
Поделиться
События прошлого сезона потрясли Новосибирский театр оперы и балета до основания. Трагически погиб молодой директор Руслан Ефремов, а главный дирижер Теодор Курентзис уехал работать в Пермь. Это не повлияло на зрительский интерес — билеты на открытие нового сезона раскупили задолго до спектаклей. 16–18 сентября театр покажет три постановки — «Спартак», «Кармен» и «Иоланта». Накануне открытия сезона корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с директором НГАТОиБ Борисом Мездричем, который вернулся в свой кабинет после двухлетнего перерыва.
Справка: Мездрич Борис Михайлович — в 1972 окончил геолого-геофизический факультет НГУ, работал в Дальневосточном геологическом институте. В 1989 г. возглавил Омский академический театр драмы, в 2001–2008 гг. руководил Новосибирским театром оперы и балета, затем Академическим театром драмы им. Ф.Волкова в Ярославле. В 2011-м вернулся на пост директора НГАТОиБ.
Каким вы нашли театр после своего возвращения на пост директора?
Нашел, что театр в хорошем состоянии, не потерялся. Мы почти сразу выпустили премьерный балет «Спартак» — это мощная постановка, кроме хореографического интереса она имеет социальный подтекст.
В Новосибирске есть хореографический колледж и консерватория, но в оперный театр берут артистов и из других городов. Местные учебные учреждения не удовлетворяют потребность в кадрах?
В кадровых делах важна не география, а профессионализм. Мы внимательно смотрим на выпускников, оцениваем, насколько они талантливы. Конечно, искать приходится везде.
Будущие артисты присылают резюме?

Поделиться
По-разному. В основном Игорь Зеленский (художественный руководитель балета НГАТОиБ. — Д.С.) выбирает. Недавно, например, он ездил смотреть выпускников в Красноярске. Бывший главный дирижер Теодор Курентзис отбирал артистов — он много гастролировал и привозил новых солистов. Вообще, главный дирижер — ключевая фигура, потому что мы — музыкальный театр.
А какую зарплату вы готовы предложить человеку, который придет на эту должность?
Достойную.
Как вы относитесь к тому, что в зрительском буфете продается алкоголь?
Нормально отношусь. А в чем тут криминал? Алкоголь продается в театральных буфетах во всем мире. Вопрос в том, как им пользоваться, а это уже каждый решает сам.
Как театр формирует цены на билеты?
Нет специальных норм, цены формирует рынок. И мы должны четко понимать, какова платежеспособность населения Новосибирской области. Для этого мы смотрим данные статистики, следим за уровнем зарплат у разных социальных категорий, за ценами на продукты. Смотрим, сколько стоят билеты в оперных театрах Екатеринбурга, Красноярска и Санкт-Петербурга.

Поделиться
Сколько театр зарабатывает на одном спектакле?
Мы можем собрать 1 млн руб. за вечер — это за балет вроде «Спартака» или «Лебединого озера». На менее популярном спектакле — 400–500 тыс. руб.
На балетные спектакли в среднем фактическая продажа составляет 90 % от аншлаговой стоимости, это высокий процент. На операх цифры меньше — порядка 60 %.
Так уж сформировалась культура российских зрителей. В Австрии, например, все наоборот — балет в меньшем почете. Опера — резерв, который мы должны серьезно поднять.
А это возможно?
Конечно, мы пригласим талантливого главного дирижера (накануне интервью директор НГАТОиБ обявил, что дирижер уже найден, но его фамилия пока держится в секрете, — Д.С.), выберем интересные оперные названия, расширим состав солистов, будем тесно работать с консерваторией. В этом сезоне начнем проводить творческие встречи с ведущими солистами и художественными руководителями. Соберемся в концертном зале, пригласим зрителей. Думаю, с Игорем Зеленским будет встреча и с главным дирижером, когда он освоится.
Согласны ли вы с утверждением, что новосибирцам не нужны современные экспериментальные постановки, они консервативны и больше любят классику?
Здесь есть факты, от которых никуда не деться. По продажам классические названия, сделанные в традиционной манере, пользуются большей популярностью — «Спартак», «Баядерка», «Лебединое озеро».
Поэтому мы ставим их в репертуар. И потом, они полезны для труппы, потому что формируют стиль. Но у нас есть и современные постановки — балеты Баланчина, «Шепот в темноте» Льянга — 18 минут сплошного восторга, есть «Кармен» Ролана Пети, «Золушка». Мы будем продолжать эту политику, чтобы не стать театром одного направления.
Как оперный театр благоустраивает территорию? Делаете ли ремонт, что нового планируется?
Сейчас мы строим забор за театром, если в 2012 году получим финансирование — закончим эту работу. Внутри сделаем площадку, там ничего особенного не построишь — много подземных коммуникаций. Вообще, ремонт мы стараемся поэтапно делать своими силами. Меняем двери, окна, заканчиваем ремонт женских гримерных. Реконструкция, которая закончилась в 2005 году, затронула зрительский и сценический комплексы, а также купол и трюмы. Ее сделали качественно, мы не жалуемся.
Меняется ли с годами отношение новосибирцев к оперному театру?
Поскольку меня не было в Новосибирске 2,5 года, я могу оценить — к театру относятся очень внимательно и доброжелательно. У нас много контактов с представителями власти, различных компаний, журналистами, с производителями декораций, с коллегами. И я им очень признателен. Еще я благодарен зрителям — в конце прошлого сезона после спектаклей ко мне подходили незнакомые люди и выражали свою поддержку театру. Это очень приятно. Вообще, я доволен достойной репутацией театра, и позиций мы сдавать не собираемся.
Дарья Староверова
Фото автора (1), Татьяны Кривенко (2), предоставлено пресс-службой Новосибирского театра оперы и балета (3)