для его участников оплачиваются из бюджета области.

Призеры и победители заключительного этапа не сдают ЕГЭ по профильному предмету, так как их результат при зачислении в вузы приравнивается к 100 баллам.

Представители образования подчеркивают, что олимпиадные задания лишены качеств, за которые обычно упрекают ЕГЭ его противники (шаблонность ответов, натаскивание учеников «на тесты»). «ЕГЭ прежде всего проверяет общую компетенцию по предмету, для решения задач нужны фундаментальные базовые знания, — комментирует Егор Ильин. — А для решения олимпиадных задач необходимо мыслить нестандартно, использовать нетипичные сочетания приемов решения, не говоря уже о практических работах по ряду предметов, например, таких как химия, где нужно не просто продемонстрировать знание тех или иных реакций, а полностью самостоятельно поставить эксперимент от и до».

Впрочем, список школ с высокими показателями ЕГЭ близок списку школ-лидеров Всероссийской олимпиады, — и большинство этих школ имели особую репутацию еще в советское время. Так, в прошлом году из шести новосибирских школьников, получивших 100 баллов по математике на ЕГЭ, пять были выпускниками СУНЦ НГУ.

В 2010 году лучшие результаты ЕГЭ показали гимназии № 1, 3, 6, 11, 15, а также лицеи № 130, 200 и лицей НГТУ.

Начиная с 90-х годов, поступление в престижные школы (его финансовая сторона) окружено легендами. Администрации школ обсуждают вопрос неохотно. «Вообще-то школьное образование по закону у нас бесплатное, — комментирует директор лицея № 130 Сергей Сопочкин. — У нас есть благотворительный фонд, в который родители и спонсоры вносят деньги на развитие школы. Но политика правления спокойная, мы с пониманием относимся к родителям-бюджетникам. Распоряжается фондом родительское сообщество, все протоколы открыты. На мой взгляд, современная школа без такого инструмента существовать не может. Закон это позволяет».

Сейчас ежемесячный взнос на нужды школы в лицее № 130 составляет около 400 руб., — судя по всему, это довольно среднестатистическая сумма для новосибирских школ, причем не только лицеев и гимназий.

Что касается перехода в школу новых учеников, то господин Сопочкин комментирует его так: «У нас случаются 3–5 переводов в год. Они возможны, если есть свободные места. Денежный вопрос не является определяющим и зависит от желания родителей. Если ребенок способный, мотивированный и у родителей нет возможности, речь об этом не заходит. Кто-то не заплатит нисколько. Кто-то заплатит 5–10 тысяч руб. Кто-то больше. Что такое щедрый взнос? Если я скажу, например, «50 тысяч», это будет выглядеть так, как будто директор сидит и вытрясает из каждого на входе 50 тысяч, а это не так».

«Ситуации, чтобы талантливый ребенок не смог учиться из-за денег, у нас не бывает», — говорит директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. В том же заверяет и директор лицея №130.

Семейный психолог клиники «Инсайт» Анна Бердникова предостерегает родителей от навязчивой идеи «хорошая школа любой ценой»: «Если ребенок в обычной школе был нормальным хорошистом, а в гимназии не справляется с высокими требованиями, — а родители приложили усилия, чтобы он здесь учился, — это большой стресс».

Николай Яворский считает, что сами по себе победы на олимпиадах — не гарантия успешной самореализации: «Олимпиада — это спорт, наука — кропотливая работа. Олимпиадные задачи — специально разработанные, подразумевающие быстрое и красивое решение, а наука — и жизнь вообще — дает совсем другие задачи. Когда я был студентом, со мной учился призер Всесоюзной олимпиады, который вылетел с первого курса».

Елена Полякова

Фото thinkstockphotos.com (1), Стаса Соколова (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
Летнее Солнцестояние — 2024: как подготовиться к этому дню и зарядиться энергией — советы астролога
Юлия Тарантина
Мнение
Совсем как у взрослых: в прокат вышла новая «Головоломка» — стоит ли внимания история об эмоциях девочки-подростка
Илья Большаков
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления