24 июня четверг
СЕЙЧАС +10°С

Новые стандарты образования: мы готовы?

1 сентября состоялась онлайн-конференция ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Василия Синенко

1 101

Поделиться

Поделиться

1 сентября на НГС.НОВОСТИ состоится онлайн-конференция ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Василия Синенко на тему: «Новые стандарты образования: мы готовы?».

В чем особенность новых стандартов образования? Зачем они нужны?
Все ли школы Новосибирской области в 2011 году смогут перейти на новые государственные образовательные стандарты?
Какие новшества будут введены для первоклассников?
Как идет переподготовка педагогов?
Чем будут отличаться новые учебники от предыдущих?
Что включает в себя полный учебный день в начальной школе?
Как будет контролироваться исполнение новых требований?


Справка: Новые федеральные государственные образовательные стандарты, на которые российские школы переходят с 1 сентября 2011 года, предполагают введение в начальной школе полного учебного дня с обязательными внеурочными занятиями, переподготовку учителей и улучшение материальной базы школ. Окончательный переход на ФГОС на всех ступенях образования должен осуществиться в 2020 году.

Поделиться

Анна Богданова:
Добрый день, уважаемые посетители НГС! Мы начинаем онлайн-конференцию ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Василия Синенко. Пожалуйста, задавайте свои вопросы.


Ответ:
...


Поделиться

Поделиться

Василий Синенко:
Действительно, нужно остановиться на ключевых особенностях новых стандартов. Это принципиально новый документ для отечественной школы. Чем отличается? Предыдущие стандарты были направлены на содержание образования — чему учить, а нынешние стандарты представляют собой совокупность требований по трем направлениям. Во-первых, это требования к структуре основной образовательной программы, во-вторых, к условиям ее реализации, и очень важное третье требование — к результатам освоения этой основной образовательной программы. Сама основная образовательная программа — это не есть федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это только его часть. Федеральный госстандарт — это нормативно-правовой акт, а на основе этого акта федеральными уполномоченными органами разрабатывается примерная основная образовательная программа, и теперь уже на основе этой примерной образовательной программы образовательные учреждения с участием управляющих советов, попечительских советов, родителей, общественности данного микрорайона и т.д., — они уже составляют основные образовательные программы. То есть государственные стандарты — не тот документ, который задает сам процесс во всех деталях. Это как модель, задает определенные рамки всесторонней деятельности, а школа, используя примерные основные образовательные программы, создает конкретную программу, с учётом особенностей своего региона, своего образовательного учреждения. Необходимо понять следующее: ФГОС является той моделью, тем актом, который тремя группами требований задаёт рамки всей жизни, всего бытия образовательного учреждения.


Ответ:
...


Поделиться

Поделиться

Алексей Колосов:
1. Чем новые т.н. стандарты лучше того способа обучения, который был в Советском Союзе?
2. Почему стало считаться, что обучение школьников как сдавать ЕГЭ лучше, чем обычное обучение основам наук?


Ответ:
Уважаемый Алексей, дело в том, что новые стандарты (ФГОС) — всё-таки шаг вперёд, так как они нацеливают на метапредметную подготовку школьника на основе системно-деятельностного подхода. То есть когда учащийся имеет знания не только по данному предмету, а интегрированные в единое целое знания по многим предметам, когда учащиеся одинаково успешно осваивают разные предметы с использованием универсальных учебных действий. Подготовленность ребенка выступает, как единое целое, и вот тогда он может ориентироваться в любой жизненной ситуации. Это не значит, что он не будет знать каких-то законов физики, — будет. Просто эти знания будут интегрироваться со знаниями по другим предметам, а, значит, будут более глубокими. Стандарты предусматривают систему требований к условиям, в которых они будут реализовываться, — материально-техническая база, подготовка преподавателей и т.д., даже школьное питание.
Таким образом, если раньше стандарты были направлены только на получение определенных знаний, то нынешние направлены на обеспечение требований ко всему школьному бытию. Все, что делается в школьном заведении, должно починяться требованиям новых стандартов образования.
На ваш второй вопрос: обучение в школах далеко не сводится к тому, как сдавать ЕГЭ. ЕГЭ — это не основной момент, чтобы вокруг него строить всю школьную жизнь. Это оценка подготовленности, и пока по старым стандартам. Сегодняшний ЕГЭ не направлен на выявление подготовленности, на уровне метапредметных знаний. И нередко обучение старшеклассников только на основе ЕГЭ выступает как простое натаскивание детей. Это глубокая ошибка, устаревший подход. ФГОС как раз это не предусматривает. Ребенок должен одинаково ориентироваться в разных науках, владеть универсальными учебными действиями. Простой пример. Как работать с книгой, с информацией в интернете, справочной литературой? Это и есть универсальное рабочее действие. Или лабораторная работа. Дети идут на лабораторную работу и часто, не понимают, что есть универсальный подход к её выполнению (с чего начинается этот эксперимент, как составить план его проведения, как мы соберем экспериментальную установку, как проанализировать результат, подтвердилась гипотеза или нет, что помешало получению лучшего результата, в чем были ошибки). Это и есть обобщенный подход. К великому сожалению, каждый учитель требует только свой подход к выполнению учебных действий. Тогда у детей нет метапредметных навыков. Бывает так, к примеру, когда выпускник думает, что есть синус по математике и синус по физике, что они разные.


Поделиться

Поделиться

Инна некипелова:
Добрый день! подскажите, ребенок пошел в первый класс в гимназию, в классе 32 ученика, является ли это нормой? Какие стандарты по набору детей в класс?


Ответ:
Наполняемость детей в классе не должна превышать 25 человек. 32 — перегрузка. Перегружать класс — это плохо.
По поводу набора, — никаких тестов и собеседований не должно быть. Ребенок, готовясь к школе, должен социализироваться: должны формироваться хорошие отношения с друзьями, уважительное отношение к труду взрослых и т.д. Но отбирать даже по этим показателям тоже нельзя.
Естественно, образовательное учреждение пытается выбрать лучших детей. Зачастую это является «медвежьей услугой» родителей — когда готовясь к школе, они учат грамоте. Ребенку может очень скоро стать скучно и он может потерять интерес к учебе.


Поделиться

Поделиться

Алексей Колосов:
Каким максимальным количеством учебных часов (в которые он обязан давать знания своим ученикам) в учебном году может пожертвовать преподаватель для того чтобы иметь возможность повысить свою квалификацию на соответствующих курсах?


Ответ:
Я понимаю вопрос. Чтобы учитель нормально повысил квалификацию, руководитель школы должен создать оптимальные условия. Учитель ничем не должен жертвовать. Это вопрос для директоров школ. Повышение квалификации — это очень серьезный управленческий акт. Я думаю, что нужны запасные составы учителей, чтобы учитель мог спокойно учиться, зная, что его уроки нормально ведутся, дети не отстают от программы. Некоторые руководители урезают зарплаты, тем учителям, которые повышают квалификацию, это нонсенс. Надо понять, что повышения квалификации сейчас – это трудоёмкий творческий процесс.


Поделиться

Поделиться

Алексей:
Василий Яковлевич!
На Ваш взгляд, можно ли на сегодняшний день гарантировать готовность школьных педагогических кадров к реализации требований ФГОС?


Ответ:
С сегодняшнего дня все школы страны, в том числе Новосибирска и области, вступили в ту фазу, когда начальные школы стали учиться по стандартам второго поколения, буквально с этих минут. Готовы ли учителя? Мы очень серьезно готовили учителей начальной школы. На следующий год придут другие классы, третьи, четвертые, а с 2015 года придут пятые классы, — это основная образовательная школа. Все это будет переходить до 2019-го, к 2020 году дойдет до старших классов.
Готовы ли учителя, очень сложный вопрос. Мы обнаружили удивительную картину: когда учителя приходят учиться по новым стандартам, мы увидели, что многие из них даже не читали стандарты. Мы активно используем все интерактивные формы обучения, когда учитель сам создает проекты, работает над ними. Есть учителя, которые серьезно к этому подходят, есть — с которыми сложнее. Как и учащиеся.
Стандарты второго поколения — это не только требования к их структуре, но и требования к уровню освоения и к уровню отслеживания, к условиям. Учителя, работники образования должны это усвоить, должны разработать соответствующие проекты. Мое мнение (я очень переживаю за это), что если в какой-то школе не будет условий, а нужно реализовывать ФГОС, — в этой школе стандарты второго поколения будут загублены. Поэтому контроль должен осуществляться и со стороны общественности, попечительских советов, управляющих советов и т.д. Ведь новые стандарты это общественный договор!
У нас в области создано Управление лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования, Конечно, по мере продвижения из года в год ФГОС до 2020 года, роль этого Управления в контроле над реализацией стандартов будет увеличиваться все больше и больше.


Поделиться

Поделиться

Юрий Mартыщинко:
Когда шкльникам, по крайней мере, 1-4 классов заменят все учебники планшетником за счёт бюджетов города и региона?


Ответ:
Не могу ответить, когда. Знаю, что процесс идет. Другой вопрос — настал ли момент, когда нужно заменить все бумажные носители электронными. Дело не в том, что я человек прошлого поколения. В Ханты-Мансийске недавно родители вышли на митинг с требованием убрать все мультимедийные средства (особенно интерактивные доски). Дети очень устают, когда их чрезмерно много. Все должно быть в разумных пределах. Надо ли полностью переводить детей на это?..Вопрос надо, не затягивая, решать.


Поделиться

Поделиться

Андрей:
Учебники с 1 по 11 класс, по которым учились в прошлом году, становятся не нужными для учеников тех же классов, так как в следующем году выходит новая редакция. В связи с этим, каждый год первоклассники и ученики старших классов вынуждены выбрасывать, «сжигать» учебники, по которым учились в прошлом году и покупать новые, ввиду их неактуальности.
До каких пор будет продолжаться такая «глупая» ситуация???
Почему наши дети не могут учиться по электронным учебникам на планшетном компьютере????
Стоимость комплекта учебников для первого класса 4000 рублей. Стоимость планшетного компьютера для ученика первого класса 4000 рублей.
Все учебники можно носить с собой в электронном виде. Все уроки, домашние задания, контрольные можно делать в электронном виде.
Когда из каменного века выйдем?
Предложение выгодно всем!!! Издателям учебников, школам, ученикам, родителям...
Не выгодно только тем - кто сейчас печатает эти самые учебники и тем кто их продает..
А ведь любую опечатку в учебнике можно было бы легко справить.. (если это электронный вид).
Учебники и прочую литературу можно было бы хранить на сайте образовательного учреждения...
Правительство могло бы легко получить выгоду от внедрения учебных планшетных компьютеров...
А сейчас получается что с учебниками дефицит... - Слово то какое.. дефицит... - как раньше... - только это говорит о том что мы катимся «назад в будущее» ))))))))))))))


Ответ:
Конечно, можно, но когда для этого будут созданы условия, — и полностью безопасные условия для использования этих носителей. Это очень серьезный вопрос. Конечно, я тоже сторонник того, чтобы многое было перенесено в электронный вид. Когда? Когда будут созданы все условия.


Поделиться

Поделиться

Наталья Николаевна:
Уважаемый Василий Яковлевич! Все ли Вас как учителя, ученого устраивает в новых стандартах, на которые мы переходим с 1 сентября.


Ответ:
Вы знаете, конечно, не всё. Многое устраивает: комплекс требований, метапредметность, что всё прописано, что ученик будет исследователем, который должен получить результат и обрадоваться этому.
Нужно понять истину: «Дети готовы ко всему, к чему готов учитель».
Что не устраивает? Когда мы говорим о содержании основных программ, — мы говорим, что каждая наука устроена так, что есть ядро и есть следствие. Я как физик могу сказать, что всю физику можно изложить на четверти листа. Если ученик владеет ядром, а потом научился получать из ядра следствия — это суперметапредметные знания. Этот вопрос в новых стандартах полностью не учитывался, это как-то обошли стороной. Дальше в нынешних стандартах, в требованиях к условиям, не очень устраивает, что очень робко говорили об естественнонаучном эксперименте как о методе познания. Эксперимент — это как раз метод познания. Дети ведь любят сами экспериментировать, получать выводы. Боюсь, что многие руководители школ этим могут воспользоваться и не будут уделять этому должного внимания, не закупать оборудование или перевести весь эксперимент в мультимедийность.
Уровень научно-исследовательского подхода в образовании мы утратили, в Советском Союзе этому больше уделялось внимания. Сейчас это необходимо возрождать, так как весьма актуален вопрос об инженерной подготовке кадров, о которой говорит президент.
Сегодня у нас приняты стандарты начальной школы и основной школы. Коррективы могут вноситься. Стандарты старшей школы будут вводиться только через 10 лет. Еще есть время что-то исправлять, корректировать.
В связи со сказанным выше, хочу отметить, что стандарты общего образования обеспечивают равные для всех и бесплатные условия получения качественного образования. Мы привыкли в школе работать так, что начальная школа, да и основная не являются доминирующими, — ходят дети в школу, что-то усваивают и хорошо. А уж на выпускные классы... давайте «подналяжем», лучших учителей поставим, создадим лучшие условия. Это глубочайшая ошибка. И ведь основной спор-то шел и идет вокруг стандартов для старшей школы. Всё нормально обеспечиваться должно с первого класса.. И тогда не надо будет в 10–11 классах форсировать подготовку ребенка к вузу. Это мы и упускаем из вида. ФГОС, как раз, выдвигает равные требования ко всем ступеням обучения, на всех уровнях.


Поделиться

Поделиться

Анастасия:
Какими Вы видите выпускников школ через 10 лет, попавших под новые стандарты образования? как новые стандарты повлияют на личностное и интеллектуальное развитие школьников?


Ответ:
1. Ученик активен, умеет отстаивать свою позицию, самое главное — он имеет знания не только по определенным предметам, имеет обобщенные знания, метапредметные. У него представление о мире сформировано не в виде мозаичного одеяла, а в виде красивой картины.
2. Ребенок воспитан, толерантен, относится к окружающей действительности с пониманием, уважает других. Моими учениками — учеными замечена особенность: если учащиеся учатся так, что они сами добывают знания, а учитель только организует процесс, если ученик сам делает выводы, радуется полученному результату, то он в подавляющем большинстве случаев более воспитан. Когда мы недавно летели над Байкалом на вертолете с американскими учеными-физиками и увидели на Байкале след другого цвета от целлюлозного комбината, американский физик сказал: «Видимо, с тем, кто построил этот комбинат, случилась беда, — он в школе получал готовые знания».
3. Здоровым ребенком. На сегодняшний день здоровье детей в школе нарушается. Не столько из-за того, что плохое питание, классы не проветриваются. Хотя это очень важно! Но львиная доля нездоровья — от однообразных, нудных уроков, направленных к формированию негативного отношения, к учителю, в школу не хочется идти. Поэтому стандарты второго поколения направлены еще и на здоровье детей.
В каждом ребенке есть познавательный рефлекс. Маленький ребенок — почемучка. Но постепенно взрослые гасят этот рефлекс... нам некогда, потом в школах: «Не отвлекайтесь, проведите черточку только так»... И к 7 годам рефлекс пропадает, то, что дано Богом, — давится. Пропадает познавательный рефлекс, а это подавляет психику детей.
Учитель — должен быть не транслятором знаний, а организатором познавательной деятельности детей. Тогда стандарты будут реализовываться в полной мере. Результатом должны быть метапредметные знания вкупе с личностным развитием ребенка, с актуализацией его личностных особенностей. Нельзя в ребенке подавлять его «Я».


Поделиться

Поделиться

Коржавин Виталий Владимирович:
Доброго здоровья, Василий Яковлевич!
Я ваш бывший выпускник и с любовью вспоминаю ФИЗМАТ времени перестройки...
Как было интересно! Как мы ВМЕСТЕ искали новые пути в образовании!
О многом бы хотелось с Вами побеседовать... Столько накипело!
Но пока - вкратце:
Сколько бы не критиковали (по делу и без оного) нашу систему образования, чрезвычайно редко (или дико поверхностно) говорят о ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ! Часы, программы, набор дисциплин, технологии, ЕГЭ... Все это вторично, если учитель дебил!!! Я много раз убеждался, что через физкультуру можно развивать духовный мир человека, а через любимую Вами физику - образное мышление!... Поставь МНОГО литературы или языка в программу и поставь слабого педагога... ВРЕДА БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТ ХОРОШЕГО ТРУДОВИКА!!!
Не здесь ли «собака порылась»?
Не здесь ли все наши беды?

P/S Как с Вами связаться по электронке?

С большим уважением.


Ответ:
Виталий Владимирович, мне очень приятно! Я с вами полностью согласен, что многое зависит от учителя. Система педагогического образования должна быть совершенно другой. Много времени уходит на освоение предметных наук (физики, химии, истории…). Очень незначительная часть посвящена педагогическим дисциплинам. Мы в педвузе должны готовить не столько предметника, сколько нужно обучать технологиям обучения. В свое время я предлагал вводить педагогические мастерские со второго семестра и до конца процесса. К сожалению это сложно, хлопотно, требует совершенно другой организации учебного процесса в педвузе.


Поделиться

Поделиться

Чуприков Андрей Евгеньевич:
Здравствуйте!
Хотелось бы познакомиться с вариантами оценки качества работы педагогов в Негосударственных Учреждениях дополнительного образования?
В частности примером является НУДО «ЛИДЕР плюс» - автошкола с большой сетью филиалов в г. Новосибирске, г. Бердске, г. Искитиме порядка 18 филиалов. По окончанию обучения автошкола выдает свидетельство об прохождении у них обучения с отметками. Я проходил обучение с 28 февраля по 4 мая и получил свидетельство с отметками «ХОРОШО». Сдача экзамена в ГИБДД, 2-го этапа практического вождения в городе показала что я слабо подготовлен, и оценка «ХОРОШО» не является действительной. У мня было 2 попытки и обе показывали большое количество ошибок. Самостоятельно оценив что мое обучение прошло не качественно в НУДО «ЛИДЕР плюс», я перешел в автошколу «ПИЛОТ» где прошел курс практического вождения из 14 часов. По окончанию курса практического вождения в автошколе «ПИЛОТ» экзамен в ГИБДД 2-го этапа практического вождения в городе сдал с первого раза.
Есть ли механизмы которые могут проверять уровень подготовки курсантов в автошколах на стадии их обучения?
Как отстаивать свои права при получении низкого качественных услуг образования?


Ответ:
Есть «Наша школа» — это частная школа в Октябрьском районе, там прекрасно налажена система контроля. Директор писал научную работу на эту тему. Свяжитесь, думаю вам будет польза.


Поделиться

Поделиться

Андрей:
О каком выполнении стандартов можно говорить?! Мы в этом году отправили сына в первый класс - так среди школ выбирали в том числе и по критерию «где коллектив не сильно старый». Бабушки, которые не стремятся и физически не могут проводить как можно больше времени с детьми, - я очень сомневаюсь что они способны быть современными.
Я разговаривал с родителями одноклассников сына - все говорят о том, что НЕ ВЕРЯТ что пожилой коллектив сможет быть авторитетом для детей, сможет научить быть современным.
Когда мы увидим в школах молодых специалистов? Только не говорите что предстоящее повышение зарплат привлечет их в школу...
Грустно об этом думать. Грустно представить что ждет моего Сашку через 5-6 лет, кто его будет учить через 10 лет?


Ответ:
Меня тоже тревожит этот вопрос. И как учителя, и как ученого. Стереотипы — это очень опасная вещь.
Что касается молодых специалистов... Если требования по ФГОС по условиям реализации стандартов будут выполнены, молодые специалисты придут. Там все это предусмотрено, в том числе и заработная плата.


Поделиться

Поделиться

Ольга:
Будут ли курсы переподготовки педагогов на бюджетной основе или они будут платными?


Ответ:
Видимо, вы имели в виду курсы повышения квалификации, а не переподготовки. Переподготовка — это когда получают второе высшее педагогическое образование. Совершенствование мастерства — это повышение квалификации. Это будет на бесплатной основе. Если по собственной инициативе учитель захочет пройти курсы в пятый, шестой раз — тогда, безусловно, на платной основе.


Поделиться

Поделиться

Наталья:
Не смотря на введение новых стандартов с обязательными внеурочными занятиями, не все школы нашего города могут себе позволить полный учебный день. Причина - отсутствие помещений. Меня интересует вопрос почему одно из зданий школы № 1 по ул. Владимировская было передано под «Дом учителя»? Теперь у школы нет столовой, (а следовательно о здоровом питании упоминать не придется), группу продленного дня разместить нет возможности, очень сложно распределить классы из-за нехватки помещений Как было согласовано такое решение, если рядом со школой разрастается жилмассив? Ведь год от года учащихся становится все больше. Как получилось,что для благоустройства территории вокруг «Дома учителя» денежные средства нашлись, а стадион школы в безобразном состоянии? Очень надеюсь, что мой вопрос не останется без внимания.


Ответ:
Сразу отвечаю: отсутствие условий для полного учебного дня в школе — это будет существенная недоработка в области стандартов второго поколения. Особенно в начальной школе предусмотрена полная интеграция урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьника должна быть организована в течение дня, для этого нужны помещения.
Но есть и риск. Я очень боюсь, как бы в основной школе интеграция с системой дополнительного образования (станции юных техников, кружки), не превратилась в дополнительные занятия по физике, математике и т.д.


Поделиться

Поделиться

Анастасия:
Здравствуйте, хотела спросить, за чей счет будут оборудоваться кабинеты по новым стандартам? и вопрос по обязательным внеурочными занятиями, если мой ребенок занимается музыкальной школе, единоборствами, нам это все придется оставить из-за нехватки просто времени?


Ответ:
Кабинеты будут оборудоваться за счет государства, но не родителей. Это требование к условиям реализации. И государство здесь выступает гарантом. Если требования к условиям реализации стандартов не будут реализованы — не о чем говорить. В нашем регионе в течение 3 лет реализуется национальный проект по модернизации образования и, вообще говоря, многие школы получили довольно большие деньги. Мы знаем, что эти школы практически уже подготовлены даже по основной школе, есть необходимое оборудование, приборы. Этих школ — более 100 в области. В городе — даже большая часть школ уже готовы.
И еще: не перегрузите своего ребенка!


Поделиться

Поделиться

Анна:
Планируется ли для внедрения новых стандартов изменять обучение педагогов в педагогических вузах? В настоящий момент вижу сокращение часов педагогической практики у студентов. Учебный план составлен таким образом, что студент впервые видит ученика только на ЧЕТВЕРТОМ курсе, соответственно чудовищно боится практики, боится идти в школу.
Что планируется изменить в этом направлении?


Ответ:
Анна, ответ на подобный вопрос был дан выше.


Поделиться

Поделиться

Надежда Андревна:
Созданы ли условия, кроме кадровых, для внедрения новых ФГОСов, включая финансовые (хватит ли средств для решения задач внедрения новых стандартов). Нас это очень волнует.


Ответ:
Государство — гарант. Министерство образования очень озабочено этим вопросом.


Поделиться

Поделиться

Татьяна:
Здравствуйте, хотелось бы узнать, зачем менять то, что и так поменяли не в лучшую сторону? Почему в переподготовке УЧИТЕЛЕЙ-предметиков, участвуют только педагоги и психологи и нет преподавателей специальностей?


Ответ:
Уважаемая Татьяна, я уже выше говорил, что бедой нашего педагогического образования является доминирование внимания на предметной подготовке, и на остаточном принципе — педагогическая и психологическая подготовка.
Это очень важный момент. Как раз у большинства учителей именно такая позиция, так учили в педвузе. Я очень хорошо знаю физику и математику, но мне повезло, меня хорошо подготовили в области педагогики и психологии, у меня были хорошие наставники, когда я был начинающим учителем.
Я глубоко убежден в том, что с введением ФГОС мы получим тогда результаты, когда учителя кардинально пересмотрят свое отношение к психолого-педагогической составляющей своей деятельности. И все упущения, которые были когда-то допущены в профессионализме учителя, нужно ликвидировать.
Многие учителя это поняли и кардинально меняют отношение к своей деятельности. И делать ставку только на предметную подготовку учителя в современных условиях — преступно.


Поделиться

Поделиться

Анна Богданова:
Уважаемые посетители НГС! Онлайн-конференция завершена. Спасибо за внимание.


Поделиться

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...