8 декабря среда
СЕЙЧАС -14°С

Бензиновое возбуждение

УФАС обвинило мелкие АЗС в сговоре и заявило о непричастности «Газпром нефти» к росту цен

Поделиться

Поделиться

Утром в четверг, 6 октября, Новосибирское УФАС России опубликовало список компаний, которые якобы вступили в сговор и необоснованно завысили цены на топливо. В него попали «Трансервис», «Лабаз», «Азалия», «Миранда», «Рати», «Скад», «Хильда», «Мираль», «Айрис», «Пегас», «Антэл», «Сезаль», «АКО», «ЛАКИ Стар», «Хорос», «Сибгаз» и ТД «Симбиоз». Против них возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». В частности, компаниям предъявляют совершение согласованных действий, которые привели к одновременному необоснованному повышению розничных цен на автобензины. Рассмотрение дела назначено на 26 октября 2011 года.

По мнению управляющего активами ФГ БКС Николая Солабуто, у нынешнего топливного кризиса три причины: прекращение поставок топлива со всех заводов, кроме Омского НПЗ, на котором сейчас идет реконструкция; прекращение работы «Газпром нефти» с мелкооптовыми АЗС, которые теперь вынуждены закупать бензин по биржевым ценам, и давление со стороны властей вкупе с рыночной конъюнктурой — сейчас выгоднее продавать нефть за рубеж, чем на внутренний рынок.

Поделиться

Руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская назвала обвинения ФАС необоснованными и добавила, что цены повышали только «Трансервис» и «Лукойл», и то не одновременно, не с одинаковой планки и не до одной отметки.

Остальные крупные игроки — «Хорос», «Янтарь», «Беркут» и «Синтез», по словам г-жи Золотовской, не повышали цены и были вынуждены прекратить продажи топлива. Она добавила, что сейчас на этих заправках есть только предоплаченный госструктурами бензин, который продавать в розницу экономически невыгодно. «Бензин на (Санкт-Петербургской. — К.М.) бирже покупал только «Трансервис», — уточняет Золотовская. Причина отсутствия бензина на заправках, по мнению независимых нефтетрейдеров, заключается в резком сокращении оптовых поставок. Юлия Золотовская объяснила, что поставки бензина с «Газпром нефти» происходили только при условии полной предоплаты на месяц вперед. Представитель нефтетрейдеров говорит, что «Газпром нефть» вернул сетям 100%-ную октябрьскую предоплату за бензин, отказавшись от поставок, поэтому мелким АЗС просто нечего продавать.

Поделиться

По мнению г-жи Золотовской, вина в росте цен и возникновении дефицита топлива лежит на компании «Газпром нефть», которая неправильно спланировала объемы производства бензина.

В прошлом году ФАС по всей России оштрафовал нефтяников за сговор на общую сумму 16 млрд руб. В этом году только «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» получили предписания о выплате штрафов на 7,5 млрд руб. за сговор, приведший к росту цен и дефициту топлива на алтайских заправках. «У ФАС есть традиционный набор инструментов — предупреждения, предписания, заведение дел, штрафы, — объясняет Николай Солабуто из БКС. — Этого набора вполне достаточно, чтобы воздействовать на участников рынка, когда это необходимо». Представители рынка молочной продукции, также попадавшие в поле зрения УФАС, отметили, что в условиях физического дефицита продукции ее цена все равно будет расти.

Днем в четверг, 6 октября, губернатор Василий Юрченко объявил, что в Новосибирскую область поставят дополнительно 10 тыс. тонн светлых нефтепродуктов сверх запланированного объема поставок.

По данным губернатора, утром, 6 октября, литр АИ-92 на АЗС «Газпромнефть» стоил 23,3 руб., на АЗС «Лукойл» — 28 руб., на АЗС «Трансервис» — 24,9 руб., на АЗС «Беркут» — 25 руб., на АЗС «Хорос» — 25 руб., на АЗС «Стандарт» — 24,9 руб., на АЗС «Синтез» — 24,4 руб. и на АЗС «Янтарь» — 25 руб. Представители сетей подтвердили достоверность этих цифр.

Предприниматель Александр Бойко оценивает топливную потребность Новосибирска в 40 тыс. тонн бензина и 15 тыс. тон дизельного топлива в месяц. При этом уровень дефицита поставок, по оценкам независимых нефтетрейдеров, составляет 70 %. «Думаю, что ситуацию удастся стабилизировать уже в ближайшие недели, в том числе благодаря усилиям властей, которым подобные ситуации в предвыборный период крайне нежелательны, — говорит Николай Солабуто. — Напряжение спадет, когда на Омском НПЗ закончится модернизация. Впрочем, риски «рецидивов» будут сохраняться, пока не будет каким-либо образом восстановлена диверсификация поставок бензина в область».

Кирилл Маковеев

Фото thinkstockphotos.com (1), Елены Воробьевой (2, 3)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку