
Поделиться
«Станция метро «Площадь Маркса» закрыта по техническим причинам». Такое объявление вечером во вторник, 31 января, звучало во всех вестибюлях новосибирской подземки. О причине случившего стало известно лишь через полчаса: в полиции рассказали, что метро закрыто из-за сообщения о бомбе. «Звонил, судя по голосу, школьник, мальчик, который сообщил о заложенном взрывном устройстве», — объяснили НГС.НОВОСТИ в пресс-службе ГУ МВД РФ России по НСО в тот же вечер. Утром 1 февраля стало известно, что метро заминировал не школьник, а 28-летний житель Кировского района Новосибирска. В полиции заявили, что звонок с сообщением о бомбе поступил с мобильного телефона, что помогло вычислить звонившего. Дополнительной информации о личности подозреваемого в пресс-службе не предоставляют.
«Это второй случай сообщения о бомбе в этом году, — рассказал замначальника новосибирского метрополитена Роман Дронов. — Еще 20 января мы на 5 минут закрывали станцию метро «Маршала Покрышкина». Тогда поезда просто проезжали мимо станции и высаживали пассажиров на «Березовой роще» и «Сибирской». Сообщение также поступило от неуравновешенного мужчины и не подтвердилось». По словам г-на Дронова, «Площадь Маркса» была закрыта на посадку и на высадку пассажиров более 40 минут.
За это время порядка 1300 пассажиров не смогли туда зайти и столько же — выйти.
«Перрон расчистили просто, — продолжает Роман Дронов. — Поезд со стороны «Студенческой» пришел уже пустым, из него никто не вышел. Те, кто были на платформе, сели в поезд в обратном направлении. В вестибюли войти было нельзя — только выйти. За время простоя отменили 16 поездов».
По словам сотрудника пресс-службы областной полиции Антона Сурнина, в случае сообщения о минировании место немедленно должно быть оцеплено, люди — эвакуированы, а прилегающая территория в кратчайшие сроки должна быть обследована кинологическими бригадами и взрывотехниками.
Температура воздуха в районе станции метро «Студенческая», которая на час стала конечной на красной ветке новосибирской подземки, вечером во вторник составляла
В пресс-службе экспертно-криминалистического центра МВД России нам объяснили, что отличить реальное сообщение о бомбе от розыгрыша невозможно. «Да это и не входит в обязанности полиции, — добавили в пресс-службе. — Гражданин, сообщающий о факте, несет ответственность за свои действия. Если информация не подтвердится, он предстанет перед судом».
Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях (Москва) Михаил Виноградов условно делит всех лжетеррористов на две категории. Первыми движут страх, паническая реакция и мысль, что они как-то причастны к спасению города. Вторые стремятся к справедливости, сведению счетов с теми, кто им неприятен, кто чем-то, по их вине, перед кем-то провинился.
«Разумеется, существуют и психически ненормальные граждане. Но у психически ненормальных бывает много разумного, точнее, осмысленного поведения, поэтому говорить о диагнозе тут не приходится», — добавил Михаил Виноградов.
В минувшем году из-за лжетеррористов эвакуировали студентов новосибирских вузов, посетителей салонов связи, полицейских из зданий ОВД, пассажиров «Толмачёво» и вокзала Новосибирск-Главный. Ни одно сообщение о бомбе не подтвердилось.
По данным Управления судебного департамента в НСО, ежегодно новосибирские районные суды рассматривают 11–12 дел, связанных с ложными сообщениями о терактах. Действия подсудимых квалифицируют по статье 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Несмотря на то, что санкция статьи позволяет лишать лжетеррористов свободы на срок до 3 лет, большинство приговоров — условное лишение свободы или штрафы. К примеру, заявившая год назад о бомбе в «Толмачёво» жительница Алма-Атинской области Республики Казахстан, была оштрафована всего на 20 тыс. руб. Суд учел, что женщина раскаялась и подписала явку с повинной. Рекордно строгий приговор по этой статье 8 августа 2011 года вынес Курганский суд, приговоривший местного жителя, сообщившего о бомбе в коррекционной школе к 2 годам колонии строгого режима.
Кирилл Маковеев
Фото Стаса Соколова